Глава 1. Архитектура первобытного времени

Раздел 2. Искусство Древнего мира.

Монументальный характер искусства Древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира

 

Искусство Древнего Египта.

Древний Египет – одна из древнейших и величайших цивилизаций. Социально-экономический и политический строй Древнего Египта. Связь искусства с религиозно-мифологическими представлениями (заупокойный культ, обычай мумификации).

 

Периодизация.

Древнее царство. Древнейшие погребальные сооружения. Пирамида Джоссера в Саккаре. Комплекс в Гизе. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Миккерина.

Специфический характер изображения в рельефе Древнего Египта: плоскостность, фризовое членение плоскости, масштаб фигур.

Плита фараона Нармера.

Портретная скульптура. Статуя фараона Хефрена, статуя писца Каи, статуя вельможи Каапера.

Среднее царство. Новые поиски в египетской скульптуре и усиление внимания к индивидуальным чертам. Статуя фараона Аменемхета III.

Новое царство. Храмы в Карнаке и Луксоре. Заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Искусство Амарнского периода. Новые идеалы, разнообразие сюжетов. Портре Эхнатона. Портрет Нефертити, золотая маска Тутанхамона. Рельеф «Эхнатон в кругу семьи», «Плакальщики».

Эгейское искусство.

Условия развития Эгейского мира и их влияние на развитие античной культуры. Районы распространения: Крит и Микены – основные центры эгейской культуры.

Ансамбль Кносского дворца.

Реалистические черты в живописи. Фрески Кносского дворца. «Акробаты с быком», «Парижанка», «Дамы в голубом».

Дворец и крепость в Тиринфе и Микенах. «Львиные ворота» в Микенах

Мелкая пластика из глины, серебра, золота. Вазовая роспись. «Ваза с осьминогом».

Искусство Древней Греции.

Значение греческого искусства в истории мировой культуры. Греческие города-государства (полисы). Рабовладельческая демократия. Принципы гуманизма в греческом искусстве («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Периодизация.

Гомеровский период.  (XII – IX вв. до н. э.). Мифология. «Иллиада» и «Одиссея» Гомера.

Вазопись. Геометрический стиль.

Архаика (VIII – VI вв. до н. э.). Архитектура. Ордерная система. Сложение и эволюция ордера, как эстетической конструктивной системы. Дорический стиль. Храм Геры в Олимпии. Ионический ордер. Храм Геры на острове Самос. Типы храмов (периптер). Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре.

Скульптура. Монументальная скульптура.  «Куросы». «Коры». Коры с афинского Акрополя. Архаическая улыбка.

Вазопись. Чернофигурный стиль. Краснофигурный стиль.

Ранняя классика. (490 – 450 г. до н. э.) «Строгий стиль». Архитектура. Храм Зевса в Олимпии. Скульптура. Эволюция древнегреческой скульптуры. Создание реалистического образа человека. «Дельфийский возничий», «Мальчик вынимающий занозу».

Высокая классика. (450 – 400 г. до н. э.) Архитектура. Синтез архитектуры и окружающей среды в ансамбле афинского Акрополя. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.  Возникновение коринфского ордера.

Скульптура создание гармонически прекрасного образа человека. Мирон «Дискобол», «Афина и Марсий» (передача движения).

Поликлет «Дорифор», «Диадумен». Теоретический трактат «Канон».

Фидий. Скульптурное убранство Парфенона. Афина Парфенос. Афина Промахос.

Поздняя классика (400 г. до н. э. – 323 г. до н. э.). Отражение драматизма эпохи в культуре и искусстве. Архитектура. Галикарнасский мавзолей. Греческий театр. Скульптура. Отход от идеала. Передача индивидуального в образе человека. Скопас «Менада». Рельефы галикарнасского мавзолея.

Пракситель «Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская».

Леохар «Аполлон Бельведерский», «Ганимед».

Лисипп. Скульптурные портреты Александра Македонского.

Эллинизм. (IV в. до н. э. – I в. н. э.). Разнообразие тематики, многофигурные композиции, интерес к будничным сторонам жизни. Эллинистическая Греция: «Ника Самофракийская», «Афролита Мелосская».

Александрийская школа: Фаросский маяк. «Камея Гонзага», «Мальчик с гусем».

Пергамская школа: Алтарь Зевса. Рельефы алтаря. Образы богов и гигантов.

Родосская школа: «Лаокоон», «Фарнезский бык». Виртуозность исполнения в родосской школе.

 

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное образовательное

учреждение высшего образования

«Воронежский государственный лесотехнический университет

им. Г.Ф. Морозова»

 

Чикина И.И.

 

История возникновения и развития архитектуры  

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Воронеж 2017

 

 

 

 

Содержание

Введение

Раздел 1. Архитектура первобытного времени и Древнего мира.

Глава 1.  Архитектура первобытного времени

Глава 2.    Архитектура Древнего мира.

 

ВВЕДЕНИЕ

Среди различных видов искусства (скульптура, живопись, графика, декоративно- прикладное искусство и др.) важнейшим из них является архитектура. При единовременном расцвете всех видов искусства, как свидетельствует история, наступают эпохи наивысшего и гармоничного развития культуры. Являясь одним из видов искусства, архитектура – это одновременно одна из форм материальной культуры, так как она постоянно связана с человеком и его запросами, а также с использованием достижений науки и техники.

«Прочность, польза, красота» – эта классическая триада, которую сформулировал в середине I в. до н.э. ученый и архитектор Витрувий, является краткой формулой архитектуры для всех времен и народов.

Архитектура или зодчество – это строительное искусство, направленное на всемерное удовлетворение материальных и духовных потребностей в личной и общественной жизни и деятельности человека. Являясь «второй природой», формируя пространство, архитектура постоянно воздействует своими образами на массы людей и отдельного человека.

 

Раздел 1 Архитектура первобытного времени и Древнего мира.

Глава 1. Архитектура первобытного времени.

Зарождение архитектуры относится к эпохе позднего палеолита. Строительная деятельность, которая решала утилитарные задачи, стала постепенно обращаться на удовлетворение духовных потребностей человека. Эстетическое осмысление и придание постройкам идейного и образного содержания знаменовало приход нового явления – архитектуры.

Неолит дает человеку орудия труда из камня, которые повышают материальные возможности. Возникает наиболее развитый тип построек – здания, опирающиеся на деревянные сваи.

Металлические орудия, появившиеся в бронзовом веке, позволяют успешно обрабатывать камень. Получают широкое распространение мегалитические сооружения – постройки из крупных каменных глыб, плит, вертикальных столбов.

Среди мегалитических сооружений выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи.

Менгиры – вертикально поставленные камни, иногда очень больших размеров. Это надгробные памятники, ставившиеся в одиночку или группами. Менгиры встречаются в сочетании с дольменами – сооружениями из нескольких вертикальных камней, поддерживающих горизонтальную каменную плиту. Чаще всего дольмены служили погребальными камерами и, одновременно, надгробными памятниками.

Кромлех – это самый сложный тип мегалитических сооружений. Самый знаменитый из них – это кромлех в Стоунхендже (Англия).

Особого внимания заслуживают срубные постройки, в частности – курганы. Это распространенный вид сооружений мемориального характера.

Наряду с мемориальными и ритуальными постройками на поздних этапах развития первобытного общества появляется новый тип архитектурных сооружений – каменные и деревянные крепости.

 

 

МЕНГИР

ДОЛЬМЕН

КРОМЛЕХ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: