Коэффициент Папандреу

Коэффициент монопольной власти Папандреу основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. Необходимым условием осуществления монопольной власти служит низкое влияние на объем продаж фирмы цены продавцов на взаимосвязанных рынках или сегментах одного и того же рынка.

Индекс Папандреу практически не используется в прикладных исследованиях, однако он весьма любопытно отражает две грани монопольной власти: наличие товаров-заменителей на рынке и ограниченность мощности конкурентов (или возможность их проникновения в отрасль).

 

 (1.4)

где Qdi - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью; Pj - цена конкурента (конкурентов); lj - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, измеряемый как отношение потенциального увеличения выпуска к росту объема спроса на их товар, вызванного понижением цены.

Выражение отражает перекрестную эластичность спроса на товар фирмы. Его величина свидетельствует о возможности переключения спроса потребителей на товар конкурентов [7, с. 223-224].

1.4 Экономические последствия действия монополий

рыночный монополия конкуренция

В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 1.3 а).

При этом кривая рыночного предложения - это кривая общественных предельных затрат. Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство - предельные затраты. Таким образом, при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

 


Рисунок 1.3 - Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [7, с.125, рисунок 29]

 

Максимальная цена, которую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности этой единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса.

С другой стороны, предельные затраты производителей - суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара.

Таким образом, до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции.

Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

Дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в тот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами.

Выпуск, при котором достигается это равенство (q* на рис. 2.1а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

Условием достижения эффективного выпуска является совершенная конкуренция. С одной стороны, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по которой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и является, как отмечалось, условием эффективности по Парето [7, с. 166-617].

Предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой. Кривая общественного спроса на продукт отрасли от этого факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста являются теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. Поэтому кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

В то же время выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС). Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с этим монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации своей экономической прибыли.

Таким образом, максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, которая сложилась бы в условиях конкуренции.

Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при этом равны площади треугольника на рис. 2.1б. Это означает, что при возрастании выпуска с qm до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, которые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

Существуют и другие потери в связи с монополией. Ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти - одно из проявлений «Х-неэффективности». Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, чтобы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет своих экономических прибылей.

С другой стороны, само стремление к монополии (точнее - к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Очевидно, что монополия - меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. Поэтому правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии - осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

Потери «мертвого груза» - не единственная форма снижения эффективности в условиях монополии. Отсутствие давления конкурентных сил позволяет фирме функционировать не в оптимальном режиме, так как возникающую при этом неэффективность она может компенсировать за счет имеющейся рыночной власти. Потери эффективности, связанные с выбором нерациональных методов производства и неоптимальных размеров, называются Х-неэффективностью. Она может проявляться в форме излишних производственных мощностей, чрезмерного управленческого персонала, неоправданно высоких расходов на рекламу. Главное же в том, что причиной ее является не неспособность оптимизировать производство, а недостаток конкуренции.

Хотя потери эффективности из-за монополии могут быть существенными, большинство экономистов склоняются к тому, что в действительности бремя монополии невелико. Связано это с тем, что, с одной стороны, чистая монополия встречается редко и чаще всего мы можем говорить лишь о монопольном влиянии, а с другой стороны, сами монополисты сталкиваются с противодействием ряда ранее упоминавшихся нами факторов, которые ограничивают реализацию их рыночной власти.

Монополия приводит не только к отрицательным последствиям - она дает и некоторые выгоды. Во-первых, позволяя получать экономическую прибыль, рыночная власть создает более широкие возможности для инновационной деятельности фирм и способствует научно-техническому прогрессу, особенно когда барьеры проникновения в отрасль невысоки. Во-вторых, рыночная власть ведет к экономии на информационных издержках, поскольку сама фирменная марка уже является информацией для потребителя. В-третьих, в условиях монополии существует возможность более полного извлечения экономии от масштабов и, следовательно, производства при более низких, нежели в условиях совершенной конкуренции, издержках [9, с. 245-246].

Вывод: Таким образом, обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

 


ГЛАВА 2. МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ РЫНКИ И АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Особенности проявления монополистической конкуренции в Республике Беларусь

На современном этапе в Республике Беларусь государственный монополизм проявляется прежде всего в сфере управления, обуславливая монополизм хозяйствующих субъектов как в сфере производства, так и в сфере обращения.

В зависимости от критериев можно выделить: по происхождению - естественный и искусственный монополизм, по степени влияния - всеобщий, абсолютный и т.н. олигополию, по сфере влияния - отраслевой и межотраслевой, по территориальному признаку - тотальный и локальный, по функциональной роли - ведомственный, должностной и производственный.

Согласно данным на 2013 г., в Беларуси 163 компании-монополиста. Именно столько предприятий было включено в Госреестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Беларуси на республиканском уровне.

Согласно постановлению Министерства экономики от 17 октября 2002 года № 229 «Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь» доминирующим признается субъект хозяйствования с величиной поставок на потребительском рынке 30 % или 45 % на рынке инвестиционных товаров.

В новый перечень традиционно попали практически все белорусские промышленные гиганты - ОАО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Минский автомобильный завод», ОАО «Минский тракторный завод, ОАО «Беларуськалий», ОАО «Минский завод отопительного оборудования», ПРУП «Молодечненский завод порошковой металлургии», ОАО «СветлогорскХимволокно» и другие.

Также монополистами признаны РУП «Белпочта», РУПП «Белцветмет», РУПП «Минсквтормет» и его дочерние предприятия «Брествторчермет», «Витебсквторчермет», «Гомельвторчермет», «Гродновторчермет», «Могилеввторчермет» - по товарной позиции «заготовка и переработка лома и отходов черных металлов». Включены в список и четыре сахарных комбината - Скидельский, Городейский, Жабинковский и Слуцкий.

За деятельностью вошедших в перечень хозяйствующих субъектов установлено государственное регулирование и контроль в соответствии с действующим законодательством.

Перечень монополистов постоянно обновляется, туда включаются новые субъекты, а некоторые, напротив, исключаются из него. Как комментируют в Минэкономики, их количество за последние десять лет снизилось почти наполовину, что указывает на рост конкуренции среди субъектов хозяйствования. В 2012 году в госреестр было включено 8 предприятий. Среди них ОАО «Электромодуль», ОАО «Белсолод», СЗАО «Стеклозавод Елизово».

По состоянию на январь 2013 года Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, включал 580 хозяйствующих субъектов, в том числе на республиканском уровне - 161, на местном уровне - 419 хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим динамику промышленных предприятий, занимавших на рынке доминирующее положение в 2010 - 2012 гг. (Таблица 2.1).

 

 

Таблица 2.1 - Предприятия, занимавшие на рынке доминирующее положение в 2010 - 2012 гг.

 

Число предприятий монополистов

Удельный вес предприятий-монополистов, %

 

 

в общем числе предприятий отрасли

в общем объёме производства отрасли

  2010 2011 2012 2010 2011 2012 2010 2011 2012
Вся промышленность 181 171 143 8,8 7,9 6,9 45,4 52,3 51,2
в том числе:                  
топливная 3 3 3 8,1 8,1 11,1 53,7 98,5 98,9
чёрная металлургия 2 2 3 11,8 9,1 12 81,5 77,8 82,4
химическая и нефтехимическая 20 18 16 25,3 20,9 18,8 78,9 86,5 85,4
машиностроение и металлообработка 83 80 64 15,4 13,4 10,7 56,3 55,7 55,8
лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная 7 8 4 2,2 2,4 1,7 16,4 18 18,8
промышленность строительных материалов 17 16 16 13,7 11,8 11,3 58,3 51,3 48,2
стекольная и фарфоро-фаянсовая 5 4 3 23,8 21,1 13,6 47,8 50,6 38,7
лёгкая 16 14 14 5,9 5 4,3 28,9 27,9 29,3
пищевая 21 20 17 4,3 4,1 3,6 19,3 18,9 13,8

Примечание ― Источник: [3, с.115, таблица 5]

 

 

Таким образом, мы видим, что более половины всего промышленного производства приходится на предприятия - монополисты (51,2 %).

В топливной отрасли (98,9 %), чёрной металлургии (82,4 %) и химической и нефтехимической отраслях (85,4 %) максимально сконцентрированы производственные мощности отечественных монополий.

Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.

В Беларуси выделяют следующие уровни концентрации производства (для оценки используются коэффициент концентрации CR3 и индекс Херфиндаля-Хиршмана):

) Нормальная концентрация, или неконцентрированный рынок:

 

CR3<45%; ИХХ<1000

 

) Средняя степень концентрации, или умеренно концентрированный рынок:

 

%<CR3<70%; ИХХ<1000

 

) Высокая степень концентрации, или слабая конкурентная среда:

 

CR3>70%; ИХХ>1800

 

В Республике Беларусь доминирует высокий уровень концентрации производства - CR3>70%.

Однако говоря об особенностях проявления монополизма в Республике Беларусь, следует отметить, что речь не идёт о классических монополиях.

Во-первых, монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Во-вторых, значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

2.2 Антимонопольное законодательство Республики Беларусь и антимонопольные органы Республики Беларусь

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольное законодательство в Республике Беларусь состоит из:

Конституции Республики Беларусь (статья 13);

норм Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК);

Закона от 10 декабря 1992 года № 2034-XII (в редакции Законов Республики Беларусь от 10 января 2000 года № 364-З, от 2 декабря 2002 года № 154-З) «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции»;

Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 года № 162-З «О естественных монополиях» (далее - Закон «О естественных монополиях») и других актов законодательства, а также международных договоров, участницей которых является Республика Беларусь.

Акты антимонопольного законодательства Республики Беларусь действуют в соответствии с вертикальной иерархией норм о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Первое место в этой иерархии занимает Конституция Республики Беларусь, имеющая высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Беларуси.

Конституционные основы антимонопольного регулирования образуют нормы раздела I и II Конституции Республики Беларусь. Это наиболее стабильная часть антимонопольного законодательства, поскольку в Основной Закон государства не могут вноситься частые изменения и дополнения.

Статья 13 Конституции Республики Беларусь гарантирует всем равные права для осуществления хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом, гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности. Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества; обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

Эти гарантии тесным образом связаны с основополагающими конституционными правами и свободами. Государство обязано не только провозгласить их («все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов») (статья 22), но и обеспечить условия для их практической реализации в частноправовых и публичных отношениях.

Ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц (статья 23 Конституции).

Таким образом, Конституция Республики Беларусь ориентирует законодателя, что законом может быть запрещена социально опасная деятельность, в том числе экономическая деятельность, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Но этот общий конституционный принцип здесь не конкретизирован.

Другое законодательство Республики Беларусь содержит запрет конкретной экономической деятельности, которая направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В частности, указанный запрет материализован в части 2 пункта 1 статьи 9 ГК, которая не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребления своим доминирующим положением на рынке.

Однако диапазон действия запрета, закрепленного в статье 9 ГК, ограничен. Во-первых, он распространяется только на участников гражданского оборота (граждан и юридических лиц) и применяется к отношениям с участием иностранных лиц (иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и иностранных юридических лиц), если иное не предусмотрено ГК и международным договором. Во-вторых, запрет распространяется на товарные рынки, где конкуренция по объективным причинам отсутствует: это рынки естественных, государственных и временных монополий. В-третьих, по субъектному составу запрет распространяется на тех лиц, которые обладают доминирующим положением на рынке. Названный в ГК запрет не применяется к отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой. Но и в этой сфере иное может быть предусмотрено законодательством.

Так, в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности» предусмотрено, что он действует на всей территории Республики Беларусь и распространяется на отношения, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках. Он применяется к тем правоотношениям, в которых участвуют хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках, в том числе в результате совершения сделок с акциями (долями), приобретения имущественных паевых взносов в имущество кооперативов (паев), долей уставных фондов хозяйствующих субъектов.

Действие Закона «О противодействии монополистической деятельности» не распространяется на отношения, вытекающие из охраны изобретений, промышленных образцов, топологий интегральных микросхем, нераскрытой информации, товарных знаков и авторских прав, за исключением случаев, когда права, связанные с этими отношениями, используются их обладателями в целях ограничения конкуренции, а также на отношения, связанные с товарами, изъятыми из гражданского оборота в Республике Беларусь [1].

Отношения, связанные с монополистической деятельностью и недобросовестной конкуренцией на рынках ценных бумаг и финансовых услуг, за исключением случаев, когда складывающиеся на этих рынках отношения оказывают влияние на конкуренцию на товарных рынках, регулируются иными актами законодательства.

Правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются к отношениям, связанным с монополистической деятельностью на товарных рынках, где товары имеют ограниченную гражданскую оборотоспособность лишь постольку, поскольку иное не установлено законодательными актами, содержащими правовые нормы об обращении этих видов товаров, а также если иное не определено соответствующими нормами международного права.

Положения Закона «О противодействии монополистической деятельности» применяются также в тех случаях, когда субъекты права, указанные в пункте 1 статьи 3 этого закона (хозяйствующие субъекты, государственные органы, их должностные лица в процессе деятельности на товарных рынках), совершают действия (бездействие) за пределами территории Республики Беларусь, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции либо влекут за собой другие неблагоприятные последствия на товарных рынках. Иные правила могут быть установлены нормами международного права.

Актами законодательства в соответствии с нормами международного права могут устанавливаться изъятия по отнесению иностранных государств, международных организаций, физических и юридических лиц, лиц без гражданства и других субъектов права к числу потребителей.

Деятельность хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, занимающих доминирующее положение на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций), а также хозяйствующих субъектов других государств, осуществляющих монополистическую деятельность на товарных рынках или в отношении потребителей, хозяйствующих субъектов Республики Беларусь, регулируется на основании норм национального права, а также норм международного права.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов Республики Беларусь на товарных рынках других государств (групп государств, международных организаций) и хозяйствующих субъектов других государств на товарных рынках Республики Беларусь определяется в соответствии с нормами международных договоров, действующих для Республики Беларусь, и иными нормами международного права.

Существенной особенностью Закона «О противодействии монополистической деятельности» является его экстерриториальный характер. Это выражается в том, что нормы данного Закона применяются и в тех случаях, когда действия и соглашения, указанные в статье 3 Закона «О противодействии монополистической деятельности», совершаются или заключаются за пределами территории Республики Беларусь. Для того чтобы применить правила Закона «О противодействии монополистической деятельности» к таким соглашениям (действиям), в соответствии с теорией последствий необходимо доказать, что они приводят или могут привести к ограничению конкуренции или влекут другие отрицательные последствия на рынках Республики Беларусь.

Что касается действия Закона «О противодействии монополистической деятельности» по кругу лиц, то его нормы распространяются на соответствующие отношения, влияющие на конкуренцию и складывающиеся с участием белорусских и иностранных юридических лиц, государственных органов и должностных лиц, которые имеют или могут иметь своими последствиями ограничение конкуренции на товарных рынках.

Этот перечень охватывает, прежде всего, коммерческие и некоммерческие организации, а также индивидуальных предпринимателей.

Другую группу субъектов отношений, регулируемых Законом “О противодействии монополистической деятельности”, составляют государственные органы в широком смысле слова. Если понимать буквально, то под государственными органами надо понимать органы власти (законодательной, исполнительной, судебной) и управления, а также органы местного самоуправления.

По общему правилу монополистическая деятельность является противоправной, однако существуют изъятия из данного правила.

Законом Республики Беларусь от 10 декабря 1992 г. «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» установлено три вида монополистической деятельности, которые являются правомерными: государственная монополия; чрезвычайная монополия и естественная монополия.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности (в том числе предпринимательскую) имеет государство в лице определенных государственных органов или иных специально уполномоченных субъектов права. Следует отметить, что рассматриваемая норма права указывает исключительно на производство и реализацию продукции, изъятой из гражданского оборота или ограниченной в данном обороте. Государственная монополия на рынке продукции, не изъятой из гражданского оборота, не допускается.

Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени. Чрезвычайная монополия может вводиться в случае введения чрезвычайного положения.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Иными словами, для отнесения той или иной сферы деятельности к числу естественных монополий законом положен в основу критерий снижения издержек производства по мере роста объёма производства. Если рост объёма производства не снижает издержки производства или увеличивает их - соответствующая сфера деятельности не может быть признана естественной монополией.

Согласно статье 3 закона Республики Беларусь от 16 декабря 2002 г. «О естественных монополиях» естественными монополиями признаются следующие сферы деятельности:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

-   транспортировка газа по магистральным и распределительным трубопроводам;

    передача и распределение электрической и тепловой энергии;

    централизованное водоснабжение и водоотведение;

    услуги электрической и почтовой связи общего пользования;

    услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, обеспечивающими движение транспорта общего пользования, управление движением поездов, железнодорожные перевозки;

    услуги транспортных терминалов, аэропортов;

    обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

Выполнение основной части функций по реализации в соответствии с законодательством государственных мер по обеспечению условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков, содействию и развитию добросовестной конкуренции и защите прав потребителей, в том числе по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, принятию иных мер по обеспечению исполнения антимонопольного законодательства, включая формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется уполномоченным республиканским органом государственного управления (далее - антимонопольный орган), если иное не установлено законодательством.

Антимонопольный орган, в том числе органы, входящие в его состав, создаются, реорганизуются и упраздняются в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства компетенцией антимонопольного органа или ее частью могут наделяться несколько субъектов права.

Установление доминирующего положения отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее антимонопольный орган).

Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.

Основными задачами Департамента являются:

выработка предложений об основах государственной политики в области ценообразования, определение форм и способов государственного ценового регулирования, осуществление контроля за ценообразованием, в том числе за соблюдением законодательства о ценообразовании в строительстве, разработка методологии формирования и применения цен и тарифов;

организация и осуществление государственного контроля за деятельностью организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, деятельностью субъектов естественных монополий;

разработка программ и осуществление мер по демонополизации экономики, организация, формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, Государственного реестра субъектов естественных монополий;

разработка методов и средств, направленных на:

проведение единой государственной ценовой и антимонопольной политики на основе научных исследований, изучения и использования мирового опыта путем осуществления в рамках компетенции Департамента мер антимонопольного и ценового регулирования;

создание условий для развития конкуренции, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, действующих на товарных рынках республики.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополия - фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.

Закрытая монополия - это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д.

Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком.

Открытая монополия - это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции.

Монополия - такая ситуация на рынке, когда один продавец противостоит многим покупателям, причем этот продавец является единственным производителем продукта, не имеющего близких товаров-заменителей. Такая модель имеет следующие характерные черты: продавец является единственным производителем данного товара (продукта), реализуемый продукт уникален в том смысле, что нет его заменителей; монополист обладает рыночной властью, контролирует цены, поставки на рынок, является законодателем цены.

Антимонопольное законодательство можно определить как систему нормативных правовых актов, содержащую правила регулирования воспроизводства и содействия добросовестной конкуренции, предотвращения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Более половины всего промышленного производства приходится на предприятия - монополисты (51,2 %).

В топливной отрасли (98,9 %), чёрной металлургии (82,4 %) и химической и нефтехимической отраслях (85,4 %) максимально сконцентрированы производственные мощности отечественных монополий.

Уровень монополизации белорусской экономики, определяемой количеством предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, довольно высок. При этом следует отметить, что наблюдается тенденция к уменьшению этого показателя, во многом благодаря проведению демонополизации и попыткам совершенствования конкурентных отношений в экономике.

Монополизм многих предприятий не является естественным - они занимают доминирующее положение на рынке лишь вследствие того, что в советские времена были созданы как крупные предприятия, а в условиях рынка, вероятно, не стали бы монополистами.

Значительное количество крупных предприятий не показывают высокой эффективности хозяйственной деятельности. Устаревшие технологии, высокая степень износа оборудования, отсутствие финансовых средств для дальнейшего развития - всё это ставит под сомнение способность данных предприятий сохранить за собой доминирующее положение на рынке без государственного содействия.

Установление доминирующего положения отнесено законодательством к компетенции Департамента по ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь и управлений ценовой политики областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета (далее антимонопольный орган).

Департамент или управления ценовой политики облисполкомов и Минского горисполкома рассматривают вопросы определения доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках на основании заявлений хозяйствующих субъектов, органов управления и по собственной инициативе.

 


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Закон Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» от 10 декабря 1992 г., № 2034 (в ред. от 22 декабря 2011 г. № 328-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информационный Республики Беларусь. - Минск, 2013.

2. Закон Республики Беларусь «О естественных монополиях» от 16 декабря 2002 г. № 162-З (в ред. от 4 января 2010 г. № 109-З) // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Национальный центр правовой информационный Республики Беларусь. - Минск, 2013.

.   Авдашева С.К., Шаститко А.М. Модернизация антимонопольной политики. // Вопросы экономики. 2013. №5. С. 101-116.

.   Базылев, Н.И., Гурко С.П. Макроэкономика: Учеб. пособие. - 2-ое издание, перераб. - Мн.: БГЭУ, 2006 - 456 с.

.   Бондарь, В.А., Воробьёва, В.А., Микроэкономика: учеб. пособие/ А.В. Бондарь, Н.Н. Сухарева; под ред. А.В. Бондаря, В.А. Воробьёва. - Минск: БГЭУ, 2007. - 415 с.

6. Макроэкономика: Соц. ориентир. подход: Учеб. пособие/ Э.А. Лутохина, В.В. Козловский, В.Н. Бусько и др.; Под ред. Э.А. Лутохиной. - Мн.: Тесей, 2007. - 320 с.

7. Макроэкономика: Учеб. пособие/ М.И. Плотницкий, Э.И. Лобкович, М.Т. Мутолимов и др.; Под ред. М.И. Плотницкого. - М.: Новое знание, 2006. - 462 с.

.   Рузавин, Г., Мартынов, В., Монополии и несовершенная конкуренция. Курс рыночной экономики. М. 2008. - 98 с.

.   Санько, Г.Г. Монополия и конкуренция / Г. Г. Санько. - Мн., 2007. - 142 с.

.   Санько, Г.Г., Монополизм и антимонопольное регулирование/ Г.Г. Санько - Мн. БГЭУ, 2007 - 95 с.

11. Коломитченко, О. Некоторые нарушения принципов антимонопольного права, остающиеся вне сферы действия существующего законодательства Российской Федерации / О. Коломитченко, Д. Наррисон // Хозяйство и право. - 2006. - № 4. С. 55-69

12. Развитие конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. 2012. № 9.С. 3-9.

.   Розанова, Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы Экономики. 2011. № 5. С. 117-131.

.   Тотьев, К.Ю. Конкуренция и монополизм: правовые аспекты регулирования / К. Ю. Тотьев. - М., 2007. - 152 с.

15. Экономическая теория: Учебник/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева, С.П. Гурко и др.; Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. 3-е изд., переработанное и дополненное. - Мн.: БГЭУ, 2006. - 752 с.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: