Переход Азовской флотилии из Таганрога в Керчь и Еникале

С Балтики в Средиземное море

В1768 году Османская империя под ничтожным предлогом объявила России войну. Российскими властями были немедленно приняты энергичные меры для противодействия неприятелю. Был разработан общий (стратегический) план военных действий. Конечными целями войны являлись освобождение христианского населения Турции, утверждение России на берегах Азовского и Черного морей и открытие через них свободного торгового пути в Средиземное море. Для достижения этих целей, по занятии Азова и Таганрога, оставшихся по беспечности турок неукрепленными, русские спешно принялись за возобновление Донской флотилии. Важным и смелым морским предприятием этой войны стал проект графа А. Г. Орлова по отправке русских кораблей в Средиземное море для действий против Турции со стороны Греческого архипелага.

В Средиземное море были направлены две эскадры. Первая – под начальством адмирала Г. А. Спиридова, имевшего за плечами более 40 кампаний и боевой опыт, приобретенный во время Семилетней войны, – должна была содействовать восстанию против турок подвластных им греков и славян. Вторая – во главе с контр-адмиралом Дж. Эльфинстоном – должна была уничтожить морскую торговлю Турции в Архипелаге и пресечь снабжение Константинополя продовольствием морскими путями. Оба флагмана находились под начальством А. Г. Орлова, но действовали независимо. Они должны были поддерживать постоянную связь и при необходимости оказывать друг другу помощь.

Подготовка эскадры Г. А. Спиридова к экспедиции в Греческий архипелаг продолжалась с марта по июнь 1769 года. В нее вошли 7 кораблей (80-пушечный «Святослав», 66-пушечные «Трех Иерархов», «Святой Иануарий», «Европа», «Трех Святителей», «Северный Орел», «Святой Евстафий Плакида»), а также 34-пушечный фрегат «Надежда благополучия», 10-пушечное бомбардирское судно «Гром», 4 пинка, 2 посыльных судна (пакетбота) и 3 галиота. Общее число орудий на эскадре приближалось к 640.

17 (28) июля 1769 года корабли и суда Г. А. Спиридова, стоявшие на Кронштадтском рейде, посетила императрица. Утром следующего дня они подняли паруса.

На маршруте перехода и на театре военных действий у русских не было своих баз, приходилось полностью полагаться на добрую волю Англии и ее верность союзническим обязательствам.

Из-за неудовлетворительного состояния корабельного состава треть эскадры не дошла даже до первого английского порта. В командах было много новобранцев из центральных губерний, никогда не видевших моря. Не все они смогли перенести тяготы долгого морского похода. За первые два сравнительно теплых месяца Г. А. Спиридов потерял 100 человек умершими и около 500 больными, а за три недели стоянки в английском порту Гулль на эскадре умерли еще 83 человека. «До сего числа еще ни один час не прошел, когда бы я без прискорбности пробыл», – писал Г. А. Спиридов А. Г. Орлову в Ливорно, объясняя, почему его плавание оказалось столь долгим.

Лишь 15 (26) ноября 1769 года, не заходя в Гибралтар, где ранее было назначено рандеву с отставшими кораблями и судами, «Святой Евстафий Плакида», выдержав все тяготы многомесячного плавания, первым прибыл в Порт-Магон (ныне Маон) на острове Менорка. Здесь Г. А. Спиридову на протяжении нескольких месяцев пришлось собирать свою эскадру.

Эскадра под командованием контр-адмирала Дж. Эльфинстона отправилась из Кронштадта в Средиземное море 9 (20) октября 1769 года. В нее входили 3 корабля (66-пушечные «Тверь», «Саратов» и «Не тронь меня»), 2 фрегата, пинк и 3 ластовых судна. В Балтийском море корабль «Тверь» получил тяжелые повреждения и был возвращен в Ревель. 24 октября (4 ноября) 1769 года его место занял 80-пушечный «Святослав» из эскадры Г. А. Спиридова, оставшийся в Англии для ремонта.

18 февраля (1 марта) 1770 года эскадра Г. А. Спиридова (3 корабля и 2 транспорта) неожиданно для противника появилась у полуострова Морея (Пелопоннес). В тот же день она вошла в гавань порта Витуло, находившегося на восточном берегу Каламатского залива (залива Месиниакос). Утром следующего дня на берег были высажены два небольших десантных отряда (около 600 человек) под командованием капитана Баркова, которые, соединившись с 500 греческими повстанцами, двинулись к центру полуострова. Обратив в бегство отряд турок, состоявший из 3 тыс. человек, они заняли город Мизитиру (Спарту) и очистили от противника всю Аркадию.

28 февраля (11 марта) 1770 года эскадра Г. А. Спиридова (3 корабля, фрегат и пакетбот) приступила к действиям против турецкой крепости Корон (Корони). На берег было высажено 600 солдат с артиллерией для установки осадных батарей. 2 (13) – 3 (14) марта 1770 года крепость была подвергнута бомбардировке, в которой участвовали корабли и суда эскадры и осадные батареи.

Чесменское сражение

Чесменское сражение состоялось 24–26 июня (5–7 июля) 1770 года в Чесменской бухте, в районе между западной оконечностью Анатолии и островом Хиос, который неоднократно становился местом морских сражений между Османской империей и Венецианской республикой. Чесменское сражение стало одним из самых славных эпизодов в истории отечественного военно-морского флота.

Решающему наступлению русских эскадр адмирала Г. А. Спиридова и контр-адмирала Дж. Эльфинстона под общим командованием графа А. Г. Орлова предшествовал неудачный для турок бой в Хиосском проливе 24 июня (5 июля) 1770 года, после которого турецкий флот отступил в Чесменскую бухту под прикрытие береговых батарей. Его основные силы построились в две линии, состоявшие из 8 и 7 линейных кораблей соответственно; остальные корабли и суда противника заняли позицию между этими линиями и берегом. При этом первая линия заслонила русских от огня второй линии, а слишком тесное построение турецкого флота в решающий момент боя упростило задачу русской артиллерии и способствовало распространению пожаров от горящих обломков взорванных кораблей.

Русские силы состояли из линейных кораблей «Европа», «Святой Евстафий», «Трех Святителей», «Святой Иануарий», «Трех Иерархов», «Ростислав», «Не тронь меня», «Святослав» и «Саратов», бомбардирского корабля «Гром», фрегатов «Святой Николай», «Африка» и «Надежда» и 8 малых судов.

25 июня (6 июля) 1770 года в течение всего дня российские корабли обстреливали турецкий флот и береговые укрепления. За это время 4 вспомогательных судна были переоборудованы в брандеры. В 5 часов вечера бомбардирский корабль «Гром» стал на якорь перед входом в Чесменскую бухту, продолжив обстрел турецких судов с этой позиции. После полуночи к нему присоединились корабли «Европа», «Ростислав» и подготовленные к атаке брандеры.

Кульминация сражения наступила, когда «Европа», «Ростислав» и подошедший к ним «Не тронь меня», образовав линию, протянувшуюся с севера на юг, вступили в бой с турецкими кораблями. «Саратов» находился в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу бухты. В половине второго ночи (или немногим ранее) от огня «Грома» и «Не тронь меня» один из турецких кораблей загорелся и взорвался. Пожар быстро распространился на другие корабли и суда противника, находившиеся в Чесменской бухте.

После взрыва второго турецкого корабля с русской стороны огонь был прекращен и в бухту вошли брандеры. Два из них противнику удалось потопить, но два оставшихся выполнили свое предназначение. Особенно удачно действовала команда брандера лейтенанта Д. Ильина. Он сцепился с турецким 84-пушечным кораблем, после чего Ильин поджег брандер, а сам вместе с командой покинул его на шлюпке. Корабль противника взорвался, осыпав горящими обломками большинство из оставшихся турецких кораблей. К половине третьего ночи взорвались еще 3 корабля турецкого флота.

К 4 часам утра русское командование стало предпринимать действия для того, чтобы спасти от огня и захватить два еще не загоревшихся турецких корабля, однако удалось это только в отношении одного из них – 60-пушечного «Родоса». С четырех до половины шестого утра один за другим взорвались еще 6 турецких кораблей, а в седьмом часу одновременно еще 4. К 8 часам ночной бой в Чесменской бухте завершился полным уничтожением вражеского флота.

После Чесменского сражения силам русского флота удалось серьезно нарушить коммуникации турок в Эгейском море и установить блокаду Дарданелл. Все это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора.

По распоряжению Екатерины II, для прославления этой победы был создан мемориальный Чесменский зал в Большом Петергофском дворце (1774–1777), воздвигнуты два памятника этому событию: Чесменский обелиск в Гатчине (1775) и Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774–1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777–1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали.

 

 

Наваринский бой

Одним из значимых событий Первой Архипелагской экспедиции – стратегических действий русского Балтийского флота в Средиземном море во время Русско-турецкой войны 1768–1774 годов – стало занятие силами эскадры Г. А. Спиридова портового города и крепости Наварино (Наварин), изначально находившихся в руках турок. Адмирал принял решение устроить там временную базу флота. Для действий против Наварина из состава своей эскадры он выделил 2 корабля и 300 солдат. Командовать этими силами был назначен капитан 1-го ранга И. А. Борисов.

3 (14) апреля 1770 года у Наварина был высажен морской десант во главе с бригадиром морской артиллерии И. А. Ганнибалом, сыном «арапа Петра Великого». Утром следующего дня корабли приступили к бомбардировке крепости, и на шестой день осады турецкий гарнизон капитулировал. В Наварине было взято 45 артиллерийских орудий, 800 пудов пороха и большое количество ручного оружия.

 

Переход Азовской флотилии из Таганрога в Керчь и Еникале

Впервых двух кампаниях Русско-турецкой войны 1768–1774 годов военные действия в Черном и Азовском морях, в сущности, не велись.

В это время на старых петровских верфях в бассейне реки Дон шло строительство судов для Азовской флотилии под непосредственным руководством ее командующего, вице-адмирала А. Н. Сенявина.

Всего за 5 лет войны было построено около 130 судов, в том числе 30 крупных – фрегатов, прамов, бомбардирских и так называемых «новоизобретенных» судов, которые в документах назывались «кораблями», но к таковым не относились ни по размерам, ни по числу орудий, ни по типу парусного вооружения. Тем не менее в их конструкции наиболее полно был учтен печальный опыт предыдущих войн с Турцией, когда крупные корабли и суда, построенные в верховьях больших русских рек, не всегда могли выйти из них из-за большой осадки.

На 12–16-пушечных «новоизобретенных» плоскодонных судах длиной 26–31 м с осадкой всего около 2,5 м было по 2–3 мачты с развитым парусным вооружением и до 20 пар весел. Благодаря малой осадке они могли пройти через песчаный бар в устье Дона, но мореходность их была невысокой. Фрегаты, которые строились для Азовской флотилии в Новохоперске, имели на вооружении до 32 пушек.

К началу 1771 года в боевом составе флотилии числились фрегат, 10 «новоизобретенных» судов, 5 прамов, 2 бомбардирских судна и около 100 малых гребных судов (дубель-шлюпок, ботов, канонерских и казачьих лодок).

18 (29) мая 1771 года главные силы флотилии (10 «новоизобретенных» судов, дубель-шлюпка и палубный бот) во главе с вице-адмиралом А. Н. Сенявиным, поднявшим свой флаг на 16-пушечном «Хотине», вышли из Таганрога для содействия русским войскам в Крыму. У Петровской крепости к ним присоединились лодки, груженные мостовыми материалами и продовольствием.

На этом этапе борьбы основной задачей флотилии стало содействие войскам армии, сражавшимся за Крым.

14 (25) июня через Сиваш на 14 канонерских лодках был наведен мост, по которому войска корпуса генерала Ф. Ф. Щербатова (3,4 тыс. человек) перешли на Арабатскую стрелку. Обеспечив их переправу, главные силы Азовской флотилии направились к Керченскому проливу, где, по сведениям, добытым русскими разведчиками, появились турецкие суда с войсками.

21 июня (2 июля) вице-адмирал Н. А. Сенявин обнаружил в Керченском проливе турецкий флот, в составе которого было до 40 военных судов и транспортов. Русский флагман принял решение атаковать противника сходу. Когда головные русские суда подошли на дистанцию пушечного выстрела, турки, уклоняясь от боя, поспешно отступили.

Появление судов Азовской флотилии в Керченском проливе было неожиданным для турецкого командования, но их морские силы на Черном море значительно превосходили русские – и численно, и качественно. Крайнюю осторожность, проявленную турками в решающий момент борьбы за Крым, можно объяснить лишь тем, что они все еще находились под впечатлением от поражения под Чесмой. Русские, владея инициативой, часто добивались своих целей без единого выстрела.

2 (13) июля турецкие войска очистили крепости Керчь и Еникале. Уже на другой день они были заняты корпусом Щербатова, и турецкий флот немедленно покинул Керченский пролив.

В Керчь и Еникале перешли главные силы Азовской флотилии. Находившиеся здесь береговые батареи были срочно усилены пушками, снятыми с судов. В наиболее узкой части пролива было поставлено пять осадных орудий.

Так было положено начало созданию системы базирования Российского флота в Крыму.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: