Фонетические чередования гласных и согласных

Современный русский язык. Группы КР-19, АР-19. Лекция 9.40. 19.03.2020, ауд.152.

Лекция № 4. «Фонетические чередования в области согласных и гласных».

Цели занятия:

1. Обучающая – углубить, систематизировать, закрепить представление о звуковой стороне языковой деятельности; теоретические знания по современному русскому языку; раскрыть сущность позиционной мены звуков и позиционных изменений гласных звуков; научить студентов грамотно транскрибировать текст; обратить их внимание на изменение звуков при говорении; показать необходимость знаний о редукции для формирования навыка грамотного письма.

2. Развивающая – создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы, связанные с орфоэпией и орфографией, предлагать пути их решения.

3. Воспитательная – убедить студентов в значимости языковых норм, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

План.

1. Условия реализации фонем в речи. Сильная и слабая позиция.

2. Фонетические чередования гласных и согласных.

2.1. Комбинаторные изменения фонем.

2.2. Позиционные изменения согласных фонем.

2.3. Позиционные изменения гласных фонем.

Литература.

1. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 198 с. — ISBN 978-5-9765-1044-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/108234 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Гиржева Г.Н. Фонетика современного русского языка: учебное пособие / Г.Н. Гиржева. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-1923-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/62967 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Климовская Г.И. Русская орфография. Фонетика. Словоообразование. Морфология: учебное пособие / Г.И. Климовская. — Москва: ФЛИНТА, 2016. — 337 с. — ISBN 978-5-9765-2805-5. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/83826 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

4. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. – М.: Флинта, 2017. – 350 с.

5. Современный русский язык. Фонетика / Под ред. П.А. Леканта. – М.: ЮРАЙТ, 2015. – 494 с.

 

 1. Условия реализации фонем в речи. Сильная и слабая позиция.

В речи реализация фонем проходит через звуки. Условие реализации фонемы в речи, ее положение в слове по отношению к ударению, другой фонеме, структуре слова в целом называется позицией. Различают сильные и слабые позиции.

Сильная позиция – позиция различения фонем, то есть та, в которой различается наибольшее количество единиц. Фонема здесь выступает в своем основном облике, что позволяет ей наилучшим образом выполнять свои функции.

1. Для гласных русского языка это позиция под ударением (в начале слове перед твердым согласным, в середине – между твердыми и в конце слова после твердых согласных, например, арка, барка, рука).

2. Для глухих/ звонких согласных – позиция перед всеми гласными (том - дом), перед сонорными (плеск - блеск) и «в», если после него следует гласный или сонорный (творец - дворец).

3. Для твердых/мягких согласных – позиция конца слова (брат - брать), перед всеми гласными, кроме «е» (нос - нас), для переднеязычных согласных – перед заднеязычными (банка - банька) и губными, для зубных – перед твердыми зубными, а для фонем <л – л᾽> - перед всеми согласными (сравните: во[л]на – во[л᾽]на) и т.д.

Слабая позиция – позиция неразличения фонем, то есть та, в которой различается меньшее, чем в сильной позиции, количество единиц, так как фонемы имеют ограниченные возможности для выполнения своей различительной функции. Например, в слове к [∧] мпания не ясно, какая фонема реализуется в звуке [∧] - <о> или <а>. В этой позиции происходит совпадение двух и более фонем в одном звуке, то есть их фонологическое противопоставление нейтрализуется.

Нейтрализация – устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях (например, фонемы <б> и <п> различаются в позиции перед гласной в словах столбы – столпы, но нейтрализуются на конце слова – стол[п], совпадая в одном звуке). Эту фонему, появляющуюся в слабой позиции, некоторые ученые предлагают называть «архифонемой».

1. Для гласных русского языка слабая позиция – позиция без ударения; для глухих/звонких согласных – позиция конца слова, где они не различаются, совпадая в одном звуке (например, код и кот - ко[т]), позиция перед шумными, в этой позиции происходит ассимиляция по глухости/звонкости (например: косить, но ко[з᾽б]а), а также позиция перед «в», если за ней следует шумный согласный (например: о[д] взгляда).

2. Для твердых/мягких согласных слабой является позиция перед [е], в которой обычно исключается возможность употребления твердых согласных, парных по твердости/мягкости, исключение – заимствованые слова (пастель - постель).

Важную роль при характеристике фонем языка играет описание их сочетаемости, для чего используется понятие дистрибуции.

Дистрибуция (от латинского distributio «распределение») какой-либо фонемы – совокупность всех окружений, всех контекстов, в которых данная фонема встречается в языке, в том числе окружений, наиболее типичных для нее, и окружений менее типичных, но возможных. То есть это распределение фонем по произносительным позициям.

Для определения дистрибуции фонемы необходимо выяснить, может ли она стоять одна в начале, середине или конце слова; в сочетании со сколькими другими фонемами и какими именно может она выступать в этих позициях; в какой последовательности следуют друг за другом фонемы в определенных сочетаниях и в определенных позициях и т.д. Например, исследования на материале русского языка показали, что в русском языке нет ни одной согласной фонемы, которая выступала бы в сочетании со всеми согласными во всех позициях (фонема [м] не может следовать за [п]; фонема [л] не сочетается с [р] в начале слова и т.д.).

Дистрибуция может выявлять признаки фонемы четко в том случае, если сходные фонемы оказываются в одной и той же сильной позиции (например: бак - бок - бык). Однако имеются фонемы, которые не встречаются в одной и той же позиции. Такие фонемы находятся в отношении дополнительной дистрибуции.

Дополнительная дистрибуция – такие особенности функционирования двух элементов, когда элементы встречаются во взаимоисключающих окружениях. Например: русская фонема <и> употребляется после смягченных согласных и в начале слова, тогда как фонема <ы> - после твердых согласных ([б᾽ит]᾽ - [быт᾽]).

Понятие дистрибуции получило в языкознании широкое распространение и применяется не только в фонетическом анализе, но и в морфологии, лексикологии, синтаксисе.

 

Фонетические чередования гласных и согласных.

Фонетические процессы вызываются взаимовлиянием начала и конца артикуляции соседних звуков, а также положением звука в слове. Поэтому фонетические процессы бывают комбинаторными и позиционными. Например, в словах «лодка» и «город» «д» произносится как [т], в первом случае – уподобление звонкого глухому, т.е. комбинаторное изменение, во втором случае – оглушение звонкого согласного на конце слова, т.е. позиционное изменение.

Комбинаторные (возникающие в результате сочетания звуков) фонетические процессы охватывают главным образом согласные. Основные – это ассимиляция, диссимиляция и аккомодация.

Ассимиляция – уподобление соседних звуков в каком-то компоненте артикуляции, чаще всего уподобляются согласные по звонкости-глухости и по твердости-мягкости. Ассимиляция бывает полной или частичной. При полной ассимиляции оба звука становятся совершенно одинаковыми, например, «бесшумный»[ш], «сжечь» [ж], «подтянуть» [т’]. При частичной (неполной) ассимиляции происходит уподобление лишь в одном компоненте артикуляции, например, в слове «лавка» «в» уподобляется звуку [к] только по глухости, оставаясь при этом губно-зубным звуком. Ассимиляция по мягкости наблюдается в сочетаниях согласных, одинаковых по активному органу, например, «вместе», «легкий», «здесь».

По направлению уподобления ассимиляция бывает прогрессивной (инерционной) и регрессивной (предвосхищающей). При прогрессивной ассимиляции артикуляция предыдущего согласного налагается на артикуляцию последующего. Например, balls, ноcats– инерционная ассимиляция по глухости. При регрессивной ассимиляции артикуляция последующего согласного налагается на артикуляцию предыдущего. Например, замена звонких согласных на глухие в положении перед глухими и наоборот (лодочка – лодка, к реке – к домам).

Диссимиляция противоположна ассимиляции: она состоит в расподоблении артикуляции соседних согласных. Например, в слове «вести» [с] возникло вследствие диссимиляции [д] «веду»: под влиянием [т] звук [д] потерял звонкость и смычность. Слова «февраль» вместо древнерусского «феврарь», просторечные «колидор», «транвай».

Аккомодация – изменения в артикуляции в результате взаимодействия соседних гласных или согласных, например, в русском языке после мягких согласных гласные становятся более передними, произносятся более высоко: «сЁк» - «сок», «люк» - «лук», «ряд» - «рад»; после твердых согласных гласные становятся более задними: «сыграть»- «игра».

Менее распространенными фонетическими процессами являются диэрезы и эпентезы. Диэреза – выпадение звука в сложном сочетании звуков, например, «честный», «солнце». Эпентеза – вставка звука в определенных сочетаниях, например, просторечное «фиялка» (литер. «фиалка»), диалектное «ндрав» (литер. «нрав»), «бульон» произносится с [j].

К основным позиционным (зависящим от положения) фонетическим процессам относятся редукция и оглушение звонких согласных на конце слова. Редукция – это ослабление и изменение качества звучания безударных гласных. Редукция бывает количественной и качественной. При количественной редукции безударные гласные теряют в долготе и силе, сохраняя свой тембр. Качественной редукцией называется такое изменение безударного гласного, которое касается не только долготы и силы звука, но и его тембра. Например, гласный, обозначаемый на письме буквой «а», звучит далеко неодинаково в словах: «мал», «малыш» и «малыши». Полная степень редукции – это полное исчезновение гласного в безударном слоге и даже всего слога, в частности: апокопа – отпадение конечного гласного или конечной части слова. Например, Петь вместо Петя; синкопа – выпадение гласного или нескольких звуков не на конце слова. Например, Иваныч вместо Иванович. Оглушение звонких согласны х на конце слова перед паузой наблюдается во многих языках, например, дуга – дуг, труба – труб. Физиологическая основа этого явления – преждевременное, еще не до конца произнесения слова, возвращения голосовых связок в состояние покоя.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: