Второй Азовский поход. Создание регулярного флота на Азовском море

Петр обнаруживает ботик в Измайлово

После стрелецкого бунта 1682 года и захвата власти царевной Софьей малолетний царь Петр Алексеевич вместе с матерью, вдовствующей царицей Натальей Кирилловной, был удален из Москвы. Большую часть детства и отрочества будущий российский император провел в Измайлово. Летом 1688 года, прогуливаясь с учителем Тиммерманом по территории Измайловского дворца, Петр случайно оказался в той ее части, где располагались хозяйственные службы. Там, в одном из амбаров Льняного двора, он обнаружил судно «иноземной работы», вошедшее в отечественную историю как «ботик Петра Великого», «прародитель всего русского флота». Благодаря этой находке юный государь начал изучать морское дело. Первым наставником стал для Петра голландец Карштен Брандт: с ним он ходил на ботике сначала по Яузе, а затем по Просянскому пруду – «но и там немного авантажу сыскал, а охота стала от часу более…». Принято считать, что именно с отроческого опыта началось страстное увлечение Петра всем, что имело отношение к морю и кораблям. Это сыграло огромную роль в том, что именно в его царствование Россия создала регулярный военный флот и получила выходы к Азовскому и Балтийскому морю.

 

Строительство кораблей и судов для Азовского флота

В1694 году по приказу Петра I в Республике Соединенных провинций (Голландия) была заказана 32-весельная галера, части которой со всеми принадлежностями должны были доставить в Архангельск в следующем году, а оттуда перевезти, скорее всего, на Волгу и в Каспийское море. Судьбу ее предопределили политические обстоятельства: началась подготовка первого Азовского похода, и это гребное судно было взято за образец, по которому зимой 1694–1695 годов было построено 22 галеры для перевозки войска, собранного царем для взятия турецкой крепости Азов.

Первый Азовский поход 1695 года был неудачным, но именно он показал, что без регулярного флота, способного противостоять турецкому, приморскую крепость, беспрепятственно получавшую подкрепления и припасы морем, взять невозможно.

Для постройки кораблей и судов Азовского флота в селе Преображенском была создана верфь, на которой к концу февраля 1696 года были изготовлены части 22 галер и 4 брандеров. Образцом служила доставленная в Москву голландская галера. На верфи работали иностранные корабельные мастера и русские, ранее трудившиеся вместе с Петром в Переславле и на верфи в Архангельске, а также солдаты Преображенского и Семеновского полков. Кроме того, в Преображенском были собраны искусные плотники из тех мест государства, где речные и морские суда строились «на русский манер». Одновременно по указу царя в Воронеже, Козлове, Добром и Сокольске для похода к Азову надлежало построить 1300 стругов длиной 12–17 сажень и шириной 2,5–3,5 сажени, 300 лодок, 100 плотов и заготовить инструменты и материалы для строительства каторг и галеасов.

Петр I принимал непосредственное участие в строительстве кораблей. Первым помощником царя в корабельном строительстве был голландец Франц Тиммерман – бывший учитель Петра I по математике и инженер во время первой осады Азова. Он руководил наймом плотников, заготовкой пеньки, железа, смолы, снастей, а также инженерными работами до прибытия флота к Азову.

Весной 1696 года, почти сразу после отъезда Петра I из Москвы, началась доставка готовых гребных судов в Воронеж. Каждая галера отправлялась в сопровождении ее командира и команды. В середине марта преображенские шхип-тимерманы уже работали в Воронеже.

Припасы и материалы для флота заготавливались в Воронеже. Их не хватало, поэтому в Преображенском «день и ночь» работали «пиловальная мельница» и «канатная сучильня», доски и канаты отправлялись на воронежскую верфь. Железо для строительства кораблей брали с частных заводов. Поскольку в Воронежском крае не было ясеневого и вязового леса, пригодного для изготовления галерных весел, необходимый материал доставлялся из Тульского и Веневского уездов.

Строительство стругов в Воронеже было в основном завершено к началу апреля. 2 апреля здесь состоялась торжественная церемония спуска на воду галер «Принципиум», «Святой Марк» и «Святой Матвей». Спуск на воду остальных судов этого типа задержался из-за испортившейся в первой декаде апреля погоды. Галера голландской постройки была спущена на воду 17 апреля. Из двух кораблей, строившихся в Воронеже, к началу похода был готов только «Апостол Петр», спущенный на воду 26 апреля. «Апостола Павла» достроить к началу похода не успели.

 

 

Второй Азовский поход. Создание регулярного флота на Азовском море

Во второй раз русское войско осадило турецкую крепость Азов 16 мая 1696 года.

20 мая в устье Дона казаки на галерах атаковали турецкий морской караван, уничтожив 2 галеры и 9 малых судов. Одно вражеское судно они захватили. 27 мая из устья Дона в Азовское море вышел русский флот, прервав пополнение и питание неприятельского гарнизона морем. Турецкие военные корабли, прибывшие к Азову, вступить в бой с русскими не решились. А вылазки турецкого гарнизона, согласованные с атаками 60-тысячного войска крымских татар, которое стояло лагерем к югу от Азова, были отбиты.

Подготовительные осадные работы были завершены 16 июля. Днем позже 1,5 тыс. казаков самовольно пошли на штурм, ворвались в крепость и засели в двух бастионах. Прошло еще два дня, и, не выдержав непрерывных артиллерийских обстрелов, гарнизон Азова сдался. А 20 июля русским сдались защитники крепости Лютих, перекрывавшей огнем своих орудий устье северного рукава Дона.

23 июля 1696 года царь Петр утвердил планы восстановления цитадели и бастионов взятой крепости, поврежденных огнем русских пушек, и возведения в Азове новых укреплений. Использовать Азов для базирования флота было невозможно: отсутствовали условия для создания военной гавани. Поэтому 27 июля 1696 года Петр выбрал более удачное место на Таганьем мысу, где спустя два года был основан Таганрог – первый русский военный порт на Азовском море.

Взятие Азова на практике показало огромное значение совместных действий армии и флота при осаде и штурме приморской крепости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: