Формирование внутренней и внешней политики РК

Внутренняя политика, проводимая президентом и правительством РК, имеет цель создания государства демократического, правового, с социально-ориентированной экономикой.

На первом этапе 1993-1994 гг. экономическая ситуация была крайне тяжелой – развал народнохозяйственного комплекса СССР, обвальное падение производства (отсутствие ВПК),сырьё Казахстана ещё не могло попасть на мировой рынок, и как следствие этого – резкое падение уровня жизни.

1993 г. - введение национальной валюты, уход из российской финансовой системы, уход от сырьевого характера экономики Казахстана к созданию высоких технологий с дорогим продуктом, но действительность переменила планы, на следующем этапе в 1995 г. главной задачей была приватизация – торговля, транспорт и т.д.  

1998 г. - экономический кризис, выход: свободный курс тенге по отношению к доллару.

2000 г. - рост цен на нефть, и как следствие этого бурный рост экономики РК (за год 8% ВВП).

С 1998 г. пенсионная реформа – человек сам накапливает себе пенсию (проблемы в юридическом и организационном плане), создание частных пенсионных фондов.

Реформы в образовании: дошкольное, школьное – до 1997 г. общее сокращение учреждений и персонала. Оптимизация. На данный момент идёт восстановление и развитие школ.

ВУЗы – 1999 г. в РК принципиально новая система набора и организации ВУЗов – государственные и частные. Определённый объём специалистов нужный государству на данном этапе набирается из лучших абитуриентов в лучших условиях, остальные граждане РК реализуют своё право на получение образования через платную форму обучения.

Межнациональному согласию в РК способствует Ассамблея Народов Казахстана, состоящая из национальных культурных центров ведущих этносов (регулирование межэтнических проблем).

На первом этапе были выдвинуты следующие основные направления внешней политики: сохранение общего экономического и культурно-гуманитарного пространства в рамках СНГ; вхождение через ООН, ОБСЕ и другие международные организации в современные международные отношения, подключение мирового сообщества к проблемам переходного периода казахстанского общества и оказание необходимой помощи; в связи с отказом от ядерного статуса обеспечение ядерными державами – США, Россией, Великобританией, Китаем – гарантии безопасности Казахстана, суверенитета, независимости и территориальной целостности, нерушимости границ; вступление в основные финансовые институты – Международный Валютный Фонд, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития – в целях привлечения финансовых средств для реформирования казахстанской экономики; сотрудничество на двусторонней основе.

5 марта 1992 года Казахстан был принят в ООН. Важным направлением внешней политики Казахстана явилось установление сотрудничества с международными культурно-гуманитарными организациями, в первую очередь подразделениями ООН: ЮНИСЕФ (Фонд помощи детям), ПРООН (Программа развития), ЮНФПА (Фонд по вопросам народонаселения), ЮНЕСКО (Организация по вопросам образования, науки и культуры), ЮНДКП (программа по контролю над наркотическими средствами), УВКБ (Управление Верховного Комиссара по делам беженцев). И уже на 47-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН главой казахстанского государства была выдвинута инициатива созыва Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Казахстан стал участником ОБСЕ в 1992 году и таким образом подключился к развитой системе международной безопасности и мерам доверия.

Уважение и признание Казахстана со стороны мирового сообщества вызвало стремление республики к безъядерному статусу и подписание нашей страной Договора СНВ-1, Договора о нераспространении ядерного оружия, Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. В декабре 1994 года в Будапеште был подписан меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Казахстана к Договору о нераспространении ядерного оружия. Таким образом, 26 мая 1995 года с территории Казахстана был вывезен последний субъект ядерного оружия.

С первых дней наше государство уделяло большое внимание развитию двусторонних отношений с зарубежными странами. Уже к началу 1995 года Республику Казахстан признали 111 государств мира, с 92 установлены дипломатические отношения. Россия признала независимость Казахстана 17 декабря 1991 года. И уже 25 мая 1992 года между Россией и Казахстаном был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи, зафиксировавший принцип взаимного уважения, суверенитета, нерушимости государственных границ обоих государств.

Руководством Казахстана были подписаны Договоры о дружбе, сотрудничестве с Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Таджикистаном, с которыми наша страна связана не только общностью границ, но и сложившимися хозяйственными связями, культурно-этнической общностью.

Одним из приоритетных направлений внешней политики являются отношения с Китаем. Дипломатические отношения между РК и КНР были установлены 3 января 1992 года. Позже в апреле 1994 года в Алматы было подписано Соглашение между странами о казахстанско-китайской государственной границе (за исключением двух небольших участков в Талдыкорганской и Семипалатинской областях).

Признание Казахстана как суверенного государства со стороны США было 25 декабря 1991 года. Повышенное внимание США к Казахстану определялось, на тот период истории, стремлением предотвратить распространение ядерного вооружения, находящегося на территории нашей страны после распада СССР.

Дипломатические отношения между Казахстаном и Евросоюзом были установлены в 1992 году. Большое значение для Казахстана имело установление и развитие отношений с государствами исламского мира. При этом руководство республики постоянно подчеркивало, что наша страна строит свои отношения с мусульманскими странами не на идеологической или религиозной основе, а исходя из своих государственных интересов и основываясь на принципах международного права.

    3. Утверждение государственных символов РК.

Конституционный Закон «О государственных символах Республики Казахстан» был принят 4 июня 2007 года. В соответствии с этим Законом ежегодно 4 июня празднуется как день государственных символов в Республике Казахстан.

Государственные символы – это один из неотъемлемых атрибутов любого государства, олицетворяющих его идентичность и суверенитет. В Республике Казахстан государственными символами являются – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный гимн.

Государственный флаг Республики Казахстан представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в центре солнца с лучами, под которым – парящий орел. У древка – вертикальная полоса с национальным орнаментом. Изображение солнца, его лучей, орла и национального орнамента – цвета золота.

Автор Государственного флага Республики Казахстан – заслуженный деятель искусств Казахстана Шакен Ниязбеков.

Государственный герб Республики Казахстан имеет форму круга и представляет собой изображение шанырака на голубом фоне, от которого во все стороны в виде солнечных лучей расходятся уыки. Справа и слева от шанырака расположены изображения мифических крылатых коней. В верхней части расположена объемная пятиконечная звезда, а в нижней части надпись «Қазақстан». Изображение звезды, шанырака, уыков, мифических коней, а также надписи «Қазақстан» – цвета золота.

Авторами Государственного герба Республики Казахстан являются известные архитекторы Жандарбек Малибеков и Шот-Аман Валиханов.

Гимн Казахстана, ранее известный как песня «Менің Қазақстаным», по инициативе Президента Нурсултана Назарбаева был утвержден Парламентом страны 6 января 2006 года. Впервые он прозвучал 11 января 2006 года во время торжественной инаугурации Главы государства. Музыка – композитора Шамши Калдаякова, слова – Жумекена Нажимеденова и Нурсултана Назарбаева.

5. Основные три ветви власти: Президент, Парламент, Правительство. С момента провозглашения независимости государственная власть в нашей республике строится на принципе разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

А. Президент. Конституция Республики Казахстан 1995 г. провозгласила страну государством с президентской формой правления. Президент не относится ни к одной из этих ветвей. В то же время Президент связан со всеми ветвями государственной власти. Президент Казахстана обладает следующими полномочиями:

- назначает очередные и внеочередные выборы в Парламент Республики и его Палаты; созывает первую сессию Парламента и принимает присягу его депутатов народу Казахстана;

- закон, принятый Сенатом, подписывается Президентом в течение одного месяца. Президент имеет право вето, т. е. может вернуть закон на доработку Парламенту.

- Президент имеет право обратиться к Парламенту, предоставить ему законодательные полномочия на определенный срок. Если Парламент удовлетворит просьбу, Президент может принимать законы. Следовательно, на определенный срок, Президент заменяет Парламент по вопросам принятия законов. Далее, если Парламент не сможет принять закон, который Президент считает срочным, то Президент может принять указ, имеющий силу закона.

Президент может распустить Парламент, если он не в состоянии нормально работать, или вступает в непреодолимые разногласия с правительством, Верховным Судом.

Президент с согласия Мажилиса Парламента назначает на должность Премьер-министра Республики; определяет структуру Правительства Республики, назначает на должности министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; с согласия Сената Парламента назначает на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан; назначает на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан.

Президент имеет право вести международные переговоры и подписывать международные договоры. Однако эти договоры вступают в юридическую силу, если их утвердит Парламент. Это называется ратификацией международных договоров. Таким образом, не только Президент может влиять на деятельность Парламента, но и Парламент оказывает влияние на деятельность Президента.

Президент оказывает прямое воздействие на исполнительную власть: на правительство, местные исполнительные органы. Президент осуществляет руководство и работой местных исполнительных органов. Он назначает и освобождает областных акимов, может приостановить действие решений акимов. Акимы являются прямыми представителями Президента в областях, поэтому за свою работу несут ответственность перед ним. Президент проводит с акимами совещания, заслушивает отчеты об их работе на местах, как они выполняют законы, справляются со своими обязанностями.

Президент имеет и другие полномочия. Он ведет переговоры и подписывает международные договоры Республики, подписывает ратификационные грамоты, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил, решает вопросы гражданства Республики, предоставления политического убежища, осуществляет помилование граждан.

Президент осуществляет другие полномочия в соответствии с Конституцией и законами Республики. Среди них - право проводить референдум (всенародное голосование), который проводится по важным вопросам государственной жизни. В 1995 г. по инициативе Президента было проведено два референдума: по продлению полномочий Президента и по принятию Конституции. Референдум – это форма прямого участия народа в управлении государством.

В. Парламент. Парламент Республики Казахстан является высшим законодательным органом, принимающим законы, и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Республики, депутатам Парламента, Правительству и реализуется исключительно в Мажилисе.

Депутатом Парламента может быть лицо, состоящее в гражданстве Республики Казахстан и постоянно проживающее на ее территории последние десять лет.

Сенат состоит из 47 депутатов и формируется двумя способами: 1) часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы республики на совместном заседании депутатов всех представительных органов, соответственно области, города республиканского значения и столицы Республики; 2) 15 депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Избрание депутатов Сената осуществляется на основе косвенного избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Сената может быть лицо, достигшее тридцати лет, имеющее высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постоянно проживающее на территории соответствующей области, города республиканского значения либо столицы Республики не менее трех лет.

К исключительному ведению Сената относится: избрание и освобождение от должности по представлению Президента Республики Казахстан Председателя Верховного Суда и судей Верховного Суда Республики, дача согласия на назначение Президентом Республики Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора, Председателя Комитета национальной безопасности Республики, лишение неприкосновенности Генерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Сенат Парламента. Мажилис состоит из ста семи депутатов. Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики, достигший двадцати пяти лет.

В республике проживает порядка 130 этносов и представителей порядка 40 религиозных конфессий и деноминаций. В этих условиях власть осознанно пошла на создание специальных институциональных структур, нацеленных на формирование ценностных установок, способствующих реализации конструктивного взаимодействия и диалога национальных и конфессиональных сообществ, развитие ценностных ориентаций на партнерское взаимодействие. Для осуществления такого взаимодействия была создана Ассамблея народа Казахстана. Таким образом, избрание девяноста восьми депутатов Мажилиса осуществляется по партийным спискам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, девять депутатов Мажилиса избираются Ассамблеей народа Казахстана.

К исключительному ведению Мажилиса относится: принятие к рассмотрению внесенных в Парламент проектов конституционных законов и законов и рассмотрение этих проектов, дача согласия Президенту Республики на назначение Премьер-министра Республики, объявление очередных выборов Президента Республики, осуществление иных полномочий, возложенных Конституцией на Мажилис Парламента.

Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих Палат; не вправе быть депутатом другого представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации. Все это объясняется тем, чтобы депутаты работали постоянно в Парламенте и были независимыми.

Работа Парламента проводится на демократической основе. К подготовке проектов законов привлекаются специалисты - юристы, экономисты, социологи, инженеры, медики и другие. Для предварительного обсуждения вопросов Мажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаются ученые, работники государственных органов, представители общественности, радио, телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендации депутатам.

С. Правительство Республики Казахстан. Правительство является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет систему центральных и местных исполнительных органов, руководит их деятельностью. В единую систему исполнительных органов входят министерства, государственные комитеты, комитеты Республики, местные администрации: областные, районные и городские.

В области экономики правительство разрабатывает основные направления государственной экономической политики, стратегические и тактические меры по ее осуществлению; разрабатывает экономические программы, республиканский бюджет и составляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики и т. д.

В социальной области правительство определяет систему и условия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственного социального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решение вопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи, физической культуры и спорта, туризма, социального партнерства.

Порядок формирования. Правительство Республики Казахстан формируется Президентом по представлению Премьер-министра в десятидневный срок после назначения Премьер-министра и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики. Оно подотчетно также перед Парламентом по программе своей деятельности.

Члены Правительства не вправе быть депутатами представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа или наблюдательного совета коммерческой организации, за исключением случаев, когда это является их должностными обязанностями в соответствии с законодательством. Члены Правительства приносят присягу народу и Президенту Республики. Правительство заявляет Президенту Республики об отставке в случае выражения Мажилисом Парламента или Парламентом вотума недоверия Правительству. Президент Республики вправе по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий Правительства и освободить от должности любого его члена. Освобождение от должности Премьер-министра означает прекращение полномочий всего Правительства.

Литература:

1.История независимого Казахстана – Алматы: «Казак энциклопедиясы», 2011- 400 с.

2.ИсторияКазахстана с древнейших времен до наших дней тт. 4. А., 1996-2001.

3.Бурханов К.Н., Султанов Б.К., Аяган Б.Г. Современная политическая история Казахстана (1985-2006 гг.). – Алматы, 2006.

4. Садыков Н. Казахстан и мир: социокультурная трансформация. – Астана, 2001.

5. Конституция Республики Казахстан. 1995


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: