Предпосылки объединения русских земель в единое государство. Основные направления политики Ивана III. Освобождение Руси от ордынской зависимости. Зарождение теории «Москва – Третий Рим».
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 14. Культурное пространство единого русского государства (2 ч.)
Особенности развития русской культуры в XV в. Русская православная церковь в XV в. Просвещение и литература. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Срезовая работа: Ордынское владычество и становление Московского государства (1 ч.)
Проведение контрольной работы по теме: Русь в XIII – XV вв.
|
|
Обобщающий урок (2 ч.)
Итоговое повторение раздела. Организация викторины.
Контрольная работа (1ч.)
Проведение итоговой контрольной работы по разделу.
РАЗДЕЛ II. РОССИЯ В XVI – XVII ВВ.: ОТ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА К ЦАРСТВУ (23 Ч.)
Тема 1. Россия в XVI в. Иван IV Грозный (4 ч.)
Василий III и завершение объединения русских земель. Устройство Российского государства. Основные категории населения. Регентство Елены Глинской. Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады. Опричнина. Сущность опричнины в оценках историков. Внешняя политика Московского царства в XVI в. Ливонская война.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 2. Россия в конце XVI в. (1 ч.)
Царь Фёдор Иванович. Учреждение патриаршества. Дальнейшее закрепощение крестьян. Исторические концепции закрепощения крестьян.
Тема 3. Культура Московской Руси в XVI в. (1 ч.)
Особенности культуры в XVI в. Просвещение. Начало книгопечатанья. Литература. Архитектура. Живопись и декоративно-прикладное искусство.
Срезовая работа: Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного (1 ч.)
Проведение контрольной работы: «Политика Ивана IV Грозного»
Тема 4. Смута в России (2 ч.)
Сущность Смутного времени в оценках историков. Причины Смуты. Феномен самозванства. Характеристика основных этапов Смуты. Народные ополчения. Воцарение династии Романовых и завершение Смуты.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
|
|
Срезовая работа: Смута (1 ч.)
Контрольная работа по теме: «Смута»
Тема 5. Россия при первых Романовых (4 ч.)
Последствия Смуты. Правление Михаила Фёдоровича. Экономическое развитие России в XVII в. Царь Алексей Михайлович. Система государственного управления. Соборное уложение. Государственное управление в XVII в. Оформление сословного строя. Окончательное закрепощение крестьянства. Правление царя Фёдора Алексеевича.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 6. Церковный раскол и народные движения в XVII в. (2 ч.)
Реформы патриарха Никона и церковный раскол. Причины церковной реформы. «Бунташный век». Городские восстания. Восстание под предводительством С. Разина.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 7. Внешняя политика России в XVII в. (2 ч.)
Борьба за ликвидацию последствий Смуты. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Противостояние Крыму и Турции на южном направлении. Освоение Сибири.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 8. Культура России в XVII в. (1 ч.)
Русская культура на пороге Нового времени. Просвещение. Накопление научных знаний. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Быт и нравы допетровской Руси.
Срезовая работа: Политика первых Романовых (1 ч.)
Проведение контрольной работы по теме: «Первые Романовы»
Обобщающий урок (2 ч.)
Итоговое повторение раздела. Организация викторины
Контрольная работа (1 ч.)
Проведение итоговой контрольной работы по разделу.
РАЗДЕЛ III. РОССИЯ В КОНЦЕ XVII – XVIII В.: ОТ ЦАРСТВА К ИМПЕРИИ (24 Ч.)
Тема 1. Начало эпохи Петра I (2 ч.)
Канун реформ. Предпосылки Петровских реформ. Личность Петра I.
Тема 2. Северная война и военные реформы (2 ч.)
Причины и начало Северной войны. Военная реформа и реорганизация армии. Продолжение и итоги Северной войны. Провозглашение России империей.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.
Тема 3. Преобразования Петра I (2 ч.)
Реформы в экономической, социальной и государственно-административной сферах общества. Органы власти и управления в Российской империи в первой четверти XVIII в. Оппозиция реформам Петра I. Социальные и национальные движения первой четверти XVIII в. Культура и нравы Петровской эпохи. Оценки Петровских реформ.
Практикум. Терминологический диктант. Работа с историческими источниками и историческими картами. Работа со схемами и таблицами. Решение тестовых заданий ГИА. Анализ видеоматериалов и воспоминаний современников эпохи.