III. Обобщающий этап

Урок-экскурсия по окружающему миру

Тема: В гости к весне.

 

Цель: показать учащимся особенности пробуждения природы в различных биоценозах и найти причины различных фаз развития растений.

 

Ход урока

I. Подготовительный этап.

Орг.момент.

- Добрый день, мои юный друзья! Сегодня я приглашаю вас в гости к…

Отгадайте, к кому?

Если речка голубая

Пробудилась от сна

И бежит, в полях сверкая,

- Значит к нам пришла...

 Если снег везде растаял,

И трава в лесу видна,

И поет пичужек стая,

- Значит к нам пришла...

Если солнце разрумянит

Наши щеки докрасна,

Нам еще приятней станет,

- Значит к нам пришла... (весна).

(А. Некрасова.)

Актуализация новых знаний.

Итак, мы идем в гости к весне. А точнее, это она пришла к нам, в наши края. Весна — это прекрасное время года! Это пробуждение.

- Мы отправимся в школьный двор и понаблюдаем, как изменилась природа с приходом весны.

Составим план нашей экскурсии

1. наблюдение за признаками погоды;

2. наблюдение за земляным покровом;

3. наблюдения за явлениями природы;

4. наблюдение за растениями;

5. наблюдения за птицами

- Что мы сейчас с вами делали? (составляли план).

Сообщается место проведения экскурсии, маршрут движения до места экскурсии, правила поведения на природе: не шуми, чтобы не распугать лесных обитателей; не ломай ветви деревьев и кустарников; не срывай цветы и т.д. Класс делится на группы. Дети выходят на экскурсию.

Дети получают карту путешествия.

II. Основной этап.

Первая остановка «Неживая природа»

Послушайте  стихотворение:

Зимние дни миновали

Ночи короткие стали.

Луч золотой разливает.

Влажным теплом поддувает

Ветер с раздольных полей.

Тучки несутся толпою,

Легкою дымкой скользят.

(С. Дрожжин.)

— Посмотрите кругом, что изменилось в природе с приходом весны?

- Посмотрите на небо. Какого оно цвета? (небо голубого цвета, на нем есть белые, пушистые облака).

- Можем ли мы сейчас увидеть на нем солнце? (на небе есть солнце)

- Как оно расположено относительно этого дома? (солнце поднимается всё выше)

- Изменилась ли продолжительность дня? (дни становятся длиннее)

- Какой весенний месяц самый холодный? (Март).

-Самый теплый? (Май) Почему? (В мае солнце находится выше над горизонтом, чем в марте, поэтому в мае тепло).

- Зарисуйте солнце в тетрадь.

- Есть ли сегодня ветер?

- Есть ли сегодня какие-либо осадки?

-Что происходит весной с почвой? (Весной почва оттаивает. В ней накапливается много влаги от таящего снега, постепенно почва на поверхности подсыхает, а в глубине остается влажной).

- Ребята, какой вывод мы можем сделать, наблюдая за изменениями в неживой природе? (Солнце все выше поднимается над линией горизонта, поэтому дни становятся длиннее, солнце сильнее греет землю).

Вторая остановка «Живая природа»

— Посмотрите снова вокруг и отправимся дальше.

 

Послушайте  стихотворение:

 

Верба над тыном склонилась,

Вся расцвела, распустилась,

Так и блестит жемчугом.

Кое-где оттаяли кочки,

А закраснелися почки

С дремлющим сладко листом.

 (С. Дрожжин.)

 

— А сейчас поговорим об изменениях, которые произошли в растительном мире.

— Как по растениям можно определить, что начинается весна?

- А теперь рассмотрим растения. Внимательно посмотрите на деревья. Какого цвета кора у них?

- Проведите по коре рукой. Какая она на ощупь?

— А как вы думаете, можно ли проверить, пробудилось дерево или нет?

- Проверить это можно, если осторожно срезать сучок дерева. С разреза по бегут светлые капли сока, значит корни уже начали втягивать из почвы влагу. Но просто так делать на коре зарубки нельзя, т. к. та влага, которая напитала бы почки, потечет на землю. Дерево постепенно засохнет и погибнет. А ведь для того, чтобы его вырастить, понадобится 40—50 лет.

- обнимите дерево, чтобы оно почувствовало наше тепло.

- В народе есть такая примета: если из березы течет много сока, то лето будет дождливое.

- Есть ли листья? Какого они цвета? (Учащиеся рассматриваю растение и делают вывод).

- Давайте рассмотрим листочек дерева и зарисуем его внешний вид. Какую форму имеет лист? Посмотрите на жилки листочка, расскажите, какие они? (Учащиеся рассматриваю растение и делают вывод, зарисовывают листочки в тетрадь).

-Что происходит с деревьями и кустарниками весной? (На лиственных деревьях и кустарниках набухают почки; появляются сережки, серебристые барашки, цветы, затем появляются листья).

- Что происходит с травянистыми растениями? (Землю покрывает молодая травка, многие растения начинают цвести).

 

- Итак, какие изменения в жизни растений произошли с наступление весны? (на деревьях и кустарниках есть листья, они зеленого цвета. Цвет коры деревьев и кустарников яркий).

— Как вы думаете, кто приносит весну на крыльях? (Грачи, скворцы и т. д.)

- Прислушайтесь: когда больше звуков: зимой или весной? Почему? (ответы детей).

- А теперь отгадайте загадки:

Всех перелетных птиц черней,

Чистит он пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица... (Грач)

Март — время прилета грачей в родные края.

 

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

А все же голос свой имеет. (Скворец)

Конец марта — время прилета скворцов.

 

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)

Время прилета в родные края — май.

 

Свое гнездо он в поле вьет,

Где тянутся растения.

 Его и песня и полет

Вошли в стихотворения! (Жаворонок)

Время прилета жаворонков - начало апреля.

 

Прилетел к нам, наконец,

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет. (Соловей)

Соловьи прилетают в середине мая.

 

- Рассмотрите внешний вид птицы (рассматривают птицу, которая встретилась во время экскурсии). Какого она размера? Формы? Окраска? Зарисуйте ее внешний вид в тетрадь. (ответы детей, зарисовывают птицу в тетрадь, записывают ее название).

- Чем питается птица, за которой мы наблюдаем? (ответы детей).

 

Экологическая остановка.

 

- А сейчас мы внесем свой вклад в охрану природы. Для этого соберем мусор на территории двора.

Остановка «Игровая»

Дети располагаются на полянке, проводится игра «Я знаю...»

Цель игры - подвести итог проделанной работы, выяснить, что узнали дети из проведенной экскурсии.

1. Я знаю пять явлений весны...

2. Я знаю пять перелетных птиц...

3. Я знаю пять первоцветов...

4. Я знаю пять проснувшихся зверей...

 

III. Обобщающий этап.

Подведение итогов

- Ребята, после нашей экскурсии сделаем вывод.

— Итак, какие же изменения в живой природе происходят весной, как они связаны с изменениями в неживой природе? (Солнце выше, чем зимой. Дни стали длиннее. На улице потеплело. Небо весной голубое, высокое. Облака белые, легкие. Почва оттаивает, на деревьях появляются почки, а затем клейкие листочки. Зацветают первоцветы. Появляются насекомые. Возвращаются перелётные птицы).

Рефлексия.

- Ребята оцените свою работу. Вам необходимо нарисовать листочек того цвета, какого вы считаете со своей работой:   зелёный цвет – я был активен; жёлтый цвет – я старался, но у меня не всё получилось; красный цвет – я работал недостаточно хорошо.

 

9) Домашнее задание: понаблюдайте на протяжении нескольких дней за природой, какие ещё изменения происходят в ней.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: