Тема 1: Ахроматические цвета.
Здесь используются только оттенки серого, от белого до черного. Чистые ахроматические цвета
(без примесей оттенков цвета) в природе практически не существуют. Всегда черный (или
серый) будет иметь тот или иной оттенок. К черному цвету стремится любой цвет при
снижении яркости (например, при уменьшении освещенности до полной темноты). При
увеличении яркости любой цвет стремится к белому.
Все цвета во всем их многообразии делят на две большие группы: цвета ахроматические
и цвета хроматические.
В зависимости от освещения и способности поверхности отражать свет в том или ином
количестве можно составить постепенный ряд ахроматических тонов, начиная от белого и
кончая черным. Расположенные в порядке убывающей светлоты ахроматические цвета
образуют ряд, в котором можно выделить пять основных относительно определенных ступеней
– это черные, темно-серые, серые, светло-серые, белые тона.
Ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней, в равной степени
|
|
отличающихся одна от другой по светлоте, называют равноступенным. Равноступенные
гармонии серых тонов создают ощущение спокойствия.
Тема 2: Двухтоновые и трехтоновые ахроматические композиции
Двухтоновые ахроматические композиции можно рассматривать как простейшие тональные решения – белое по черному фону или черное по белому фону.
Введение в композицию третьего тона сразу повышает выразительные
возможности светлотных отношений, так как изобразительные возможности
трехтоновых композиций (по сравнению с двухтоновыми) значительно богаче
благодаря появлению нового выразительного средства – светлотного
взаимодействия цветов.
В трехтоновых композициях расширяются возможности выражения в них различного эмоционального состояния: от спокойного до экспрессивного. Следует отметить, что в сложных многотоновых композициях мы чаще сталкиваемся не с двумя, а с большим числом светлотных градаций.
Итак, необходимым условием для полного проявления изобразительных и выразительных возможностей ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов. В трехтоновых композициях возникает многоплановость: или белый и черный по серому тону, или белый и серый по черному фону, или, в отдельных случаях, черный и серый по белому фону. Художнику в этих случаях необходимо сгармонизировать элементы композиции –каждый в отдельности и один с другим. Каждый изэлементов (и планов) в трехтоновой композиции имеет определенную долю самостоятельности (как части целого).
В трехтоновых композициях проявляется их сложность.
|
|
Согласованность элементов композиции должна соответствовать закону соподчинения (один элемент должен доминировать, подчиняя себе остальные).
Предположим, композиция построена на белом, черном и сером тонах, причем
последний отстоит равно как от белого, так и от черного. Имеем пропорцию:
контраст между белым и черным = контраст между белым и серым;
контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.
Другой пример: композиция также построена на трех тонах – белом, черном и сером, но серый темнее, чем в первом случае, он сдвинут в сторону черного.
Здесь имеет место другая пропорция, основанная на неравенстве частей (контрасте):
контраст между белым и черным = контраст между белым и серым; контраст между белым и серым = контраст между серым и черным.
Как видим, закон пропорциональности в трехтоновых композициях проявляется в двух
направлениях: он утверждает или равенство контрастов тонов и тем самым идею статики, или неравенство этих тонов и тем самым идею динамики.
Перейдем теперь к трем условиям, от которых зависит эмоциональная выразительность
ахроматических композиций. В то же самое время эти условия определяют и основные
направления построения трехтоновых композиций.