Административно-территориальное деление, виды национальной автономии

 

Современный Китай — унитарное государство, построенное на централизованных началах. Он характеризуется многонациональным (полиэтническим) составом населения, хотя примерно 93%— этнические китайцы (ханьци).

По Конституции КНР все национальности равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из которых насчитывают миллионы.

Существует три уровня системы административно-территориального устройства.

1.Провинции, автономные национальные районы (автономные области),три города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы — Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившиеся до 90-х гг.прошлого века под колониальным управлением соответственно Великобритании и Португалии.

2.Уезды, автономные округа, автономные уезды, города.

3.Волости,национальные волости, городские районы, поселки. Провинции делятся на уезды, последние — на волости и поселки.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и их комитеты. Срок их полномочий — три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления, согласно европейской традиции. Они являются составной частью единой организации государственной власти.

Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимо этнических китайцев в стране компактно или рассредоточено проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др. Самая крупная форма национальной автономии — автономный район (автономная область), их 6, далее идут автономные округа (их 30) и автономные уезды (их более 120).

Законодательная основа статуса национально-территориальной автономии — Конституция КНР, закон о национальной автономии, положения об автономии, утверждаемые вышестоящими государственными органами.

В многонациональных районах проводится политика коренизации кадров, т.е. лица местных (коренных) национальностей имеют определенные преимущества на государственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны принадлежать к тем национальностям, которые осуществляют национальную автономию.

В КНР наряду с вышеназванными формами автономных образований существуют также и автономные волости (их 124), которые не являются разновидностью национальной автономии и обладают ограниченными правомочиями.

Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.

1. Конституция Исламской Республики Иран 1979 г.: общая характеристика

2. Законодательная власть

3. Исполнительная власть

4. Судебная власть

 

Ахбариты - группировка улемов, отрицающих право выносить самостоятельные юридическо-богословские суждения ("идж-тихад") и утверждающих, что долгом мусульман является сбор преданий ("ахбар") об имамах и их высказываниях. Они считали, что всякий мусульманин, будь он даже простым человеком из народа, может заниматься этим делом, и полагали, что никакое знание не может быть достоверным, если оно не исходит от непогрешимого имама.

Имамы - основатели мусульманско-правовых школ-толков (мазхабов).

Иджтихад - усердие, прилежание, настойчивость.

Машрута - движение за Конституцию 1906 г. в Иране.

Меджлис - совет.

Улемы - ученые в области мусульманского права.

Умма - религиозная община. Значение термина "умма" складывалось в ходе проповеднической деятельности Мухаммеда и формирования социального организма, обозначаемого в Коране этим термином.

Факиха - правовед, пользующийся большим авторитетом среди мусульман.

Фикх - означает как доктрину мусульманского права, так и его нормы, выполняющие роль источников исламских правил поведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: