Загадать загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей»
(Кормушка).
Спросить у детей: Какое значение имеет кормушка для птиц? (Зимой птицы прилетают к кормушке за кормом).
Какие птицы прилетали, а течении всей зимы к нашей кормушке?
(Воробьи, синицы, вороны, сороки, дятлы, галки, голуби).
Какие это птицы? (Зимующие).
Ребята, а вы помогали птицам зимой? Попросить рассказать, как.
(Изготавливали кормушки и насыпали в них: семечки, зёрнышки, хлебные крошки).
Воспитатель: Весна – время возвращения перелётных птиц. Назовите
перелётных птиц. (Ласточки, скворцы, грачи, жаворонки, соловьи и др.).
Читаю стихотворение:
Под окном запрыгали воробушки,
Прилетели с юга журавли.
И запел певец весенний – скворушка
Песенки весёлые свои.
Спросить, каких птиц называют «вестниками весны»?
Дети: Грачей. Грач – это вестник весны, он прилетает раньше всех птиц.
Чем заняты птицы весной? (Ремонтируют старые гнёзда, строят новые).
Зачем птицы строят гнёзда? (Чтобы отложить яйца, вывести птенцов, выкормить их).
|
|
Из чего строят гнёзда птицы? (Из сухих травинок, веточек, соломинок,
пушинок, лоскутков, мха, берёзовой коры и др.).
Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в дупле, в кустах).
Предложить поиграть в игру «Чьё гнездо?».
Дети по серии картинок определяют гнёзда птиц.
Воспитатель: Можно ли разорять гнёзда?
Дети: Нет, потому что птицы защищают парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Они разносят по земле семена ягод, трав, цветов. Радуют нас чудесным пением.
Воспитатель: Правильно, птицы дороги нам как часть чудесной природы нашей Родины.
Предложить детям помочь птичкам сделать их гнёзда теплее и уютнее. Вот я захватила с собой коробочку с ватой, шерстяными нитками, лоскутками.
Предложить детям развесить эти предметы на кустах. (Дети развешивают предметы на кустах и деревьях).
Воспитатель: Молодцы, хорошо потрудились. Я думаю, что птички
поблагодарят нас за такой подарок.
Сказать, что наше путешествие подходит к концу. Предложить ребятам ещё раз внимательно приглядеться, прислушаться и назвать признаки наступившей весны.
Дети перечисляют всё, что увидели на улице во время экскурсии:
- небо стало высокое и голубое;
- солнце светит ярко и пригревает;
- ночи стали короче, а дни длиннее;
- вся природа просыпается от зимнего сна;
- на деревьях и кустарниках набухают почки;
- прилетают перелётные птицы с юга;
- птицы строят гнёзда и выводят птенцов.
Обратить внимание детей, что на веточки рябины висит посылка. Сказать, что она от Весны. Она пишет, что наблюдала за нами и увидела какие вы любознательные, добрые и ласковые защитники природы. Вы назвали все признаки наступившей весны. И поэтому она с радостью хочет наградить вас медалями «Юные защитники природы».
|
|
Предлагаю закончить наше путешествие стихотворением Владимира Орлова «Живой букварь»:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Птицы учат пению,
Паучок терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит снег нас чистоте,
Учит солнце доброте.
У природы круглый год
Обучаться нужно.
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.