Экономическое равновесие и экономический рост

Макроэкономическое равновесие является центральной проблемой общественного воспроизводства. Это ключевая категория экономической теории и экономической политики, характеризующая сбалансированность и пропорциональность экономических процессов: производства и потребления, предложения и спроса, производственных затрат и результатов. Равновесие отражает тот выбор, который устраивает всех в обществе.

 

Различают идеальное и реальное равновесие.

Идеальное равновесие достигается в экономическом поведении индивидов при полной оптимальной реализации их интересов во всех сферах народного хозяйства.

Достижение такого равновесия предполагает соблюдение следующих условий воспроизводства:

Ø Все индивиды должны найти на рынке предметы потребления;

Ø Все предприниматели должны найти на рынке факторы производства;

Ø Весь продукт прошлого года должен быть реализован.

Идеальное равновесие исходит из предпосылок совершенной конкуренции и отсутствия побочных эффектов.

Однако в реальной экономике наблюдается различное нарушение этих требований: отсутствует совершенная конкуренция, присутствуют кризисы, инфляция. Поэтому идеального равновесия экономика не достигает. Однако ее все же можно привести в динамическое равновесие, которое будет отражать все рыночные реалии. Такое равновесие называется реальным.

Реальное макроэкономическое равновесие – это равновесие, устанавливающееся в экономической системе в условиях несовершенной конкуренции и при внешних факторах воздействия на рынок.

Различают также частичное и общее равновесие.

Частичное равновесие – это равновесие на отдельно взятом рынке товаров, услуг, факторов производства (например, равновесие на рынке сигарет).

Общее равновесие – это одновременное равновесие на всех рынках, равновесие экономической системы в целом.

 

Макроэкономический анализ равновесия осуществляется при помощи формирования совокупных показателей: реального объема ВНП и уровня цен всей совокупности товаров и услуг.

Если отложить эти показатели на осях координат, можно получить графическую базу для изучения совокупного спроса и свокупного предложения, общего равновесия в экономике.

Совокупный спрос – это модель, показывающая реальный объем национального производства, который потребители, предприятия и правительство готовы купить при каждом возможном уровне цен.

Совокупное предложение – это модель, показывающая уровень наличного реального объема производства при каждом возможном уровне цен.

Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения дает точку общего экономического равновесия.

 

Уровень цен

                                                               AS (Совокупное предложение)

 

                                                                 AD (Совокупный спрос)

 

0 Реальный ВНП

 

Эти графики носят достаточно абстрактный характер и не отражают различия конкретных исторических ситуаций в экономике. Если же принимать во внимание особенности экономической ситуации, то на кривой предложения можно будет выделить 3 неравнозначных участка: горизонтальный, вертикальный и промежуточный.

Горизонтальный и вертикальный участки принимаются как абсолютные истины двумя основными школами экономической мысли: кейнсианской и классической. Рассмотрим основные положения этих противоположных по сути концепций применительно к проблеме совокупного предложения и совокупного спроса.

 

Классическая школа утверждает, что вся кривая совокупного предложения является вертикальной. Это связано с тем, что экономика работает на полную мощность и при полной занятости ресурсов. В таких условиях за короткий срок невозможно достичь дальнейшего увеличения объемов производства, даже если к этому побуждает увеличение совокупного спроса. Отдельные фирмы могут попытаться расширить свое производство, предлагая более высокие цены за ресурсы, но тем самым они понижают объемы производства других фирм. Усиление конкуренции на рынке ведет к повышению цен. Т.о. изменение совокупного спроса может оказать влияние только на уровень цен, но не затрагивает объемы совокупного производства и занятости.


Уровень цен

                                                AS

 

             Р2

 


             Р1                                        AD2

                                                             AD1

                      0                       Q                                Реальный ВНП

 

Q – уровень производства, соответствующий полной занятости; Р1 – уровень цен при исходном совокупном спросе; Р2 – уровень цен при повышении совокупного спроса.

Кейнсинская школа утверждает, что кривая совокупного предложения горизонтальная либо восходящая. Горизонтальный отрезок кривой соответствует экономике в состоянии глубокого спада, недоиспользования трудовых и производственных ресурсов. Такая посылка неслучайна, т.к. основы данной теории были предложены Кейнсом в 30-е годы 20 века. После кризиса и Великой депрессии 1929-1933 гг. можно было расширять производство, не опасаясь повышения издержек и цен, т.к. безработица составляла 25% трудоспособного населения, а производственные мощности были загружены чуть более наполовину. В этих условиях любое повышение совокупного спроса является желательным, т.к. ведет к увеличению реального объема ВНП и занятости, не затрагивая уровня цен.

 

 

Уровень цен

                                                                    AS

 

 

 


             Р

 


                                                               AD2

                                                             AD1

                      0             Q1 Q2                             Реальный ВНП

 

Q1 – объем ВНП при исходном совокупном спросе; Q2 – объем ВНП при повышении совокупного спроса; P – уровень цен.

 

Промежуточный отрезок кривой совокупного предложения является восходящим и предполагает такую ситуацию, когда увеличение реального объема ВНП сопровождается некоторым ростом цен. Это обусловлено, в частности, неравномерным развитием отдельных отраслей, например, быстроразвивающейся компьютерной отрасли в противоположность автомобилестроению. Расширение производства при некотором росте цен означает также, что для увеличения объема выпуска было использовано старое оборудование или менее квалифицированные работники. В результате издержки на единицу продукции растут, повышая цены на конечные товары и услуги. Однако реальный объем производства увеличивается.

Уровень цен

                                                               AS

 

 

            P2

            P1                                           AD2

                                                             AD1

                       0                       Q1Q2                            Реальный ВНП

 

Cовременная экономическая теория исходит из того, что вышеназванные концепции описывают вполне возможные в действительности разные воспроизводственные ситуации. Поэтому можно объединить все 3 предполагаемые формы кривой совокупного предложения в одну, имеющую 3 отрезка: горизонтальный (кейнсианский), вертикальный (классический), промежуточный.

Уровень цен

                                                            AS (Совокупное предложение)

 

 


                       0                                                           Реальный ВНП

 

При конкретизации формы кривой совокупного предложения новое звучание получает проблема общего рыночного равновесия. Условия, при которых это равновесие наступает, будут различны, т.к. последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения произойдет пересечение с новой кривой спроса.

Если совокупный спрос меняется в пределах кейнсианского отрезка, увеличение спроса приводит к увеличению реального объема ВНП, но не затрагивает уровень цен. Если совокупный спрос увеличивается на классическом интервале, это приводит к повышению цен, а реальный объем производства остается прежним. Если совокупный спрос возрастает на промежуточном отрезке, это приводит к увеличению и реального объема ВНП, и уровня цен.

Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения, имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Например в условиях экономического спада в 90-х годах можно и нужно ли было стимулировать совокупный спрос? Тот же Гайдар считал, что нет, т.к. он явлется приверженцем классической школы и говорил, что рост спроса приведет к инфляции, а потому спрос надо не только не стимулировать, но и замораживать. Однако не было учтено, что экономическая ситуация в России того времени даже отдаленно не напоминала модель полной занятости ресурсов, и более адекватной была бы кейнсианская модель.

 

Что же такое стимулирование спроса?

Стимулирование спроса – это меры воздействия на совокупный спрос со стороны государства.

Классическая и неоклассическая точка зрения состоит в том, что рыночная экономика не нуждается в государственном регулировании совокупного спроса и совокупного предложения, т.к. является самонастраивающейся системой. Инструментами саморегулирования служат цены на товары и услуги, з/плата, процентная ставка, колебания которых в условиях конкуренции уравнивают спрос и предложения.

Рассмотрим в качестве примера рынок рабочей силы. Т.к. экономика функционирует в режиме полной занятости, предложение рабочей силы – вертикальная прямая.

Предположим, что произошло сокращение совокупного спроса. Соответственно падает объем производства и спрос на рабочую силу. Это ведет к образованию безработицы и понижению цены труда. Более низкая цена труда снижает издержки предпринимателей на производство и продукции, что позволяет им понизить цены на товарном рынке (в результате реальная з/плата останется прежней) и нанять большее количество более дешевой рабочей силы и увеличить объем производства и объем занятости до прежнего уровня (предполагается, что безработные скорее согласятся на низкую з/плату, чем на полное ее отсутствие). В результате объем производства вновь достигает прежнего уровня, соответствующего полной занятости, а спад производства и безработица становятся кратковременными явлениями.


 

З/плата

                                                LS

 

           W2

 


           W1                                        LD2

                                                             LD1

                      0                       L                                Число работников

Кейнсианская точка зрения опирается на опытные данные, демонстрирующие, что экономика развивается не так гладко, как в классической модели, а з/плата, цены и процентная ставка не так уж гибки.

Действительно, цена вовсе не обязательно будут падать при кризисном сокращении производства; снижение цен, даже если оно произойдет, не может автоматически вывести экономику из спада; даже в условиях безработицы возможно сохранение прежнего уровня з/платы. Нашел подтверждение и основной вывод Кейнса: равновесие в экономике не обязательно достигается в точке, соответствующей объему ВНП при полной занятости. В период депрессии экономика может надолго застрять на уровне очень большой безработицы и недоиспользования производственных мощностей.

В своем анализе Кейнс исходит из факта неизменности з/платы, закрепленной трудовыми договорами и законодательством. Поэтому падение совокупного спроса приводит к падению объемов производства и сокращению спроса на труд. Заработная плата не снижается, но появляются безработные. А раз з/плата не меняется, не снижаются и издержки, а значит, не стоит ожидать и снижения цен. Экономика приходит в состояние равновесия при новом уровне производства, соответствующем неполной занятости.

Государство в условиях кризиса должно стимулировать совокупный спрос до положения полной занятости (путем выплаты пособий, организации новых рабочих мест), дальнейшее же повышение совокупного спроса приведет к инфляционному росту цен. Связано это с тем, что кривая совокупного предложения на самом деле имеет вид перевернутой буквы Г. Следовательно, главной задачей государства является поддержание спроса на желательном уровне (полной занятости).


Уровень цен

            P3                                           AS

 

             Р                                                             AD3

 

                                                         AD2

                                                                     AD1

                      0                       Q2      Q1               Реальный ВНП


 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: