Третье условие – пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым тоном

Очень важно, чтобы пропорциональные отношения площадей, занимаемых каждым

тоном, характеризовались определенностью, ясностью. Это может достигаться двумя

способами.

Отношения площадей строятся на принципе одинаковости, то есть все три тона

занимают зрительно одинаковые площади. В данном случае композиция тонально статична, наиболее уравновешенна. Правда, надо сделать одну оговорку: если три тона занимают зрительно равные площади, а ритмический рисунок форм отличается острой динамичностью, то последняя невольно переносит напряженность и на отношения тонов (экспрессия формы сильнее действует на психику человека, чем экспрессия тона). Но когда и формы статичны, равенство площадей только усиливает ощущение покоя.

На рис. 7 представлена композиция, решенная в полном светлотном диапазоне. Каждый

из этих цветов (белый, черный и серый) занимает примерно одинаковые площади – имеем

принцип статики. Динамическое состояние в композиции обеспечивается сближением серого цвета с черным – имеем динамический контраст. Понятно, что такое сближение способствует активизации белого цвета. В результате белый узор доминирует. Динамичность композиции усиливается, кроме того, асимметричностью форм, характером ритмического движения мотивов.

 

 

Рис. 7. Ахроматическая композиция

 

Понятно, что динамический контраст светлот обеспечивается и в другом варианте: когда

серый цвет сближается по светлоте с белым, это способствует активизации черного цвета,

последний становится главным рисующим цветом.

В целом же контраст одного из тонов с двумя другими по светлоте и в сочетании с

контрастом рисующего цвета по отношению к двум другим по площади обеспечивает наиболее сильное динамическое состояние композиции. Наоборот, сближение площадей, занятых тремя различными тонами, в значительной мере стимулирует статическое состояние композиции.

Следует помнить, что из перечисленных трех условий, определяющих выразительные

возможности трехтоновых композиций, наиболее активным и действенным является

взаимодействие светлотных тонов, или светлотный контраст тонов. Это взаимодействие

способно привести композицию в статическое уравновешенное состояние  (равноступенный контраст цветов) или придать ей динамическую направленность (неравноступенный контраст цветов).

Особо надо остановиться на эффекте свечения одного тона при контрасте самого

светлого тона по отношению к двум другим в случае, когда светлый тон занимает малую

площадь. Данный прием находит широкое применение в однотоновых гармоничный сочетаниях цветов, когда ахроматические цвета заменяются цветами одного цветового тона в контрастных отношениях по светлоте и площади.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: