Вокальные циклы. «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»

Класс

Пятница 18 сентября

 Понедельник 21 сентября

Сольфеджио:

1. Учебник стр. 8 учим правила тритонов. № 17 – наизусть.

2. Домашние задания Урок № 3

Музыкальная литература:

Учебник стр. 13-15

Слушаем:

https://www.youtube.com/watch?v=db0yDgOavrQ

https://www.youtube.com/watch?v=kDlsst8e3-c

https://www.youtube.com/watch?v=QX6G2wQ7BQQ

https://www.youtube.com/watch?v=Hd9xl1wHYIM

Вокальные циклы. «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»

Песенное искусство Шуберта получило наиболее полное выражение в двух циклах, написанных в 1820-е годы. Объединение песен в целостную форму цикла позволило композитору показать чувства героев в развитии, усилить действенное начало в раскрытии образов, ввести условный сюжет. Впервые к форме вокального цикла обратился Л. Бетховен, создавший в 1816 году произведение «К далёкой возлюбленной». Однако Шуберт наполнил эту форму подлинно романтическим содержанием. Он выстроил песенные миниатюры в единую сюжетно-повествовательную линию, придав развитию драматургическую целенаправленность. Поэтому именно Шуберт по праву считается родоначальником романтического вокального цикла.

Циклы Шуберта «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» написаны на слова немецкого поэта, его современника Вильгельма Мюллера и повествуют о любви и страданиях, надеждах и разочарованиях. Герой песен – юноша, странствующий по свету в поисках счастья. В первом цикле он полон сил и радостных предчувствий, во втором – раздавлен страданиями и одиночеством. Верным другом героя в обоих циклах выступает природа: в «Прекрасной мельничихе» – весенняя, пробуждающаяся к новой жизни, в «Зимнем пути» – холодная и суровая.

Вокальный цикл «Прекрасная мельничиха» написан в 1823 году. В основе сюжета лежит незатейливая душевная драма юноши, полюбившего дочь мельника. Юноша отдаёт любимой всю силу первого чувства, однако она предпочитает ему смелого охотника. Отчаявшегося героя утешает ручеёк, который является его верным спутником в радостях и печалях.

Цикл открывает песня «В путь» (№ 1). Простая, бесхитростная мелодия народного склада хорошо передаёт радостное настроение мельника. Подвижная фигурация сопровождения подражает весёлому журчанию ручейка.

№ 10 Ф. Шуберт. В/ц «Прекрасная мельничиха», песня № 1 «В путь»

 

Радостное настроение господствует и в следующей песне цикла «Куда» (№ 2): те же «журчащие» фигурации в партии фортепиано и энергичная народно-песенная мелодия. Далее события развиваются по линии нарастания пробуждающейся любви. Счастливые ожидания достигают своей кульминации в песне «Моя» (№ 11). Героические контуры мелодии и маршевый ритм отличают её от предшествующих песен. Перелом наступает при неожиданном появлении соперника. В песне «Охотник» (№ 14) быстрое триольное движение в партии фортепиано, передающее стук лошадиных копыт, вызывает ощущение тревоги. Постепенно эмоциональный колорит омрачается, душевные терзания молодого мельника усиливаются. Лишь в двух последних песнях – «Мельник и ручей» (№ 19) и «Колыбельная ручья» (№ 20) – острая напряжённость чувств сменяется тихой грустью и умиротворённостью: ручеёк убаюкивает юношу, успокаивая его страдания:

№ 11 Ф. Шуберт. В/ц «Прекрасная мельничиха», песня № 20 «Колыбельная ручья»

Вокальный цикл «Зимний путь» (1827) окрашен в трагические тона, здесь царят тоска, одиночество, безнадёжность. Юноша, отвергнутый богатой невестой, уходит из города, начиная свой долгий и бесцельный путь. В этом цикле нет сюжетной линии, как в «Прекрасной мельничихе», драматургическое развитие строится на постепенном сгущении трагических настроений, лишь изредка нарушаемых вторжениями мотивов воспоминаний о былом счастье.

Цикл начинается песней «Спокойно спи» (№ 1), которая отмечена элегичностью настроения. Это последнее «прости» былому чувству. Унылые повторы начального мотива в сочетании с ритмом шага в партии фортепиано вызывают представление об одиноком путнике. Скорбная нисходящая мелодия создаёт настроение тоски и печали:

№ 12 Ф. Шуберт. В/ц «Зимний путь», песня № 1 «Спокойно спи»

 

Песня «Весенний сон» (№ 11) рисует столкновение мечты и действительности. Она строится на чередовании двух резко контрастных образов: прекрасного сна несчастного странника и мрачной действительности, которую он видит, просыпаясь. Музыка, рисующая сон юноши, – радостная и по-настоящему весенняя. Напевная мелодия светло звучит на фоне разложенных аккордов Ля мажора.

№ 13 Ф. Шуберт. В/ц «Зимний путь», песня № 11 «Весенний сон», 1 тема

Картина действительности нарисована сумрачными красками. Мелодия теряет свою теплоту, распевность, становится напряженной и прерывистой. Появляются отрывистые речитативные фразы, подчёркнутые диссонирующими аккордами. Звучание фортепианной партии приобретает зловещий оттенок, передавая ощущение мрака и холода.

№ 14 Ф. Шуберт. В/ц «Зимний путь», песня № 11 «Весенний сон», 2 тема

 

Резкая контрастность данных эпизодов вскрывает неразрешимость конфликта между героем и окружающим миром. Песня заканчивается вопрошающей фразой («Когда же луч засверкает? Когда ж мы обнимемся вновь?»), в которой звучат отчаяние, скорбь, боль, но и слабая надежда.

Завершается цикл песней «Шарманщик» (№ 24). В образе нищего старика, привычно вращающего ручку шарманки, символично воплощена судьба художника, непонятого и отвергнутого обществом. Предельно простыми средствами рисует композитор заключительную картину цикла: пустая квинта в басу, унылый наигрыш фальшиво звучащего инструмента, короткие, словно «обессиленные» вокальные фразы.

№ 15 Ф. Шуберт. В/ц «Зимний путь», песня № 24 «Шарманщик»

Вокальные циклы Шуберта вошли в число самых популярных сочинений, созданных композиторами-романтиками, а принципы построения вокального цикла, найденные композитором, получили дальнейшее развитие в творчестве других представителей романтического искусства – Р. Шумана, Й. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера.

 

Вопросы и задания:

1. Сколько вокальных циклов создал Шуберт?

2. Что связывает между собой вокальные циклы Шуберта?

3. Каково содержание цикла «Прекрасная мельничиха»?

4. Какую роль играет образ ручейка в цикле «Прекрасная мельничиха»?

5. Какое настроение главенствует в цикле «Зимний путь»?

6. Охарактеризуйте песни «Спокойно спи» и «Весенний сон».

7. Что символизирует образ шарманщика в последней песне цикла «Зимний путь»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: