Исполнительная власть

 

В девятом разделе Конституции рассматриваются прерогативы исполнительной власти, начиная с президента, премьер-министра, министров и заканчивая армией и войсками революционной гвардии ("стражей революции").

Так, в ст. 113 говорится, что президент республики представляет высшую государственную власть в стране и отвечает за соблюдение Конституции и регулирование взаимоотношений между тремя ветвями власти. Срок полномочий президента - 4 года. Он избирается непосредственно народом. Повторное избрание допускается только на один срок (ст. 114).

В ст. 115 перечисляются условия, которым должен отвечать претендент на пост президента Исламской Республики Иран (избирательный ценз). Важнейшее из них - чтобы он разделял официальную религиозную доктрину страны (т.е. был шиитом).

Президент республики избирается среди верующих политиков, обладающих следующими качествами: 1 - иранец, имеющий иранское гражданство; 2 - управленец и хозяйственник; 3 - благочестивый; 4 - порядочный и богобоязненный; 5 - верующий и следующий принципам Исламской Республики Иран и официального религиозного течения страны.

Президентские выборы проводятся под прямым контролем со стороны Совета конституционного надзора. Избранный президент вправе назначить премьер-министра, заручившись согласием Консультативного меджлиса. Президент парафирует все международные договоры, соглашения и конвенции, заключенные Ираном с иностранными государствами, после ратификации их меджлисом. Президент вправе присутствовать на заседаниях Совета министров.

В случае отсутствия президента или по причине его болезни формируется временный Президентский совет, включающий в свой состав премьер-министра, председателя Консультативного меджлиса и председателя Верховного суда. Срок полномочий такого органа не должен превышать двух месяцев (ст. 130). В случае отсутствия президента в течение более чем двух месяцев или его смерти временный Президентский совет готовит выборы нового президента в течение 50 дней (ст. 131). В ст. 133, 142 Конституции рассматриваются вопросы, связанные с назначением министров, их компетенцией и ответственностью перед президентом и исламским конституционным меджлисом, а также условия и порядок снятия их с должности. Ст. 141 запрещает министрам работать на государственных хозяйственных предприятиях. Кроме того, министры не могут быть членами Консультативного меджлиса, а также работать в адвокатуре или руководить какой-либо частной или смешанной компанией. Вместе с тем министры вправе работать в университетах или научно-исследовательских учреждениях, совмещая эту деятельность со своей министерской должностью.

В ст. 144 Конституции говорится, что армия Исламской Республики Иран является религиозной армией, верящей в цели исламской революции. Под "религиозностью" здесь подразумевается вера в догматы шиизма (официального толка). Тем самым Конституция лишает нешиитов возможности служить в вооруженных силах, подобно иностранцам, которые согласно тексту ст. 145 тоже не могут служить в иранской армии.

 

Судебная власть

 

Десятый раздел Конституции посвящен судебной власти. В ст. 156 говорится о том, что судебная власть является независимой властью, защищающей индивидуальные и общественные права; она несет ответственность за соблюдение справедливости. В этой статье перечисляются задачи судебной власти, в том числе проведение расследования, рассмотрение исков и жалоб и т.д., наблюдение за общественными правами, соблюдение справедливости и законных свобод. Кроме того, данная статья возлагает на судебную власть задачу контроля за соблюдением законов.

Ст. 157 предусматривает формирование Верховного совета юстиции, который является высшим органом судебной власти. На этот Совет возлагается задача составления судебных инструкций, назначение, перевод и смещение судей и т.д. В следующей статье (ст. 158) регламентируется членство в Верховном совете юстиции. Совет включает в свой состав 15 членов, в том числе председателя Верховного суда и генерального прокурора республики, а также трех судей-муджтахидов, избираемых судьями страны на 5 лет. Если учесть условие, выдвигаемое ст. 162 Конституции, которая предусматривает, что председатель Верховного суда и генеральный прокурор должны быть муджтахидами, то становится очевидным, что муджтахидами должны быть все члены Верховного суда юстиции. Здесь нет места юристам-специалистам. Достаточно знать шариат и быть муджтахидом чтобы стать членом этого высшего органа судебной власти. Ст. 163 Конституции подтверждает это, предусматривая, что качества судьи определяются законом в соответствии с принципами фикха.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: