Из воспоминаний Самойловой Нины Афанасьевны

«Мне было 4 года, когда началась война. Это был, видимо, день всеобщей

мобилизации (июль месяц). Мужчин отправляли на фронт. Меня впервые

взяли в село. Около здания сельсовета очень много народу и запряжённых

лошадей. Женщины плачут. Отец рассказывал уже после войны, как они

уезжали из дому. Доехали до Погорелова (вместе с отцом уезжал и дядя, брат

мамы). Выпили водки, легли в дроги и очнулись уже в Верховажье около

военкомата (чтобы меньше переживать).

В деревне остались женщины, старики, дети. Работали в тылу под

лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!» Растили хлеб, отправляли зерно

для фронта. Сами голодали. Лучших лошадей отправляли для фронта. Зимой

не хватало корма, весной лошади падали в бороздах, когда на них пахали.

Бывало, свой участок обрабатывали женщины, впрягаясь сами в плуг. И так

по очереди, помогая друг другу.

В зимнее время собирались несколько женщин в одной избе. Посреди избы

стояло светильно. Задание детям – приготовить лучины на вечер для

освещения. Пряли, вязали варежки (с двумя пальцами, чтоб удобно стрелять),

вышивали кисеты. Иногда плакали, вспоминая мужей. Иногда пели…

Собирали валенки, полушубки, носки, варежки, отправляли на фронт.

Мы, дети, жили своими заботами. Редко видели маму (работала от темна

до темна). Не было садиков. Старшие нянчились с младшими. Надо было

летом собрать скотину (корова, овцы, козы, куры) до прихода мамы с работы.

Принести корзину травы (клевер, змеиный горец и др.), высушить, истолочь

в ступе, чтобы была мука для колобков. Весной на полях собирали «пистики»

(полевой хвощ), искали в полях недокопанную картошку. Ходили летом за

ягодами, чтобы вечером был ужин (ягоды с молоком и травяной мукой).

Нас в 1944 году отправили в школу 7 лет (до этого шли в первый класс 8

или 9 лет). В классе 37 человек, был мальчик с неместной фамилией из

эвакуированных – Ряхин Виктор. Моя первая учительница – Галина

Алексеевна Кузина. Класс был на первом этаже Николичева дома. Мы знали

одну свою учительницу, да ещё Анну Ивановну Абажину и преподавателя

военного дела (военрука). В классе писали в тетрадях, давали карандаши,

ручку с пером. Домашние задания выполняли кто на чём: между строчек

печатных книг, газет. У меня были сшиты тетради из пергаментной бумаги:

рядом был маслозавод, иногда давали листочек бумаги, в которую

затаривали масло. Ох, и трудно было писать ручкой: бумага неровная, перья

ломались (а где их было взять); чернила расплывались, появлялись кляксы.

Учебники были старые, довоенных лет, развалились на отдельные листочки.

«Родная речь» для чтения – одна на шестерых. Почитаешь и несёшь книгу в

другую деревню следующему.

Во втором классе нас осталось 24 человека. Кто-то весной не доходил в

школу (не было обуви), некоторых зимой не отпустили родители: боялись,

что замёрзнут или заметёт снегом, были маленькие. 9 мая – День Победы. Яркий, солнечный день. Пришла учительница,

отпустила домой сообщить родителям радостную весть об окончании войны

(не было радио и телефонов). Бежали бегом по перепаханным полям, падали.

Нашли своих мам в поле, пахали. Кто-то радовался, смеялся, кто-то плакал, в

чьи дома пришли похоронки.

Но для всех это была самая большая радость. Стали возвращаться солдаты

с войны. Приходили женщины поздравить с возвращением домой. У многих

был вопрос: не встречал ли там, на фронте, моего? Из ушедших на фронт из

деревни Макаровской (ушло около 40 мужчин) вернулись 8 человек. Мало

пожил Овчинников Иван Иванович, его сразу избрали председателем

колхоза. Отец вернулся домой в мае 1946 года.

Не легче чем в войну жили ещё года 3-4. Трудно было налаживать

мирную жизнь. Так же не хватало хлеба, одежды, обуви. Часто не было

керосину, сидели зимой в темноте или при лучине. Ребята старших классов

весной уходили из школы пахать, боронить, чтоб заработать кусок хлеба для

младших, так и не получив семилетнее образование. Зимой они шли на

лесозаготовки, весной на сплав. Девушки помогали на ферме

 

Из воспоминаний  Степановой Нины Ивановны

Нина Ивановна родилась в 1929 году. В годы войны училась в школе.

Занимались в двухэтажном здании. Было холодно, замерзали даже чернила.

Учебников было мало, 2-3 книги на класс. Тетради были только классные, а

дома писали на старых книгах. Чернила делали из сажи и краски. Весной

работали в колхозе: возили навоз, разгребали его на полях. Пололи на полях

яровые, лён, все сорняки складывали в корзинки и выносили. Во время

сенокоса помогали взрослым, гребли сено. В те годы было голодно. На

пожне готовили обед, варили овсяный суп, гороховый кисель, картошку.

Давали льняного масла и по ложке, две мёду. Дома есть было нечего, так все

помогали на сенокосе, там хоть покормят. А на сенокосе готовили обед и

ужин. Когда поспеет лён, ходили его рвать. Хлеба не было, разрешали в обед

накопать колхозной картошки, потом отпускали на горох и репу. Осенью

копали картошку вместе со всеми. Работали без выходных.

Нина Ивановна помнит День Победы. В школу сообщили об окончании

войны, занятия отменили и устроили праздник. Матери были на работе в

поле. Когда липецкие школьники пошли домой, то сообщили им о Победе.

Они все очень обрадовались, но работу не оставили, не ушли с поля и

закончили все дела.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: