Становление и развитие системы высшего образования в Беларуси (досоветский и советский период)

Университетское образование в нашей стране насчитывает более чем четырехсотлетнюю историю и восходит к XVI веку, когда в 1579 году в Вильно великим полководцем Стефаном Баторием был основан иезуитский коллегиум. В то время в Западной и Центральной Европе система образования и воспитания, выработанная иезуитами, была чрезвычайно популярной. Начиная с 1570 года иезуиты открыли свои учебные заведения в Полоцке, Минске, Несвиже, Юровичах, Пинске и других местностях. Но только виленский получил статус «академии и университета», что было утверждено Папой Римским Григорием XIII. Первым ректором стал Петр Скарга, поляк, блистательный церковный проповедник, участник теологических дискуссий, в которых нещадно громил белорусских и литовских протестантов, православных.

Первоначально в академии действовало два курса (факультета): философский и теологический, где обучалось 200 человек. Однако к концу XVI века в академии насчитывалось до 800 воспитанников и около 85 преподавателей. Академия играла двойственную роль в культурно-политическом развитии страны. С одной стороны, она знакомила население белорусских земель ВКЛ с достижениями европейской культуры и готовила высококвалифицированных специалистов в самых различных отраслях. С другой – усиливала влияние католической церкви в ВКЛ, служила орудием борьбы с другими религиями и отрывала еще немногочисленных тогда интеллектуалов от своих корней. В 1773 году Папа Римский упразднил орден иезуитов, а их учебное заведение было в 1781 году превращено в светское ‒ Главную школу ВКЛ. Эдукационная комиссия попыталась избавить высшее образование от прямого влияния католической церкви. Богословские предметы были исключены из учебных программ, а факультет теологии закрыт. Еще одним важным шагом в демократизации высшего образования стала отмена преподавания на латыни, все предметы излагались на польском языке.

Главная школа ВКЛ стала высшей ступенью новой системы образования и главным научным центром Княжества. Первоначально школа имела моральный (кафедры истории греческой и римской литературы, права, истории, теологии) и физический (кафедры точных и естественных наук) факультеты. После того как из Гродно была переведена в Вильно медицинская школа открылся и медицинский факультет.

После второго и третьего раздела Речи Посполитой (1793 и 1795 гг.) Главная школа ВКЛ была подчинена российскому правительству. В 1796 г. оно преобразовало Главную школу ВКЛ в Главную Виленскую школу.

Реформы в области образования начала XIX в. привели к образованию в мае 1803 г. Виленского учебного округа, который служил своеобразным эталоном для организации системы народного образования империи. Во главе округа стал князь и личный друг императора Александра I Адам Чарторыйский, который считал своей главной задачей воспитание молодежи в патриотическом духе, что способствовало бы сближению народов Польши, Литвы, Беларуси и Украины.

По указу императора Александра I в апреле 1803 года Главная Виленская школа была преобразована в императорский Виленский университет. Университет имел четыре факультета: моральных и политических наук, физико-математический, медицинский, а также литературы и свободных искусств. С самого первого дня он начал действовать как крупнейший научный и культурно-образовательный центр России. На момент основания Виленский университет был самым богатым среди университетов России. Несколько десятилетий Виленский университет выступал как светоч разума, как центр формирования активных антиимперских общественно-политических умонастроений.

После восстания 1830‒1831 гг., в котором значительное участие приняли студенты университета, по решению Николая I, в 1832 г. университет был закрыт (формально – переведен в Киев) и на 89 лет университетская жизнь на территории Беларуси прервалась.

Восстание 1830‒1831 гг. заставило царское правительство задуматься об усилении русского культурного влияния в «Северо-Западном крае». Одновременно с закрытием Виленского университета был издан указ об открытии лицея в г. Орша. Этот лицей должен был играть роль университета для созданного в 1829 г. Белорусского учебного округа, включавшего Витебскую и Могилевскую губернии. Предполагалось, что Оршанский лицей станет главным проводником русского культурного влияния в белорусских губерниях.

Однако открытие Оршанского лицея натолкнулось на непредвиденные трудности, в результате чего деньги, которые были предназначены для организации лицея ушли на образование университета св. Владимира в Киеве, открытие которого состоялось в 1834 г.

Единственным высшим учебным заведением на территории Беларуси в 1840-е годы – начале 1860-х годов был Горы-Горецкий земледельческий институт. В разные годы там обучалось от 112 до 222 студентов. Срок обучения составлял четыре года. Выпускники получали специальность агронома.

За участие студентов и преподавателей в восстании 1863‒1864 гг. занятия в институте были прекращены. В 1864 г. он был переведен в Петербург. Свою деятельность Горы-Горецкий институт возобновит только в 1919 г. в составе четырех факультетов: агрономического, мелиоративного, лесного и сельскохозяйственного машиноведения. Позднее он станет основой для создания Белорусской сельскохозяйственной академии.

Таким образом, на протяжении XIX в. российская самодержавная власть всячески препятствовала распространению высшего образования «на западных окраинах» империи, к числу которых относились и белорусские земли. «Новоприсоединенные» территории не вызывали доверия царского правительства, которое хорошо понимало силу воздействия на молодых людей образования высшего уровня. Образование раскрепощает внутренний мир человека, развивает аналитические, интеллектуальные способности, усиливает стремление к свободе самовыражения, к неприятию насилия в любых формах. Но главное ‒ способствует побуждению вести борьбу за личную и общественную свободу.

Допустить формирование студенчества как особой социальной общности в проблемном во всех отношениях регионе, наполненном устремлениями к возрождению разрушенной государственности, не входило в планы Петербурга. События антироссийских восстаний 1830‒1831 гг. и 1863‒1864 гг. были тому яркими примерами. Варшавский университет, в который в середине XIX века устремилась молодежь из Беларуси, российские власти также закрыли. Правда, позднее указом Александра II 8 июня 1869 г. он был воссоздан и приобрел статус «императорского», а значит ‒ особо контролируемого на предмет лояльности.

Тем не менее, время требовало людей образованных, специалистов нового уровня знаний, новой ментальности. Поэтому в конце XIX века российское правительство вынуждено было все чаще обращаться к вопросам просвещения и науки, обсуждать планы создания новых учебных заведений, в том числе и университетов. Царские власти боялись идти на создание университета в «Северо-Западном крае», прежде всего, из-за возможности разбудить здесь через студентов заглушенные рецидивы национально-политической борьбы. К этому выводу пришла специальная комиссия Министерства народного просвещения в 1906‒1907 гг. [30, С. 49].

Победа Октябрьской революции и образование в дальнейшем БССР впервые дало возможность не только полностью ликвидировать неграмотность и малограмотность, но и открыть в республике десятки высших учебных заведений. Восстановление народного хозяйства, перспективы проведения индустриализации, коллективизации и культурной революции требовали многочисленных кадров высшей квалификации и быстрой их подготовки. С учетом этих и других обстоятельств организация системы высшего и средне-специального образования находилась в центре внимания руководящих органов республики.

Уже в 1918‒1919 гг. Витебский, Могилевский, Минский, Гомельский учительские институты были преобразованы в педагогические институты. В 1919 г. вновь возобновил свою работу Горецкий земледельческий институт. К сожалению, из-за того, что территория Беларуси до 1924 и 1926 года была фактически поделена на три части, а также из-за недостатка опыта и средств, недальновидности руководства первые ВУЗы подвергались неоднократной реорганизации, а некоторые были закрыты, просуществовав несколько лет.

Весьма важным событием в жизни республики стало открытие БГУ.

Если определить этапы становления Белорусского и одновременно Государственного университета, то знаковым следует считать одно из первых постановлений Советской Социалистической Республики Беларусь ‒ декрет от 25 февраля 1919 г. Им Центральный Исполнительный комитет только образованного в Смоленске белорусского государства наметил конкретные меры по созданию в Минске университета. Были выделены деньги и организована специальная Комиссия из семи человек при губернском комиссариате народного образования под руководством Е. Ф. Карского. После оккупации Минска польскими войсками летом 1919 г. комиссия продолжала существовать, хотя и занималась лишь обдумыванием вариантов продолжения своей работы в случае изменения политической обстановки.

После освобождения Минска в июле 1920 г. и повторного провозглашения ССРБ Минская комиссия вновь инициировала шаги по открытию университета. В результате ее активной деятельности 7 марта 1921 года было создано Временное правление БГУ, которое в составе В. И. Пичеты, Ф. Ф. Турука и З. Г. Гринберга начало свою деятельность 16 марта 1921 г.

Молодая республика в те годы остро нуждалась в высококвалифицированных кадрах: врачах, учителях, экономистах, юристах. Именно на их подготовку и был сделан упор. Торжественное открытие БГУ прошло 11 июля 1921 г. в годовщину освобождения Минска от польской оккупации. В здании Минского городского театра собрались члены правительства, ученые, подготовившие открытие университета в составе пока трех факультетов - медицинского, факультета общественных наук и рабфака. Было принято решение определить 30 октября 1921 г. днем начала учебного года. Так осуществилась долгожданная мечта о создании Белорусского университета. Всеми осознавался непреложный факт - общими усилиями был возведен не только «храм науки», но и один из столпов белорусской государственности.

К началу 1920 г. в советской России насчитывалось 46 высших учебных заведений и открытие в Минске университета стало «последней» буквой в истории создания университетской сети в СССР в постреволюционный период, ибо советская власть и чиновники от Наркомпроса категорически отрицательно относились к университету как форме организации учебно-научной деятельности и видели лишь в них пережитки самодержавного строя. По мнению большевистских администраторов образования, «русские университеты при старом режиме были очень отсталыми даже сравнительно с буржуазными университетами Западной Европы и Америки. Большею частью они не допускали в свои аудитории женщин; существовали национальные и вероисповедные ограничения… профессура царских университетов тесно срослась с злоупотреблениями старого режима и, до известной степени, была в них заинтересована» [31, С. 146].

К началу второго учебного года в БГУ открылся педагогический факультет в составе четырех отделений: социально-исторического, этнолого-лингвистического, естественного и математического. Профессор С. З. Каценбоген (заместитель ректора БГУ) писал о втором годе существования университета: «Вызванный к жизни настоятельными, не находившими в течение долгих десятилетий удовлетворения, культурными потребностями края БГУ все время реально ощущал дружную поддержку и горячие симпатии партийных, Советских и профессиональных органов Белоруссии. Существование Университета в центре Белоруссии наложило неизгладимую печать на всю культурную физиономию края. В университет хлынула мощным потоком широкая волна молодежи, в значительной степени пролетарской, трудовой, жаждущей приобщиться к неоценимым сокровищам науки» [32, с. 148].

Члены Правления университета были в постоянном контакте с правительством Белорусской ССР, что позволяло конструктивно решать вопросы развития университета. Уже летом 1922 г. ректор университета профессор В.И. Пичета выступил на сессии ЦИК БССР с докладом об успехах строительства и перспективах университета.

В те годы было не принято формулировать миссию университета. Тем не менее ректоратом отмечалось «БГУ, несомненно, предстоит стать центральным культурным очагом не только современной Беларуси, но и соседних губерний, к ней примыкающих, Витебской, Гомельской и Смоленской» [33, С. 150].

Итоги первых лет развития БГУ были впечатляющими.

Первое учебное заведение технического профиля ‒ Минский политехникум – был организован с немалыми трудностями в 1918 г по инициативе Минского союза инженеров и техников. Хотя, как и в случае с БГУ, возможность открытия в Беларуси высшего инженерного учебного заведения рассматривалась еще в дореформенное время. В 1913 г. Государственная Дума в лице особой комиссии по высшему специальному образованию определила Минск как один из городов, в которых должны быть открыты высшие технические учебные заведения. После польской оккупации в 1919‒1920 гг. стало возможным поднять вопрос о преобразовании Минского политехнического училища в высшее учебное заведение. 10 декабря 1920 года Комиссариат просвещения Белоруссии обратился в Военревком ССРБ с предложением поддержать ходатайство Политехникума о преобразовании его в высшее техническое учебное заведение. Состоявшееся заседание Совета профессионального технического образования Белоруссии из представителей профессиональных союзов и соответствующих комиссариатов вынесло единогласное постановление о зачислении Политехникума в список высших ударных технических учебных заведений для подготовки инженеров по главным отраслям производства. Обучение проводилось на основе трехлетних планов, составляемых по триместрам (два ‒ отводилось на изучение теоретического материала, третий ‒ на прохождение практики). В конце 1921 г. в Политехническом институте было шесть факультетов: инженерно-строительный, механический, электротехнический, технико-химический, культурно-технический (инженерно-мелиоративный) и лесной. В этот период закладывались основы подготовки специалистов для различных отраслей промышленности. Но в соответствии с особенностями развития края техническое образование долгое время связывалось с подготовкой специалистов для аграрного сектора экономики [34, С. 10]. Поэтому в 1922 году было принято решение о усиление практикоориентированности института и необходимости его реорганизации в Белорусский государственный институт сельского хозяйства. В результате этих мероприятий Беларусь не имела до 1933 года своего высшего технического учебного заведения и вынуждена была направлять для подготовки инженерно-технических специалистов учащуюся молодежь в Москву, Ленинград, другие города СССР. Проблема подготовки кадров для быстро развивающейся промышленности в Беларуси не была решена и на протяжении 30-х годов ХХ в.

В целом для первой половины 20-х гг. была характерна интенсивная реорганизация высших образовательных учреждений. Отсутствие необходимых финансовых средств вело к сокращению количества открытых в начале становления экономики БССР институтов путём их объединения или ликвидации. К 1925 году этот процесс был завершен и на территории республики остались лишь Белгосуниверситет, Витебский Ветеринарный институт, Белорусская сельскохозяйственная академия в Горках и коммунистический университет в Минске.

В этот период развитие системы образования было направлено на реализацию целей социализма под непосредственным контролем партийно-государственного аппарата. Основу мотивационно-целевых установок составляла необходимость развития общественного производства и совершенствования его научно-технических базы, укрепления хозяйства и экономической политики страны, что, в свою очередь, требовало повышения уровня грамотности населения республики.

К 1928‒1929 гг. для Беларуси наступает тяжелое время, когда эйфория созидания нового сменялась горькими реалиями усвоения «крутого поворота» на идеологическом фронте, а более всего ‒ на фронте слома парадигм нэпа и мучительного выстраивания властью канонических для общества и каждого гражданина матриц «индустриализация», «коллективизация», «культурная революция». В 1928 году со своей должности был снят ректор БГУ Владимир Иванович Пичета. В конце 1920-х годов Белорусский университет был не только «разукрупнен», но и лишился основной части профессуры. Некоторые ученые смогли вовремя уехать, другие ушли на пенсию, а третьи были уличены в «национал-демократизме», а то и в «великодержавном шовинизме» и позднее были репрессированы [35, С. 33‒34].

Необходимо отметить, что для становления системы высшего образования в Беларуси в довоенный период были характерны общие тенденции, связанные с развитием всей системы высшего образования Советского Союза. Система высшего образования формировалась на основе модели высшей школы РСФСР. В основу деятельности учреждений высшего образования БССР были положены два принципа: крайнего протекционизма (подготовить в минимальные сроки специалиста-практика) и классового отбора (создать новые кадры всех уровней из рабоче-крестьянских преподавателей). Идея нейтральности и свободы науки отвергалась, важнейшей задачей становилась пролетаризация высшей школы. В учебных планах и программах значительное место отводилось общественно-политическим дисциплинам на основе марксистско-ленинской идеологии.

В 1932 году в БССР уже действовало 31 высшее учебное заведение и обучались 10574 студента. К 1941 г. численность вузов сократилась до 25 (в результате их укрупнения), а число студентов выросло до 21 тыс. чел.

В то же время в подготовке кадров высшей квалификации в 20‒30-е годы ХХ века имелись серьёзные недостатки: бригадно-лабораторный метод обучения и досрочные выпуски, так называемые ударные группы и бригады, регулярные чистки студенческих рядов, борьба с национальной интеллигенцией.

Нападение фашистской Германии на СССР привело к разрушению системы образования Беларуси. Около 20 высших учебных заведений были эвакуированы на восток. Весной 1943 г. на станции Сходня под Москвой возобновил свою деятельность Белорусский государственный университет.

На только освободившихся территориях республики от немецкой оккупации начали сразу восстанавливаться педагогические и учительские институты в Минске, Могилеве, Витебске, Орше. В 1944‒1945 гг. вернулись из эвакуации и возобновили свою работу Белорусский политехнический институт, Белгосуниверситет, Белгосконсерватория, Белорусский институт народного хозяйства и др.

В послевоенный период республика столкнулась с острой необходимостью восстановления промышленности, городов со всей сложной инфраструктурой, сельского хозяйства. Все отрасли народного хозяйства требовали кадры высшей и средней квалификации. Так, в 1946 г. нужно было принять в высшие образовательные учреждения 4,5 тыс. человек, а средние школы закончили только 1577 человек. На учёбу в ВУЗы брали практически любого, если он имел среднее образование. Такая ситуация содействовала притоку в Беларусь абитуриентов из других республик, тем более что рабочим языком её высших учебных заведений являлся русский.

Значимым достижением в обновлении довоенной сети и контингента высшей школы стало очень быстрое преображения столицы Беларуси, города Минска, в крупный центр по подготовке необходимых специалистов. В 1945/46 учебном году тут уже функционировали все довоенные высшие ученых заведения. К их числу прибавились Белорусский лесотехнический институт, Театральный институт, Минский государственный педагогический институт. Из года в год в них увеличивалось количество студентов, улучшались условия по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

После войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приема в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности. В начале 1950-х годов открываются Гродненский сельскохозяйственный институт (1951 г.), Белорусский институт инженеров железнодорожного транспорта

В целом, восстановление и деятельность вузов в послевоенный период проходила в непростых условиях. Не хватало преподавателей, лабораторий, учебных аудиторий, учебной литературы. Учебно-воспитательная работа носила крайне политизированный характер, сокращалось изучение национальной истории и культуры. Сворачивалось преподавание на белорусском языке. Тех, кто выступал за белорусскоязычное образование обвиняли в национализме и шовинизме.

Прошедший в феврале 1956 г. ХХ съезд КПСС положил начало новой политике в сфере культуры и образования. В СССР началась так называемая «хрущевская оттепель», некоторая демократизация общества, реабилитация незаконно репрессированных советских граждан в 30- е годы. Активным проводником идей обновления стала творческая интеллигенция, в том числе и вузовская.

Конец 50-х годов ознаменовался дальнейшим развитием образования. Этому содействовало принятие Верховным Советом СССР (декабрь 1958 г.) закона «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». В 1959 г. было создано Министерство высшего и среднего специального образования БССР, что позволило более целенаправленно готовить кадры с высшим образованием. В 1960 г. в республике действовало 24 вуза [36, С. 11].

В 1960-е годы новый импульс в развитии получила промышленность. Практически во всех областях были построены крупные промышленные предприятия. Новая волна индустриализации потребовала не только увеличения подготовки инженерных кадров, но и расширения перечня профилей обучения. Территориальная организация подготовки кадров в значительной степени была увязана с региональными особенностями специализации промышленности. Могилев к началу 60-х годов ХХ века сформировался как крупный центр машиностроения, поэтому неудивительно, что в 1961 г. открывается Могилевский машиностроительный институт на которого возлагалась важная задача подготовки высококвалифицированных кадров для машиностроительной отрасли производства. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 г. открывается Минский радиотехнический институт, созданный на базе соответствующего факультета БПИ. Данный период характеризуется значительной активизацией научно-исследовательской работы как в институтах Академии Наук БССР, так и высших учебных заведениях, что сопровождалось открытием новых академических институтов и научных лабораторий.

Значительно увеличивается прием в аспирантуру, перед учеными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развитию науки.

В 1970-е годы в республике был завершен переход к всеобщему среднему образованию молодежи, что расширило возможности вузов в качественном наборе студентов. Дальнейшее развитие общества, народного хозяйства потребовали открытия новых высших учебных заведений.

В частности, были открыты Брестский инженерно-строительный институт (1966), Минский институт культуры (1975). В 1969 г. на базе Гомельского педагогического института был создан Гомельский государственный университет став вторым университетом в республике. В 1977 г. Гродненский педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. Это был третий в республике и 65 в стране университет. В итоге в 1985 г. в республике действовало 33 вуза.

В середине 80-х годов в СССР был объявлен курс на перестройку и ускорение социально-экономического развития страны. В новых условиях начались процессы гласности и демократизации. Провозглашение государственного суверенитета БССР, отход от идеологических стереотипов значительно ускоряли национально-культурное развитие Беларуси, подняли ее международный авторитет, привели к изменениям в сфере образования, религии и др. В частности, в республике пересматривались и утверждались новые учебные планы и программы учебных дисциплин. В высших учебных заведениях были введены курсы истории Беларуси, белорусоведение, культурологии, политологии и др. дисциплин. Издавались новые учебники, пособия, курсы лекций.

Таким образом, подытоживая развитие высшего образования в советский период необходимо отметить его синхронность с развитием всей системы высшего образования в Советском Союзе. Проблемы, трудности, успехи и неудачи системы высшего образования были обусловлены остротой исторического момента, конкретными партийно-политическим запросами и недальновидными высказываниями лиц, принимавших важные политические решения на государственном уровне, Только в 50‒60-е годы ХХ в. можно заметить попытку адекватного оценивания ситуации в высшем образовании и построить его структуру таким образом, чтобы оно отражало требования времени в подготовке высококвалифицированных кадров во всех наиболее важных отраслях промышленной и социально-экономической жизни советского общества. Акцентно следует отметить, что высшее образования Беларуси и те люди, которые составляли ее часть, были вынуждены бороться с неприкрытыми обвинениями в свой адрес со стороны центрального руководства страны в крайнем национализме и этноцентризме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: