Тимофеевой (Замятиной) Дины Васильевны

Когда мои дети и внуки спрашивают о том как мы жили во время

Великой Отечественной войны, не могу объяснить почему, но первое что

всплывает в моей памяти, это три колонки парт Денисовской начальной

школы, дети разного возраста (первый, второй, третий, четвертый классы в одном помещении), но одинаково постриженные «под нолик» все без

исключения, отчего казались похожими на серые шарики, аккуратно

разложенными по рядам. Все мы очень ждали большую перемену – нас

кормили прямо в классе. Такого вкусного горохового супа я уже никогда в

жизни не ела, попробовав в дальнейшей жизни не мало изысканных блюд.

Мы все тогда не доедали. Наша учительница Завьялова Анна Афанасьевна

умудрялась как дирижер всем дать задания, всем объяснить урок, во время

заметить кто не работает, поставить перед классом нарушителя дисциплины.

И все это спокойно без крика. Она умела провести урок чтения для всех,

отлично читала стихи. А ее не очень сильный, но чистый голос нас заставлял

любить урок пения. Ее касалось все. Мальчишки не дают идти по тропинки

девочкам, а снег глубок, а обувь дырява. И учитель закрывает шалунов в

классе на 15 минут, пока девочки успеют пройти 2/3 пути или же идет на

Звозницу (гора между деревнями) и следит как мы идем до своей деревни.

При всем этом, дети в наше время были послушными, стеснительными.

Авторитет учителя был высок. Одевалась Анна Афанасьевна в строгий

коричневый костюм, всегда были скромно и тщательно прибраны волосы.

Для нас, одетых в платья из домотканой холостины, покрашенные в самые

невероятные цвета, учительница казалась недосягаемым совершенством,

идеалом.

пхоронки, был громкий плач женщин и детей. В день победы в Берлине

погиб Александр Попов. Война кончилась, когда я заканчивала 2 класс. Нина

Афанасьевна со слезами на глазах сообщила нам об этом (ее муж погиб) и

отпустила домой. По нашей деревне с красным платком, привязанным к

палке, как с флагом, в сторону поля, где работали люди, бежала

эвакуированная Вера Гагарина. Она громко плакала и кричала: «Победа,

победа!» Перед моими глазами всю жизнь стоит картина – плачущие

женщины, прижимающие к себе детей и флаг из красного платка. Ушли на

фронт все, вернулись единицы. Как мы завидовали тем, у кого вернулся отец,

как хорошо они вскоре зажили материально, и были защищены как матери,

так и дети большом смысле этого слова. Мы пробивали себе работу сами и

большинство из нас выжили, посвятив себя работе на благо общества,

страны.

Я стала инженером, проработала на предприятии оборонной

промышленности более 30 лет, Лида Попова – учителем, ее педстаж около 40

лет.

Получили хорошие специальности и работали успешно на разных

предприятиях Павел и Игорь Замятины, Ангелина и Кенсорин Замятины и

многие другие, выросшие без отцов.

Но все мы преклоняемся перед теми, кто остался в родной деревне и от

младости до самой старости трудился в родном колхозе.

Среди них особый низкий поклон Шуре Замятиной (Александре

Павловне Кремлевой – в замужестве), пережившей босоногий,

плохоодежный, очень голодный периоды своей жизни и оставшейся верной

своей малой родине. Нам уже за 70 С каждым годом теряем одного за другим людей из

нашего детства. Людей, которые не воевали, но хорошо знали какой была

В.О. война. Обращаемся к молодым: «Узнайте о войне все, об утратах ваших

родственников из старшего поколения, об их подвигах на фронте и в тылу. И

помните! Помните!»

Из воспоминаний Загоскина Валерия Ивановича

В 1939году пошёл в 1-й класс. Пока учились в школе в период войны, под

руководством классных учителей ходили на прополку льна, яровых культур.

Осенью ходили собирать колосья зерновых. Все виды работ с весны до осени

проводились в ручную с помощью лошадей. На лошадях боронили, пахали,

вывозили навоз, убирали урожай. После работы ребятам надо было кормить

лошадей на пастбище в ночную, а утром запрячь. Обмолот зерна проводили в

ручную цепами, а зерно веяли на ветру, пока не появились ручные веялки. Я

возил зерно государству на лошади, склады были в Липках, Чушевицах.

Особо запомнился сенокос. Сначала ходил за мамой без косы и разбивал

валки. Позднее косил ручной косой. На хуторе Игнашино вставали в 3 часа

утра, шли босиком на пожни и косили, пока не пришли матери с завтраком.

Приносили колобки из клеверной муки, а на обед надо было насобирать

черники, грибов и сварить суп, пока мамы сенокосят. Хлеба бригадир

взвешивал на безмене по 200г на человека на всю бригаду. Также варили

гороховый суп, картофель, который делили по кучкам на каждого работника

Во время войны жилось трудно, не было еды. Зимой Валерий учился в

школе, а летом одиннадцатилетний мальчик занимался прополкой яровых,

льна, сбором колосков, сенокосил. Кроме этого, каждый день деревенским

детям, надо было насобирать две корзины травы и шишек клевера, высушить.

Затем траву мололи, делали муку. Муку смешивали с картошкой, пекли

колобки и ели. На сенокосе давали по 200 гр. хлеба, варили картошку и

гороховый кисель. Об окончании войны узнал в школе

Живёт в д. Якунинская, д.3

Записано Апрель2015г.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: