| № п/п | Основные вопросы | Ответ |
| 1. | Наличие стратегического плана развития | Не утвержден |
| 2. | Определение целей и миссии компании | Определены частично в Уставе, с учетом времени не видоизменялись |
| 3. | Наличие утвержденного бизнес-плана | Отсутствует, имеются отдельные планы, составленные на короткий промежутков времени (месяц, квартал, год) |
| 4. | Наличие должностных лиц, ответственных за стратегическое планирование | Частично задачи решаются финансово-экономической службой |
Как показывает анализ, специалисты предприятия не обладают навыками создания плана с программами задач, которые необходимо постоянно выяснять, уточнять и дополнять.
Все это требует принятие необходимых управленческих решений для дальнейшего развития предприятия.
С учетом перехода на рыночные отношения предприятие должно научиться быть устойчивым и гибким к переменам на рынке. Для этого предприятию необходимо разработать систему стратегического управления, поставить выполнимые стратегические задачи перед коллективом предприятия, составить стратегический план, определить миссию и цели стратегического плана для эффективного развития.
Задача стратегического управления – обеспечить взаимодействие организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать развитие деятельности на должном уровне, обеспечивая конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
ПЛАН-ЗАДАЧА
Стратегической целью ООО «Путешественник» на ближайшие годы является укрепление позиций компании как универсального и одного из малых предприятий Московского региона, обладающей высокой степенью надежности и компетентности в сфере реализации маршрутных пассажирских и грузоперевозок и оказании услуг.
В этой связи основными стратегическими задачами Компании являются:
1. увеличение объемов маршрутной сети
2. расширение спектра предлагаемых услуг, связанных с подготовкой и реализацией маршрутных пассажирских и грузоперевозок.
3. повышение конкурентоспособности и привлекательности компании
4. укрепление реноме надежного партнера, как в Московском регионе, так и на международном уровне оказания транспортных услуг.
5. расширение автопарка путем приобретения новых автомобилей.
Решение этих задач неразрывно связано с успешным развитием и благополучием, как самой компании, так и ее партнеров.
Стратегический план разрабатывается и утверждается руководством предприятия, и доводиться до каждого руководителя отдела к исполнению. План по сути должен стать развернутой программой всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности организации, направленной на достижение основных стратегических целей при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующую оптимальную структуру стратегического плана автотранспортного предприятия «Путешественник» (Рисунок 19).
Рисунок 19. Состав стратегического плана.

1. Миссия и стратегические цели ООО «Путешественник»:
– миссия предприятия- получение прибыли, улучшение качества оказания услуг, увеличение списка оказываемых услуг- выход на рынок международных перевозок и расширение зоны деятельности за пределами Московского региона
– стратегические цели организации- увеличение объемов маршрутной сети, расширение спектра предлагаемых услуг, связанных с подготовкой и реализацией маршрутных пассажирских и грузоперевозок, повышение конкурентоспособности и привлекательности компании, укрепление реноме надежного партнера, как в Московском регионе, так и на международном уровне оказания транспортных услуг, расширение автопарка путем приобретения новых автомобилей.
2. Стратегический план маркетинга:
– концепция стратегического маркетинга;
– анализ рынка транспортных услуг;
– жизненный цикл продукции транспортных услуг;
– сегментирование рынка транспортных услуг;
– классификация и анализ конкурентов;
– направления совершенствования транспортных услуг с учетом сроков прохождения этапов ее жизненного цикла;
– стратегия ценообразования; ценовая политика предприятия;
– планирование сбыта и товародвижения транспортных услуг;
– планирование рекламной компании и стимулирования сбыта;
– планирование сервиса; система маркетингового контроля.
3. Стратегический план производства:
– стратегия производства;
– объемы перевозок всего и по видам перевозок (общий объем доходов, объем производства транспортных услуг в натуральном выражении);
– ассортимент транспортных услуг;
– производственная программа эксплуатации подвижного состава;
– производственная программа технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
4. Стратегический план материального обеспечения производства:
– стратегия материального обеспечения производства;
– анализ потребностей предприятия в основных материальных ресурсах и выявление новых требований производства;
– налаживание оптимальных связей с поставщиками ресурсов;
– стратегия обеспечения производства материальными ресурсами;
– технико-экономическое обоснование и согласование мероприятий по реализации стратегии.
5. Стратегический организационный план:
– организационная стратегия; организационная структура;
– управленческий персонал;
– персонал предприятия, не связанный с управлением (потребность в кадрах по профессиям, квалификационные требования, формы привлечения к труду режим труда и т.д.);
– оплата труда;
– кадровая политика;
– стратегия повышения производительности труда.
6. Стратегический финансовый план:
– планирование себестоимости транспортных услуг;
– планирование доходов от различных видов деятельности;
– планирование прибыли предприятия и ее использование;
– планирование рентабельности предприятия;
– планирование баланса доходов и расходов предприятия;
– составление финансовых бюджетов;
– налоговое планирование.
7. Стратегический инновационный план:
– инновационная стратегия;
– стратегия создания, освоения новой транспортной продукции и повышения ее качества;
– стратегия внедрения прогрессивной технологии, механизации и автоматизации производства;
– стратегия развития системы менеджмента; стратегия ресурсосбережения по предприятию;
– технико-экономическое обоснование инновационных проектов, их согласование.
8. Стратегический инвестиционный план:
– инвестиционная стратегия; прирост производственных мощностей;
– ввод в действие производственных мощностей за счет расширения действующих и строительства новых объектов;
– ввод в действие производственных и непроизводственных фондов (включая объекты охраны природы);
– объем требуемых инвестиций;
– технико-экономическое обоснование и согласование инвестиционного плана.
9. Стратегический социальный план:
– социальная стратегия;
– мероприятия по изменению социально-демографической структуры работников;
– мероприятия по улучшению условий и охрана труда, укреплению здоровья работающих;
– мероприятия по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих и членов их семей.
10. Стратегический экологический план (охрана природы и рациональное использование природных ресурсов): экологическая стратегия
Оценка рисков.
- изучение рынка сбыта услуг
-поведение конкурентов на рынке
-изменение налогового законодательства
-поставщики, поиск новых
-уход потребителей к конкурентам
В случае возникновение трудностей при определении стратегических целей и задач, а также формировании стратегических планов, предприятие имеет возможность обратиться к специализированной организации за комплексом услуг, это потребует от предприятия дополнительного вложения средств. Может быть также принято решение об обучении персонала и составление данных документов собственными силами, что также потребует инвестиций в персонал.






