Возможности эффективного использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности

На сегодняшний день информационные технологии являются одним из мощнейших инструментов глобализации образования. Широкое использование Интернет-ресурсов в образовательном процессе обусловлено, прежде всего, значительным увеличением объема информации, облегчением доступа к ней, а также возможностью построения гибкого, не ограниченного пространственно-временными связями, графика обучения.

Базовыми свойствами Интернет являются:

- высокая скорость передачи информации;

- двусторонний характер телекоммуникации, обеспечивающий интерактивность;

- возможность работы с гипертекстом и мультимедиа;

- обеспечение дружественного интерфейса при работе со сложно структурированной информаций.

Реализация этих свойств возможна при использовании определённых услуг и сервисов сети.

Основными причинами, определяющими необходимость использования в образовательном процессе Интернет-ресурсов, являются следующие:

– Возможность доступа к информации, не отраженной в традиционных источниках, или к информации, доступ к которой традиционными способами затруднен.

– Сотрудничество и обмен профессиональной информацией с коллегами или специалистами-экспертами в других городах, странах.

На сегодняшний день предлагает Интернет для образовательной деятельности:

– научные, учебные, методические ресурсы, а также базы нормативных документов для преподавателей;

– научные, научно-популярные, учебные, развивающие ресурсы для школьников и студентов;

– уроки в режиме on-line;

– образовательные on-line проекты (конференции, семинары и т.п.);

– веб-квесты (webquests) – проблемные задания c элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета.

Интернет несёт в себе громадный потенциал образовательных услуг. Основные услуги Интернет можно разбить на три большие группы:

 - вещательные;

- интерактивные;

- поисковые.

Разновидностью вещательных услуг являются электронные газеты и журналы. Для данного вида услуг характерно внимание к двустороннему общению с читателем, идущее ещё от традиционных печатных изданий. Вещательные услуги до некоторой степени используют интерактивность, но она не является их ведущей чертой. Есть целый класс услуг Интернет, основанных именно на диалоговом или ином типе общения. Диалоговый характер общения является одним из важных способов стимулирования обучения.

Электронные библиотеки - современные сложные информационные системы - рассматриваются как размещенные на разных компьютерах распределенные хранилища знаний. Они предоставляют особый вид вещательных услуг. Чаще всего бесплатно предоставляется доступ к каталогам электронных библиотек. Впрочем, существует несколько проектов, пытающихся дать возможность бесплатного доступа ко многим классическим произведениям. На современном этапе развития Интернет электронные библиотеки представляют собой область исследований и разработок, направленных на развитие теории и практики сбора данных, их моделирования, управления данными и их распространения по сетям передачи данных. Бурное развитие Интернета и мультимедийных технологий в последние годы привели к возникновению методик создания электронных информационных коллекций и стали технической основой библиотек будущего.

К интерактивным услугам относят электронную почту, различные электронные и видеоконференции, а к поисковым – большое разнообразие поисковых роботов, каталогизаторов и рубрикаторов сети.

Базой для реализации услуг Интернет являются службы Интернет. World Wide Web (WWW) – Всемирная Паутина, первоначально созданная в 1992 как база данных. WWW является лишь одной из важных служб Internet, которую нельзя отождествлять с самим Internet. WWW- гипертекстовая мультимедийная система, используемая для универсального доступа к документам, она может оперировать с графикой, звуком, видео, со всеми типами данных, представляемых в компьютерах. За основу данного ресурса приняты гипертексты, выделенные элементы документов, имеющие ссылки друг на друга. Например, если в оглавлении книги вместо номеров страниц поставить ссылки на соответствующие части текста и обеспечить быстрый переход по ссылкам, то такую книгу удобно читать. Для работы с Всемирной паутиной используется специальный протокол – HTTP – Hyper Text Transfer Protocol – протокол передачи гипертекста. Гипертекстовые документы создаются с помощью специального языка HTML – Hypertext Markup Language – языка разметки гипертекста. Документ, составленный на языке разметки гипертекста HTML и доступный для просмотра во Всемирной Паутине, называется Web – страницей. Для того, чтобы перемещаться по паутине, необходим web – браузер.

Email, электронная почта, по праву считается самой старой службой Internet, начавшая функционировать в начале 70-х годов. Электронная почта – средство обмена информацией, подготовленной в электронном виде, между пользователями, подключёнными к компьютерной сети. Сообщение передаётся по лабиринту связанных между собой компьютерных систем, пока не дойдёт до места назначения. Пересылка электронной почты осуществляется по протоколу SMTP – Simple Mail Transfer Protocol – простой протокол пересылки почты или POP3 – Post Office Protocol 3 – протокол почтового офиса, PPP – протокол передачи от пункта к пункту. Для просмотра электронной почты используется Outlook Express. Создаются папки исходящих и входящих писем.

Кроме вышеназванных двух служб Internet используются такие службы, как Telnet – терминальное управление удалённым компьютером, Usenet – телеконференции, Mailing Lists – списки рассылки и т.д.

Эффективность образовательного процесса, использующего в качестве источника знаний Интернет, напрямую связана с содержанием информации, находящейся в виртуальном пространстве. Достоверность этой информации является уникальным прецедентом в истории, так как проверить ее часто не представляется возможным. Это является одной из проблем, решением которой может явиться объяснения преподавателя, предупреждающего, что сведения, которые учащиеся могут получить через Интернет не всегда будут надежными, что есть различия между объективной информацией и информацией, предлагаемой в надежде продать тот или иной продукт

Развивая навыки поиска нужной информации, необходимо развивать и способности произвести ее всестороннюю оценку, выявить условия, ограничивающие ее использование, связать с уже имеющимися знаниями, определить позитивные и негативные аспекты информации, полученной из виртуальных источников. Все это требует как от учащихся, так и от преподавателей постоянного стремления к самообразованию, нахождению и исследованию новых источников знания, незаменимым помощником в которых сегодня является Интернет.

Как для учащегося, так и для преподавателя, использующих в своей образовательной деятельности Интернет в качестве источника пополнения знаний, важно научиться правильно ориентироваться в огромном потоке предлагаемой информации, уметь селектировать получаемые сведения, оценивать степень их достоверности. Задача преподавателя сегодня – научиться самому и обучить своих воспитанников быстрому и эффективному поиску необходимой информации.

На сегодняшний день Интернет предлагает огромное множество образовательных ресурсов. Умение ориентироваться в виртуальном пространстве, пользуясь поисковыми машинами (такими как Google www.google.com, Yandex www.yandex.ru и т.п.) является лишь начальным этапом навыков качественного поиска необходимой информации.

Одним из критериев, позволяющих оценить качество имеющихся виртуальных ресурсов, является профессиональная компетентность того, кто предоставляет данный ресурс, организует наполнение ресурса информацией.

Сегодня оправдано отдавать предпочтение образовательным порталам и сайтам, создаваемым и наполняемым при участии и поддержке ведущих учебных заведений, крупных библиотек, издательств и т.п., репутация и компетентность которых не вызывает сомнения, общепризнанна в мире. Материалы, представляемые в виртуальном пространстве данными источниками, как правило, подвергаются тщательному предварительному рецензированию экспертами. С другой стороны, часто при поиске информации в Интернете можно столкнуться с проблемой, что многие крупные мировые издательства и библиотеки, создающие виртуальные базы данных, предлагают возможность воспользоваться их информацией на коммерческой основе, а это далеко не всегда возможно для обычного преподавателя, студента, а тем более ученика школы.

Необходимо отметить, что за последние 5-10 лет виртуальное пространство значительно пополнилось высококачественными виртуальными ресурсами, поддерживаемыми Министерством образования и науки РФ, которые создаются и наполняются благодаря сотрудничеству ведущих высших учебных заведений России, библиотек, а также других образовательных учреждений.

Кроме того, отличные образовательные порталы и виртуальные базы данных созданы благодаря сотрудничеству ведущих учебных заведений и библиотек Сибирского федерального округа. Большим преимуществом для пользователя при обращении к данным ресурсам является то, что доступ к их информационным материалам, как правило, свободный, бесплатный, а качество самих материалов высокое.

Ниже приведены ссылки и краткое описание некоторых крупных российских образовательных порталов и сайтов, которые могут быть полезны как для преподавателя вуза и студента, так и для учителя школы, ученика, абитуриента.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/window

Цель данной информационной системы – обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных Интернет-ресурсов, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования и к ресурсам системы федеральных образовательных порталов.

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» создана по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 гг. Головной разработчик проекта – Федеральное государственное учреждений Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций (ФГУ ГНИИ ИТТ «Информика») www.informika.ru.

ИС «Единое окно» является уникальным образовательным проектом в русскоязычном Интернете и объединяет в единое информационное пространство электронные ресурсы свободного доступа для всех уровней образования в России.

В разделе Библиотека представлено более 17000 учебно-методических материалов, разработанных и накопленных в системе федеральных образовательных порталов, а также изданных в университетах, вузах и школах России. Более половины учебно-методических материалов разработаны и переданы в «Библиотеку» ведущими университетами и вузами России, а также издательствами, отдельными преподавателями и авторами. Материалы представлены в формате PDF, DJVU и HTML, имеются программы для просмотра документов в этих форматах.

В Каталоге хранится более 45000 описаний образовательных интернет-ресурсов, систематизированных по дисциплинам профессионального и предметам общего образования, типам ресурсов, уровням образования и целевой аудитории. Расширенный поиск в «Каталоге» осуществляется по названию, автору, аннотации, ключевым словам с возможной фильтрацией по тематике, предмету, типу материала, уровню образования и аудитории. В ИС «Единое окно» предусмотрена единая система рубрикации, возможен как совместный, так и раздельный поиск по ресурсам «Каталога» и «Библиотеки».

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru/default.asp

Портал создан в 2002 году под эгидой Министерства образования РФ. Является частью системы Федеральных образовательных порталов, развивается как открытый пополняемый аннотированный каталог образовательных ресурсов, имеющихся в Интернете или разработанных редакцией портала. Цель работы портала – обеспечение оперативного доступа к образовательной информации, повышение уровня образования населения и оказание практической помощи всем участникам образовательного процесса с применением новых образовательных технологий. В рамках портала представлены разделы, содержащие нормативные документы (учебные программы, государственные образовательные стандарты и др.), разделы о дошкольном, школьном и высшем образовании, сборники авторских коллекций и образовательных проектов. Российский общеобразовательный портал – Лауреат Премии Правительства РФ в области образования за 2008 год.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://school-collection.edu.ru/

Единая Коллекция создается в ходе проекта «Информатизация системы образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации. Коллекция включает в себя разнообразные цифровые образовательные ресурсы, методические материалы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки учебной деятельности и организации учебного процесса.

Интернет-ресурсы в школе могут использоваться:

– при подготовке школьников по отдельным учебным предметам к

сдаче экзаменов экстерном;

– при подготовке школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

– для углубленного изучения темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

– для ликвидации пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

– для изучения базового курса школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу;

– для дополнительного образования по интересам.

В качестве оптимального метода при работе с Интернет-ресурсами в

школе наиболее  эффективно использовать метод проектов. Можно выделить следующие типы проектов:

• Исследовательские. Для таких проектов характерно наличие

четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, продуманной и обоснованной структуры, использование различных методов исследования, использования научных методов обработки и оформления результатов. Тематика исследовательских проектов должна отражать наиболее актуальные проблемы развития предметной области, учитывать их значимость для развития исследовательских навыков учащихся. 

• Игровые. В таких проектах главным содержанием становится

ролевая игра, когда участники принимают на себя определенные роли для деловой имитации и разрешения вымышленных или реально существующих профессиональных ситуаций. 

• Практико-ориентированные. Особенность данного типа проектов состоит в предварительной постановке четкого, значимого для учащегося, имеющего практическое значение результата, выраженного в материальной форме: подготовка журнала, газеты, видеофильма, компьютерной программы, мультимедиа продуктов и т.д.

Интернет уроки

Существует масса причин, по которым человек не может обучаться в образовательных учреждениях. Это может быть и плохое состояние здоровья, и значительная удаленность от образовательных центров, занятость и т.д. Чтобы избежать негативного развития событий, не допустить появления «долгов» по учебе, отставания, многие родители и опекуны используют такой метод, как дистанционное обучение в школе. При этом можно серьезно улучшить положение дел в учебе и ребенка, который регулярно ходит в школу, но не демонстрирует полноценную успеваемость.

Одной из форм дистанционного обучения могут стать Интернет-уроки. Как можно использовать Интернет на уроках:

- На уроках биологии, географии - возможность виртуального путешествия, использование фотографий, карт, схем, возможность получения дополнительной информации, доступ к архивам и библиотекам, общение напрямую с людьми, живущими в других странах.

- На уроках математики, физики, химии - возможность дистанционного образования, наблюдение процессов, происходящих в микромире, проведения тестовой проверки знаний, изучения материала, доступного по сложности для самостоятельного изучения учащимися.

- На уроках литературы - как чтение первоисточников при отсутствии или невозможности достать нужную книгу, как возможность попасть в другую эпоху, прикоснуться к прекрасному.

- На уроках иностранного языка, русского языка - в качестве инструмента для тренингов, экспресс-опросов.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Также учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.

Виды проведения Интернет-уроков: Урок с использованием Интернет-ресурсов,

 урок с использованием подготовленных веб-страниц, урок – поиск информации, виртуальные экскурсии.

Заключение.

Взяв тему «Использование сети Интернет в образовании» мы выдвинули гипотезу, если использовать сеть Интернет в процессе обучения ИКТ, то оно будет успешнее. По теоретическим исследованиям данная гипотеза подтвердилась, практические исследования не проводились.

Целью нашей работы было изучить возможности использования сети Интернет при обучении информатике учащихся основной школы. Мы поставили себе две задачи: выяснить, что представляет собой интернет, изучить причины и историю возникновения и выявить возможности эффективного использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности. Мы определили главные понятия сети Интернет - это не совокупность прямых соединений между компьютерами. Так, например, если два компьютера, находящиеся на разных континентах, обмениваются данными в Интернете, это совсем не значит, что между ними действует одно прямое соединение. Так же изучили историю возникновения данной сети, Интернет возник в 1960-е годы, когда Министерство обороны США решило в целях содействия коллективной работе ученых и исследователей из территориально отдаленных регионов дать им возможность подключаться к одним и тем же компьютерам, редким тогда и дорогостоящим машинам, и иметь доступ к общим файлам. Для этого требовалось объединить все компьютеры в одну сеть и превратить их в единую систему. Первые эксперименты по передаче и приему информации с помощью компьютеров начались еще в 50-х годах и имели лабораторный характер. В США решение о создании первой глобальной сети национального масштаба было принято в 1958 г. Оно стало реакцией на запуск в СССР первого искусственного спутника Земли. Установили возможность эффективного использования Интернет-ресурсов в процессе обучения, такие которые предлагает Интернет для образовательной деятельности:

– научные, учебные, методические ресурсы, а также базы нормативных документов для преподавателей;

– научные, научно-популярные, учебные, развивающие ресурсы для школьников и студентов;

– уроки в режиме on-line;

– образовательные on-line проекты (конференции, семинары и т.п.);

– веб-квесты (webquests) – проблемные задания c элементами ролевой игры, для выполнения которых используются информационные ресурсы Интернета.

    В ходе данного исследования выявлено положительное влияния внедрения Интернет-ресурсов в образование. На основании результатов данного исследования доказано что, Интернет-технологии необходимы в современной системе образования, для разностороннего развития учеников в наше время.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: