Социальная и этнодемографическая модернизация Республики Казахстан

В 2012 году в политике государства наблюдается определенное смещение приоритетов от экономического развития страны в сторону проведения социальной модернизации, ориентированной в целом на повышение качества жизни граждан Казахстана. 27 января 2012 года в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация — главный вектор развития Казахстана» Глава государства заявил следующее: «Социальная модернизация — это центральный вопрос деятельности нового Парламента и Правительства, всех ответственных сил Казахстана — партий, общественных объединений, творческих и профессиональных союзов, средств массовой информации, всех патриотов нашей страны». Показательным в этом отношении стало то, что половина из 10 ключевых направлений реализации данного послания носят социально ориентированный характер. Речь в данном случае идет о вопросах занятости граждан, доступности жилья, регионального развития, качественного роста человеческого капитала и совершенствования пенсионной системы.

Максимальное раскрытие в концептуальном и конкретном содержании социальная модернизация получила в программной статье Президента РК «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной 10 июля 2012 года в газете «Казахстанская правда». Прежде всего он дал понять, что в условиях до сих пор непреодоленного мирового финансово-экономического кризиса и, как следствие, нахождения мирового сообщества в состоянии «напряженной турбулентности» социальная модернизация стала глобальным трендом. Соответственно этому в Казахстане государством сделан особый акцент на проведение выверенной социальной политики и решение социальных вопросов, обуславливающих жизнедеятельность и повседневное самочувствие граждан республики.

Демографический фактор играет все более важную роль в государственном развитии Республики Казахстан — одной из самых малонаселенных стран мира. Государство обладает значительной территорией и малой численностью населения, которое при этом сокращается. Плотность населения составляет 5,5 человека на 1 кв. км. С 1991 по 2002 гг. население страны уменьшалось (с 16358200 до 14851059) вследствие миграционного оттока, снижения уровня рождаемости и высокого уровня смертности.

Одним из основных факторов снижения численности населения являлась эмиграция из Казахстана. Отрицательное сальдо миграции сохранялось до 2003 г., в 2004 г., впервые за период независимости, сальдо миграции стало положительным и составило 2789 человек.

Сложная демографическая ситуация требует повышения эффективности социальной поддержки семьи и детей и является одной из ключевых задач современной государственной социальной политики. Один из основных принципов Европейской социальной хартии провозглашает, что семья, являющаяся основной ячейкой общества, имеет право на надлежащую социальную, правовую и экономическую защиту для обеспечения ее всестороннего развития.

Начало нормативно-правовой базы демографической политики положил Закон Республики Казахстан от 26 июня 1992 г. «Об иммиграции». Практическое воплощение в жизнь миграционной политики началось с массового возвращения в 1991 г. этнических казахов на свою историческую родину. Реализацией политики репатриации занимается Комитет по миграции Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Казахстан. Согласно Закону Республики Казахстан от 13 декабря 1997 г. «О миграции населения» Президент Республики Казахстан по представлению правительства страны устанавливает квоту иммиграции оралманов на предстоящий год и (или) на перспективу — для лиц, на которых распространяются льготы и компенсации в соответствии с данным законом.

Программа демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2004–2010 гг. разработана в соответствии с постановлением правительства от 5 сентября 2003 г. в рамках Программы РК на 2003–2006 гг. В проекте Программы демографической и миграционной политики Республики Казахстан на 2004–2010 гг. сказано, что ее целью являются стабилизация и улучшение демографической и миграционной ситуации в стране за счет увеличения естественного прироста и достижения положительного сальдо миграции. Основные направления Программы: охрана здоровья населения, стимулирование рождаемости, снижение уровня смертности, укрепление института семьи.

Поэтому усилия государства по увеличению численности населения (при сохранении и увеличении данных видов пособия) должны быть направлены на:

1) уменьшение младенческой смертности (14,5 смертей на 1000 родившихся, самая высокая в Кызылординской — 19,5, в Мангыстауской — 18 областях);

2) уменьшение материнской смертности (особо высока в Астане — 63,2; Мангыстауской — 62; Кызылординской — 59);

3) уменьшение смертности среди мужчин в трудоспособном возрасте (с 40 лет — 11,1 на 1000, для сравнения — 3,6 у женщин в этом возрасте, т.е. налицо сверхсмертность);

4) квотирование всех прибывших самостоятельно на постоянное место жительство в республику этнических казахов.

В Министерстве труда и социальной защиты населения РК разрабатывается Концепция миграционной политики на 2017-2021 годы, которая определит стратегические цели, задачи и основные подходы для пятилетнего плана действий в контексте соблюдения общегосударственных интересов и мировых трендов развития миграционных процессов. По сообщению ведомства, основными целями Концепции являются достижение сбалансированного расселения населения, размещение рабочей силы, направленные на обеспечение устойчивого социально-экономического развития и национальная безопасность страны. Для достижения поставленных целей предполагается решение основных подходов: разработка дифференцированных механизмов отбора и использования иностранной рабочей силы; содействие развитию внутренней миграции и поддержка мобильности населения; создание условий и стимулов для переселения в Республику Казахстан этнических казахов, проживающих за рубежом, содействие их адаптации и интеграции; противодействие нелегальной миграции.

4. Общественно-политические перспективы развития и духовная модернизация общества.

Весной 1990 года на территории Казахстана началось становление многопартийности. Именно в это время начала оформляться Социально-демократическая партия и Гражданское демократическое движение «Азат». Азат главной своей целью ставил обретение Казахстаном независимости. В августе 1990 года людьми, осужденными за декабрьские события 1986 года в Алматы, создали партию «Желтоксан». Первые общественно-политические формирования возникли как оппозиция Компартии. Сама Компартия к этому времени перестала быть единой.

Второй этап в становлении многопартийности начался после ухода с политической арены в августе 1991 года Компартии. С лета 1991 года в республике начал действовать закон «Об общественных объединениях в Каз ССР». Первые партии прошли регистрацию 21 октября 1991 года. Это были партии Народный Конгресс Казахстана и Социалистическая партия Казахстана.

Осенью 1991 года возникли новые партии демократического направления – Республиканская партия Казахстана и политизированное профсоюзное объединение – Независимый профцентр. Сторонники прежней Компартии в декабре 1991 года создали по сути новую Компартию, однако она не была зарегистрирована в Министерстве юстиции, так как бла приверженцем сохранения СССР и единой КПСС.
Третий этап совпал по времени с проведением в феврале 1993 года конференции «Союза народного единства Казахстана». Этот этап характеризуется возникновением тенденций к объединению сил, созданию политических блоков.

В мае 1990 года прошел учредительный съезд Социал-демократической партии Казахстана (СДПК), который объединил организации различных городов республики. Руководящим органом стал Координационный совет из 5 человек. Во главе партии встали два сопредседателя - С. Дуванов и Д. Кушимов. В 1991 году состоялись четыре республиканских конференции. Осенью 1991 года, на 4-ой партийной конференции были приняты два документа: «Декларация принципов СДПК» и «Программа намерений СДПК на 1991 - 1992 годы», которые были опубликованы в партийном органе печати - газете «Социал-демократ».

Согласно первому документу, СДПК придерживалась таких, политических ценностей, как свобода, справедливость и солидарность. Под свободой понимается гарантия прав человека на выбор мировоззрения, политической ориентации; справедливость - равенство условий для всех людей; солидарность - единение всех членов общества в гражданстве, независимо от национального происхождения, классовой принадлежности, имущественного состояния.

Программа намерений предусматривала борьбу за парламентские выборы на многопартийной основе, частную собственность, правовое гражданское государство.
Весной 1990 года активизировалось и казахское национально-демократическое движение. В Алма-Ате с февраля по октябрь 1990 года шла, с небольшими спадами, длинная череда митингов и демонстраций с требованиями суверенитета республики и полной ее независимости от Центра. В апреле-мае 1990 года были созданы национальные политические партии: Партия национальной свободы «Алаш» и Национально-демократическая партия «Желтоксан».

«Алаш» была провозглашена на Учредительном съезде в апреле 1990 года. Высший орган партии - ЦК в составе 5 человек. Председателем был избран Р. Нутушев (партийный псевдоним - Арон Атабек). Политическая платформа партии, одобренная на съезде, основывается на идеалах «общетюркского единства, мусульманской солидарности, свободы и демократии». В своем органе печати, газете «Хак» партия опубликовала программу и устав партии.

Основные программные цели «Алаш»: достижение реальной независимости Казахстана, пропаганда идеи тюркского единства, национальное возрождение Казахстана, как ядра будущего государства — Великого Туркестана, улучшение жизни казахского народа и других народов республики, недопущение колониальной экспансии со стороны мировых держав».

Тогда же, в мае 1990 года, на Учредительном съезде было провозглашено создание национально-демократической партии «Желтоксан».

Президент Казахстана Н.А.Назарбаев выступил с программной статьей «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», в которой обрисовал четкие контуры модернизации общественного сознания, отмечено в Обращении Ассамблеи народа Казахстана и далее говорится: 2017 год стал началом новой эпохи – старта реализации Третьей модернизации, призванной создать новую модель экономического роста Казахстана, обеспечить нашу глобальную конкурентоспособность. Новая конституционная реформа заложила основы для масштабной политической модернизации, сформировала общественно-политические условия для реализации задач Третьей модернизации.

Идея модернизации общественного сознания, выдвинутая Главой государства, является абсолютно закономерной и объективно необходимой.

Мы находимся на пути становления политической нации. Чтобы занять передовые позиции в мире, каждый из нас и все мы вместе должны изменить своё сознание, мышление, избавиться от устаревших стереотипов.

В Стратегии «Казахстан - 2050» Президент Казахстана отмечал, что «Традиции и культура - это генетический код нации». В новой платформе особо подчеркивается, что главным условием модернизации является сохранение своей культуры, своего национального кода. Духовная модернизация общества должна опираться на лучшие традиции и национально-культурные корни.

То, что было инновацией в прошлом, стало традицией, сегодняшние инновации в будущем станут традицией. Такой подход позволит соединить горизонты прошлого, настоящего и будущего нашего народа, примирить различные полюса национального сознания. Елбасы выделяет ряд основных направлений модернизации как общества, так и каждого гражданина.

Во-первых, это конкурентоспособность, способность предложить миру что-то новое, которая базируется на таких факторах, как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость.

Во-вторых, это прагматизм. Он включает в себя как отказ от ряда привычек и стереотипов, так и исторический опыт прагматичного поведения и рационального мышления нации, навыки предков.

В-третьих, сохранение национальной идентичности, внутреннего ядра национального «Я» при изменении национального сознания. Сегодня всему негативному можно противопоставить традиции и обычаи. Вместе с тем, мы должны отказаться от тех архаичных элементов прошлого, которые не дают развиваться нации.

В-четвертых, культ знания - это успех нации. Образование – это самый фундаментальный фактор успеха в будущем, когда технологическая революция приведет к исчезновению многих из существующих ныне профессий.

В-пятых, только эволюционное развитие дает нам шанс на процветание, это принцип идеологии модернизации и внутреннее убеждение каждого гражданина Казахстана.

В-шестых, открытость сознания, готовность общества и каждого человека меняться в изменчивом глобальном мире.

Данные подходы станут фундаментальной основой модернизации общественного сознания. Глава государства обозначил несколько конкретных проектов на ближайшие годы. Прежде всего, это - переход казахского языка на латиницу, что откроет дорогу в глобальный информационный мир и коммуникации.

Будут переведены и напечатаны 100 новых учебников на государственном языке, которые содержат последние достижения мировой науки и технологий, гуманитарного знания.

Программа «Туған жер» даст системную возможность по поддержке своей «малой родины» со стороны бизнесменов, чиновников, интеллигенции, молодежи, воспитания патриотизма.

Проект «Сакральная география Казахстана» даст возможность для сохранения общенациональных «святых мест» и святынь, а также позволит развивать инфраструктуру туризма в стране.

Проект «Современная казахстанская культура в глобальном мире» откроет дорогу многим талантам, которые через свое творчество стремятся прославить Казахстан в мире.

Наконец, проект «100 новых имен Казахстана» обеспечит популяризацию наших современников, достигших выдающихся успехов в своей сфере, которые станут ярким примером для нравственного воспитания молодежи.

 

Литература

1. Абдиров М.Ж., Кусаинов А.К. История Казахстана в потоке всемирной историографии: достижения, проблемы, перспективы. Размышления, сомнения и надежды. – Астана: ТОО Мастер По, 2015. – 317 с.

2. Морозов А.А. Казахстан за годы независимости/Под общей ред. Б.К. Султанова. – Алматы, 2006.

3. История Казахстана. Курс лекций. Под ред. К.С. Каражан. – Алматы, 2012.

4. Современная история Казахстана: учебник для студентов неисторических спец. (бакалавриата) высш. учеб. заведений / Б. Г. Аяган [и др.]; ред. Б. Г. Аяган; Ин-т истории гос-ва МОН РК. - Алматы: Раритет, 2010. – 432 с.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: