Поставьте имена собственные в нужный падеж

Курманова М. А., ЗБ-А- 21

Контрольная работа

Задание 1. Подготовьте 2 карточки с наиболее трудными для Вас словами (по образцу). Выучите особенности произношения данных слов. (Ударение в данных карточках не расставлять!)

Карточка №1.

Аристократия, апостроф, асимметрия, бюрократия, баловать, банты, взаперти, гастрономия, газификация, граффити, грушевый, диспансер, догмат, договоры, доверху, доцент, досуха, договоренность, досыта, докрасна, дремота, евангелие, жалюзи, жерло, завидно, закупорить, засветло, искра, издревле, иконопись, красивее, клала, квартал, километр, коклюш, мастерски, мозаичный, облегчить, ободрить, осведомить, отрочество, противень, роженица, сироты, сливовый, таинство, уведомить, франшиза, ходатайство, черпать.

 

Карточка №2.

Щавель, исчерпать, камбала, кормящий, христианин, маркетинг, новорождённый, новоприбывший, окружит, опошлить, отключённый, партер, поделённый, предвосхитить, принудить, плато, загодя, засветло, затемно, запломбировать, зубчатый, лекторы, озорничать, трансфер, заперта, знамение, гегемония, бюрократия, вчистую, втридорога, гналась, духовник, афера, блокированный, включишь, госпитальный, знахарство, манящий, симметрия, донельзя, декольтированный, гербовая (бумага), ветеринария, валовой, ваяние, вербовщик, гофрированный, гренадер, диоптрия.

Задание 2. Объясните значения слов с разными ударениями (ударные гласные выделены жирным шрифтом), составьте словосочетания (по вариантам)

 

Вариант 1. Атлас – атлас, броня – броня, видение – видение, вязанка – вязанка, ирис – ирис, кирка – кирка, клубы – клубы

1. А тлас – географический а тлас; Атл а с – ткань (гладкий атл а с).

2. Бр о ня – закрепление лица за кем-либо или чем-либо (гостиничная бр о ня); Брон я – защитная обшивка (крепкая брон я).

3. В и дение – существительное к гл. видеть (в и дение ситуации); Вид е ние – мимолетное вид е ние.

4. В я занка – вязаная вещь (шерстяная в я занка); Вяз а нка – связка (вяз а нка дров).

5. И рис – растение (пахучий и рис); Ир и с – конфета (сладкий ир и с).

6. К и рка – церковь (посетить к и рку); Кирк а – орудие труда (кирк а для работы).

7. Кл у бы – мн. ч. слова клуб (ночные кл у бы); Клуб ы – мн. ч. слова клуб (клуб ы дыма).

Задание 3. Составьте распространенные предложения с данными словами (по вариантам)

 

Вариант 1. Бережный – бережливый, веский – весомый, выборный – выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать

 

1. Бережное отношение к природе и окружающей среде очень важно в современном мире.

2.Человек должен быть бережливым во всех смыслах этого слова.

3.Павлов высказал веский аргумент в свою защиту.

4. Высокой требовательностью и заботливостью о людях завоевал в армейской среде весомый авторитет.

5. Выборный кандидат от партии Н. набрал большее количество голосов.

6. В этом тесте вопросы с выборочным вариантом ответа.

7. На мощной ветке сосны виднелось гнездо синички.

8. На одном из островов Атлантического океана было найдено гнездовье бакланов.

9. В нашем городе в минувшую субботу открылся драматический кружок.

10. Один из эпизодов фильма мне показался очень драматичным.

11. Жилищный вопрос остается одним из важнейших направлений внутренней политики страны.

12. Жилой дом был отстроен в нашем городе за два месяца.

13. Чем больше я буду пытаться задерживать дыхание, тем глубже потребность в дыхании будет распространяться в бессознательной части моего мозга.

14. На выпускном вечере мне удалось сдерживать слезы.

 

Задание 4. Исправьте ошибки в данных предложениях (общее задание для всех вариантов).

1. Большая часть игры уже прошла. 2. Все дети очень обрадовались. 3. Внеклассная деятельность играет положительную роль в развитии детей. 4. Этот ак­тер уже давно приобрел славу зрителей. 5. Подавляю­щее число заданий было выполнено. 6. Особый интерес ученики проявили к выставке школь­ных поделок. 7. Один поступок Чацкого привел меня в недоумение. 8. Сейчас многие писатели занимаются политикой. 9. Ученики внимательно слушали выступление артиста. 10. Но перед тем, как использовать материал, я хочу изложить свои мысли о Базарове. 11. Идея этого произведения заключается в призыве к русским князьям объединиться в единое княжество и встать на защиту Русской земли. 12. Все это и даёт представление о произведении «Слове о полку Игореве». 13. Зарисовки помогают читателю лучше понять текст. 14. Ученики сами могут задать вопросы выступающему. 15. «Гранатовый браслет» – одно из самых значимых произведений Куприна.

 

Задание 5. Выполните 2 упражнения на выбор.

 

Поставьте имена собственные в нужный падеж.

1. Состоялась встреча депутата Ирины Хакамады с избирате­лями. 2. В детстве мы все читали сказки братьев Гримм. 3. Снима­ется новый фильм с Дмитрием Харатьяном, Сергеем Никонен­ко и Сергеем Гармаш. 4. На днях в Барселоне случайные прохожие стали свидетелями настоящих рекламных съемок с участием звезд подиума Синди Кроуфорд и Валерии Мацца. 5. На балу присутствовали лорд и леди Гамильтон, муж и жена Буш и супруги Кент. 6. Только на лекции по литературе мы узнали, что Томас и Генрих Манн – братья. 7. Наши современники плохо знакомы с творчеством Шота Руставели. 8. Мы отправились в гости к Юрию Шевчуку и Наталье Шевчук. 9. Совершенно слу­чайно или вполне намеренно в избирательном списке оказалось два Никифорова и оба Николая.

4) Поставьте прилагательные в форму сравнительной степени. Объяс­ните, почему невозможно образовать простую форму сравнительной сте­пени.

1. Сегодня он чувствовал себя даже более больным, чем вчера. 2. Их по­следующие выяснения отношений становились все более бурными. 3. В сво­ей жизни она не встречала человека более великого, чем этот поэт, и одновременно более жестокого. 4. Такой исход операции казался ему еще более возможным, чем две недели назад. 5. Весь его вид становился день ото дня более гордым. 6. Нет положения более двусмысленного, чем оказаться в купе поезда наедине с чужим человеком. 7. По мере того как человек приближался, его черты казались все более знако­мыми. 8. Пожалуйста, будьте в этом выступлении более кратким, чем в предыдущем. 9. С годами у него развился более критический взгляд на жизнь, чем в юности. 10. В связи с обстоятельствами он предпочел более ранний отъезд, чем планировал.

Задание 6. Работа со словарями. Познакомьтесь с данными словарями. Выпишите из каждого словаря по одному слову, которое начинается на ту же букву, что и Ваша фамилия.

Словари:

1. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 1998.

Куплетист – эстрадный артист, исполняющий куплеты..

2. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. – М., 1989.

Кричащий – крикливый, бросающийся в глаза.

3. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М., 1968.

Куртина – цветочная грядка, клумба, а также участок, засаженный одной породой деревьев.

4. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. – М., 2007.

Казей- лодыжка, голеностопный сустав.

5. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. – М., 1986 – 1987.

Кабак – обычно кабачок – вид тыквы

6. Русские пословицы и поговорки: учебный словарь / авт. В.И. Зимин, С.Д. Ашурова и др. – М.. 1994.

Кончик носа чешется – в рюмку глядеть или с моста лететь.

7. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – М., 1986.

Катание

 

8. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – М., 1985.

Купить – продать.

9. Еськова Н.А. Краткий словарь трудностейрусского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 2000.

Красивый

 

Задание 7. Познакомьтесь с одной из статей, посвященных нормам культуры речи из журналов «Русский язык в школе», «Русская словесность», «Русская речь». Напишите краткую аннотацию на данную статью (1-2 предложения); сделайте конспектирование или реферирование статьи. Ксерокопию данной статьи необходимо приложить к контрольной работе (без нее задание не засчитывается!)

 

Аннотация

В данной статье приводиться пример неправильного употребления русского языка в СМИ. Автор статьи дает понять нам то, что как преподносится язык СМИ народу, так отражается его «состояние».

Реферирование

Ю. Н. Караулов. Культура речи и языковая критика

В статье Караулова Ю.Н. «Культура реи и языковая критика» указывается, что современное языковое развитие проходит под влиянием двух конфликтующих сил: 1) активного воздействия на литературную норму освобожденного потенциала разговорной речи с продвижением этой речи в публичную сферу, в массовое общение; 2) сильного воздействия на литературный язык норм языковых стандартов государственного языка времен тоталитаризма. Указываются три группы фактов, объясняющие отступления от литературных норм: системные, культурно-речевые и этические. Наибольшее число языковых ошибок связано, по мнению автора, с нарушением исторически сложившихся и устоявшихся этических и эстетических аспектов культуры речи. Подчеркивается, что объектом новой линии языкового воспитания общества должна стать языковая критика.

 

Конспектирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: