1. Колония | А) население Ольвии |
2. Анахарсис | Б) греческая колония, столица Боспорского царства. |
3. Борисфениты | В) греческий полис, основанный на другой территории выходцами из материковой Греции. |
4. Пантикапей | Г) скифский философ, сын царя, один из известных мудрецов Греции. |
III. Предложи свой ответ на вопрос:
1. Какое значение имела греческая колонизация для греков и соседних народов?
2. Как вы думаете, в чем были больше заинтересованы скифы: воевать с греками или торговать с ними?
3. Почему греческую колонизацию называют великой, а финикийскую нет?
4. Почему скифы охотно уступили грекам территории, которые они контролировали?
5. Какой вид исторического источника представлен на иллюстрации
«Развалины древнего Херсонеса»? Приведите другие примеры такого вида источников.
Ø Практическая работа
1. Рассмотрите ювелирные украшения из Пантикапея. Подумайте, можно ли утверждать, что в них произошло объединение греческого художественного ремесла и элементов скифской культуры? Объясните ответ.
|
|
2. Рассмотрите реконструкцию «Уличная сцена в Ольвии». Разыграйте диалоги жителей греческой колонии, которые можно было услышать на улице.
Ø Это интересно
Скифы очень недоверчиво относились к грекам. Особенно опасались они перенимать греческие обычаи и веру. Тех, кто почитал греческих богов, ждала жестокая казнь. Даже цари и их родственники не могли избежать этой участи.
Анахарсис (от скиф. «неранимый») ок. 605-545 гг. до н.э. – скифский философ, сын царя Гнура, брат царя Савлия и Кадуита.
Греки считали Анахарсиса одним из семи мудрецов света и записали некоторые его изречения. Так, он говорил, что лучше иметь одного настоящего друга, чем много плохих. На вопрос, что у человека одновременно хорошее и плохое, он ответил:
«Язык». На вопрос, какие корабли самые безопасные, Анахарсис сказал: «Те, что вытащены на берег».
После возвращения в Скифию он, по сведениям Геродота, был убит собственным братом за совершение иноземного религиозного обряда.
«Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи».
|
|
(Геродот (IV, 76-78))