Описание экскурсионного маршрута

История рождения бульвара

Если Артема - это главная улица города Донецка, то бульвар Пушкина - самая умиротворенная и самая респектабельная. Бульвар Пушкина тянется через всю центральную часть Донецка, располагаясь между двумя транспортными артериями города — улицами Артема и Университетской.

Первые попытки заложить на этом месте бульвар появились в 1925 году. Так как население города Сталино (так назывался современный Донецк до 1961 года) постоянно росло и к этому году насчитывало уже 35000 человек, необходимо было удовлетворить потребность горожан в жилье, что предполагало большое строительство. Представителями отдела местного хозяйства был разработан проект застройки центральных частей города по типу города-сада. В проекте большое внимание уделялось застройке центральных районов города и отведению мест отдыха для трудящихся.

В центре города на месте современного бульвара тогда был Сенной рынок, существовавший с начала XX века. Этот рынок служил центром всей торговли и местом проведения Вознесенской ярмарки, которая была значимым для горожан событием и длилась несколько дней (Приложение 1). В ходе реализации разработанного проекта, растянувшейся до 1936 года, Сенной рынок был снесен и вместо него появились первые дома. Место активной торговли было перенесено в район современного Крытого рынка.

Одновременно со строительством жилья для трудящихся начали, облагораживать будущий бульвар. Заканчивался он в то время на Комсомольском проспекте, поскольку к 40-м годам XX века большую часть современного бульвара Пушкина занимали станция «Товарный двор», кирпичный завод (на месте Дворца спорта «Шахтер») и гвоздильный завод (на месте Донецкого музыкально-драматического театра). Склады, пакгаузы и многочисленные, хаотично расположенные базы вокруг станции, образовали крупный промышленный узел прямо в центре современного города. Старожилы вспоминали, что пробраться через переплетение путей, шлагбаумов, рытвин и насыпей без риска для жизни было невозможно (Приложение 2).

С началом Великой Отечественной войны в 1941 году строительство бульвара остановилось.

Практически сразу же после освобождения города Сталино, в 1943 году, специалисты Гипрограда (в советские времена это была система проектных институтов с центральным институтом в городе Киеве и рядом филиалов в областных центрах Украины) приступили к разработке мероприятий по восстановлению города. Реконструкцию центральной части города начали только в 1948 году. Было решено одним из первых озеленить сквер имени Кобозева (сейчас бульвар Пушкина), площадью два гектара. Интересно, что до начала пятидесятых годов по центру современного бульвара на участке от Комсомольского до Театрального проспектов все еще стояли разбитые танки, причем, советские отдельно от немецких.

В 1949 году начали ликвидацию станции Товарный двор и постепенный перенос складов и базы, находившихся рядом с улицей Артема. Ликвидация станции и складской инфраструктуры позволила приступить к закладке улицы Университетской и дальнейшему формированию бульвара.

В 1952 году железнодорожную станцию удалось ликвидировать полностью (Приложение 3).

Продвижение бульвара к областной библиотеке им. Н. К. Крупской, происходило медленно. К северу от Театрального проспекта бульвар был расчищен, весьма относительно. Сквозная дорожка по всему протяжению бульвара уже имелась, но еще долго убирали остатки складского прошлого. Прошло еще пару лет, которые унесли с собой старый облик местности.

Привычное дончанам и гостям города название «бульвар Пушкина» появилось только в 1955 году. В начале пятидесятых использовались разные названия: улица бульварного типа имени Кобозева, затем просто бульвар Кобозева и потом — бульвар имени Шевченко.

До 1955 года бульваром Пушкина называли часть улицы от библиотеки им. Крупской до реки Кальмиус. 8 сентября 1955 года на нем установили памятник украинскому поэту Тарасу Григорьевичу Шевченко. Появление этого памятника внесло изменения в названия улиц, ведь памятник Кобзарю должен был стоять на бульваре только его имени. Поэтому, за два месяца до открытия памятника, бульвар А. С. Пушкина переименовали в бульвар имени Шевченко, а бульваром Шевченко стали называть бывший бульвар Пушкина  (Приложение 4).

К середине 1960-х годов на бульваре появились фонтаны, скамьи для отдыхающих, пешеходные дорожки.

В 1960 году градоначальник Алексей Бахаев в книге «Сталино сегодня и завтра» писал: «Одной из красивейших улиц нашего города справедливо считается бульвар Пушкина. Он утопает в зелени. Вдоль всего бульвара протянулись газоны, пламенеющие крупными цветами. В жаркие дни жители города любят отдохнуть, присев на скамью в тени деревьев. Людно на бульваре и вечерами» (Приложение 5).

Современным видом бульвар Пушкина обязан ХХІ веку, когда асфальт сменился брусчаткой и плиткой, а зеленую зону разнообразили всевозможными растениями, детскими развлекательными площадками и скульптурными группами, связанными с историей города.


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: