Сопровождаемое проживание инвалидов с ментальными нарушениями. Проблемы организации и становления

Маркевич А.Н.

Необходимость развития системы сопровождаемого проживания (далее – СП) обусловлена Конвенцией ООН о правах инвалидов, которую ратифицировала РФ.

Конвенция четко говорит о том, что любой гражданин, независимо от тяжести ограничения функций организма, от нуждаемости в посторонней помощи имеет право жить в месте и в условиях, аналогичных тем, в которых живет основная часть населения.

Если говорить более конкретно о понятии СП, то в методических рекомендациях Минтруда РФ «По организации различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, в том числе такой технологии, как сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях», дается определение сопровождаемого проживания:

СП - стационарозамещающая технология социального обслуживания, предусматривающая возможность предоставления инвалидам социальных услуг, услуг по реабилитации и абилитации, образовательных услуг и проведения мероприятий по социальному сопровождению инвалидов (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам) в целях компенсации (устранения) обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности и сохранения пребывания в привычной, благоприятной для него среде, выработки навыков, обеспечивающих максимально возможную самостоятельность в реализации основных жизненных потребностей (организация быта, досуга, общения и социальных связей), и адаптации к самостоятельной жизни.

Проблемы организации и становления.

1. Во многом СП как технология социального обслуживания укладывается в рамки 442ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», но имеются некоторые сложности в его применении:

- из определения следует, что СП включает не только сами услуги, а еще и мероприятия по социальному сопровождению. Несмотря на то, что в 442 ФЗ разработчики заложили принцип сопровождения, по факту статья 22 закона реализуется крайне слабо, так как не предполагает финансового возмещения, сопровождение не тарифицировано.

- 442 ФЗ носит рамочный характер, а наполнение региональных перечней услуг относится к полномочиям региона. В региональных перечнях большинства регионов не хватает услуг необходимых в СП, требуемой периодичности для оказания таких услуг, ну и, конечно, подход к расчету тарифов должен осуществляться с учетом специфики их оказания. Так как, например, покупка продуктов питания для получателя социальных услуг в социальном обслуживании на дому предполагает, что действие осуществляется социальным работником для человека, находящегося на обслуживании. В СП подобная услуга содержит иной подход – сопровождающий вместе с человеком идет в магазин, обучая его ориентироваться в пространстве, чтобы добраться до магазина, ориентироваться в самом магазине, в ассортименте товаров, в их оплате. А это уже совсем иной объем услуги, требующий иных компетенций, временных затрат, а значит, стоить такое сопровождение будет неизбежно дороже. Тот же подход используется в приготовлении пищи, уборке помещений и так далее. Таким образом, услуги в СП в первую очередь носят характер сопровождения, нежели обслуживания и ухода, а в сопровождении всегда присутствует элемент обучения или научения, поэтому услуги более объемные.

2. Существует проблема единого понимания сути технологии СП. Во многом это обусловлено отсутствием правового поля и действительным непониманием, разночтениями в представлениях о технологии. Иногда это намеренное искажение в силу разных мотивов и отсутствие правового поля в данном случае удобно использовать. Основной индикатор наличия СП в отдельно взятом регионе, это наличие нормативно-правовой базы в области СП. Если нет нормативно-правовой базы, значит, скорее всего, нет и СП. Конечно, могут существовать отдельные практики или площадки, которые финансируются за счет благотворительных, грантовых средств, но они неустойчивы и их трудно тиражировать, не методически, а организационно, т.е. это не системные решения, пока нет правовой региональной основы.

 

3. Проблема финансирования. Если регион вводит новые услуги с увеличенной периодичностью, с увеличенными тарифами – это требует дополнительного финансирования.  Социальная сфера - обязательства региона, единственным источником софинансирования мероприятий по СП с федерального уровня является государственная программа «Доступная среда» через которую можно получить средства на обучение специалистов, оборудование площадок, но основная часть затрат все равно ложится на регион. Безусловно, для большинства регионов вопрос финансирования является очень сложным и на этапе становления системы СП потребует дополнительных средств. Но в перспективе может оказаться, что СП экономически выгоднее, чем стационарное обслуживание, не говоря о повышении качества жизни людей с ментальными нарушениями. Основанием для таких предположений является то, что подход к предоставляемому объему сопровождения и обслуживания в СП дифференцирован в зависимости от тяжести имеющихся ограничений у человека. Кроме того, многие люди с ментальными нарушениями могут быть не еждивенцами, а активными участниками социально-экономических процессов, выполняя посильную работу, создавая продукт или услугу в рамках защищенного или сопровождаемого трудоустройства. В стационарном обслуживании обеспечение услугами осуществляется «пакетно», без учета индивидуальных возможностей и ограничений, имеющихся у человека. В такой ситуации люди с выраженными и тяжелыми нарушениями получают недостаточный объем услуг, а более сохранные – избыточный, оба варианта снижают качество жизни. На сегодняшний день не проведено масштабных серьезных исследований по сравнению стоимости СП и стационарного обслуживания, но есть ряд примеров работающих площадок СП с бюджетным возмещением услуг, где затраты ниже, чем стационарное обслуживание в этих же регионах. В ближайшие годы по поручению Президента РФ в ряде регионов государственная корпорация ВЭБ, планирует реализовать инвестиционный проект по СП сроком на 3-5 лет, целью которого будет являться сравнительное исследование стоимости СП.  

4. Проблема создания инфраструктуры. Первоначальный этап уровня пилота практически любой регион, может запустить, используя ресурсы НКО или изыскать возможности на выделение помещений под несколько площадок. В дальнейшем после создания и отработки нормативно-правовой базы на этих площадках развитие системы в части инфраструктуры во многом сможет происходить за счет ресурсов семей. Когда будут созданы работающие образцы, у семей появится ясность перспективы и они с меньшими опасениями смогут вкладывать собственные аккумулированные за время взросления ребенка, ресурсы в создание фонда жилья для СП. Конечно, не все семьи в силу материального положения смогут это сделать, поэтому правительствами регионов должен быть предпринят ряд мер, возможно, направленных на синергию с бизнес сообществом. Необходимо рассмотреть возможность создания инструментов мотивирующих или обязывающих бизнес сообщество принимать участие в создании социальной инфраструктуры региона, используя принципы корпоративной социальной ответственности. Кроме того, впоследствии потребуется принятие или внесение изменений в региональные законы о специальном жилищном фонде с выделением социального жилья под нужды СП.

На сегодняшний день речь идет о законодательном закреплении понятия «сопровождаемое проживание» в 181 ФЗ и в дальнейшем о создании правовой основы для жизнеустройства людей с психическими нарушениями и внесением дополнений в 442ФЗ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: