Тема 2: Двухтоновые и трехтоновые ахроматические композиции

Тема 1: Ахроматические цвета.

Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Чистые ахроматические цвета

(без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или

серый) будет иметь тот или иной оттенок. К черному цвету стремится любой цвет при

снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При

увеличении яркости любой цвет стремится к белому.

Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические

и цвета хроматические.

В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином

количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная от белого и

кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета

образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней

– это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона.

Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени

отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным. Равноступенные

гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия.

 

 

Тема 2: Двухтоновые и трехтоновые ахроматические композиции

Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать как простейшие тональные решения – белое по черному фону или черное по белому фону.

Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные

возможности светлотных отношений, так как изобразительные возможности

трехтоновых композиций (по сравнению с двухтоновыми) значительно богаче

благодаря появлению нового выразительного средства – светлотного

взаимодействия цветов.

В трехтоновых композициях расширяются возможности выражения в них различного эмоционального состояния: от спокойного до экспрессивного. Следует отметить, что в сложных многотоновых композициях мы чаще сталкиваемся не с двумя, а с большим числом светлотных градаций.

 

 

Итак, необходимым условием для полного проявления изобразительных и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов. В трехтоновых композициях возникает многоплановость: или белый и черный по серому тону, или белый и серый по черному фону, или, в отдельных случаях, черный и серый по белому фону. Художнику в этих случаях необходимо сгармонизировать элементы композиции –каждый в отдельности и один с другим. Каждый изэлементов (и планов) в трехтоновой композиции имеет определенную долю самостоятельности (как части целого).

В трехтоновых композициях проявляется их сложность.

Согласованность элементов композиции должна соответствовать закону соподчинения (один элемент должен доминировать, подчиняя себе остальные).

Предположим, композиция построена на белом, черном и сером тонах, причем

последний отстоит равно как от белого, так и от черного. Имеем пропорцию:

контраст между белым и черным = контраст между белым и серым;

контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.

Другой пример: композиция также построена на трех тонах – белом, черном и сером, но серый темнее, чем в первом случае, он сдвинут в сторону черного.

     

 

Здесь имеет место другая пропорция, основанная на неравенстве частей (контрасте):

контраст между белым и черным = контраст между белым и серым; контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.

Как видим, закон пропорциональности в трехтоновых композициях проявляется в двух

направлениях: он утверждает или равенство контрастов тонов и тем самым идею статики, или неравенство этих тонов и тем самым идею динамики.

Перейдем теперь к трем условиям, от которых зависит эмоциональная выразительность

ахроматических композиций. В то же самое время эти условия определяют и основные

направления построения трехтоновых композиций.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: