Лекция 2. Компенсация реактивной мощности. Методы расчета компенсирующей мощности. выбор средств компенсации и мест их установки

Обычно в электрической цепи генерируемая реактивная энергия равна потребляемой. Большая часть промышленных установок потребляет реактивную энергию, обычно превышающую возможности покрытия ее генераторами электростанций. Поэтому необходимы дополнительные устройства для поставки в энергетическую систему реактивной мощности - компенсаторы реактивной мощности: батареи конденсаторов, синхронные компенсаторы и двигатели, а также статические источники реактивной мощности. При номинальной нагрузке генераторы вырабатывают лишь около 60 % требуемой реактивной мощности, 20% генерируется в ЛЭП с напряжением выше 110 кВ; 20 % вырабатывают КУ, расположенные на подстанциях или непосредственно у потребителя.

При решении вопросов КРМ нужно одновременно рассматривать большое количество аспектов как с позиций экономической выгоды для энергоснабжающей организации (при необходимости соблюдения определенных технических ограничений), так и для потребителя электроэнергии, т.е. осуществлять компенсацию РМ приходится системно.

Окружающий мир [Ивахненко А.Г. Долгосрочное прогнозирование и управление сложными системами. – Киев: Техника, 1975. – 312 с.] можно представить как бесконечное число взаимосвязанных, но различных по природе компонентов: потоки вещества, энергии, информации, денежных средств и т.д. Множество компонентов, объема которых достаточно для решения поставленной задачи с определенной точностью, и которое позволяет пренебречь его связями с окружающим миром называют системой. Следовательно, системный подход подразумевает метод исследования, при котором учитываются все существенные связи между рассматриваемыми компонентами и окружающим миром. Другими словами, отыскивается такая наименьшая часть компонентов, которую можно назвать системой в соответствии с приведенным выше определением.

Таким образом, системный подход – это учет всех технических, экономических и социальных факторов, оказывающих существенное влияние на практическое решение задачи, наряду с выявлением связей, которые можно считать границами системы. [Железко Ю.С. Компенсация реактивной мощности в сложных электрических системах. – М.: Энергоиздат, 1981. – 200 с., ил. (стр. 8)].

Сначала определяют физические границы системы, т.е. той части электрической сети, которую можно рассматривать отдельно от остальных частей и при этом получать для этой части результаты, аналогичные тем, которые были бы получены при совместном рассмотрении всей сети.

Кроме того, основываясь на количественном анализе различных допущений, системный подход предполагает разработку математической модели, обеспечивающей приемлемую точность решения и относительную простоту применяемых методик расчета при условии сокращения затрат труда на решение задачи.

Наиболее простым способом оценки влияния различных факторов на результаты решения является раздельная оценка каждого фактора. Однако сумма однофакторных оценок не является суммарной оценкой, обусловливаемой одновременным воздействием всех факторов.

Для получения однофакторной оценки для конкретной схемы или класса схем, обладающих характерным признаком, применяются методы регрессивного анализа – статистические методы исследования влияния одной или нескольких независимых переменных (регрессоров или предикторов) на зависимую критериальную переменную.

В задаче КРМ такой поход использован, например, в [Карпов Ф.Ф., Козырь В.Н. Выбор суммарной оптимальной мощности компенсирующих утройств промышленных предприятий методами теории планирования эксперимента. – Проблемы технической электродинамики, 1975, вып. 55, с. 35-39].

Регрессионный анализ позволяет ответить на вопрос, какие из факторов существенно влияют на результаты решения задачи КРМ для данной схемы при заданном критерии значимости, а какими можно пренебречь (либо предъявлять меньшие требования к их точности, если они относятся к исходной информации).

Достоинством однофакторной оценки является ее наглядность и вытекающая из этого четкость представления о физической сущности влияния рассматриваемого фактора на решение, так как это влияние, как правило, выражается простой аналитической зависимостью. В [Карпов Ф.Ф., Козырь В.Н. Выбор суммарной оптимальной мощности компенсирующих утройств промышленных предприятий методами теории планирования эксперимента. – Проблемы технической электродинамики, 1975, вып. 55, с. 35-39] анализ погрешностей производится для каждого фактора в отдельности.

Представляется, что четкие физические закономерности являются основой для исследований с помощью более сложных методов: регрессионного и факторного анализа, теории подобия и др.

Применимость системного подхода для многокритериальной оценки качества решения особенно значима, так как часто некоторые из критериальных параметров необходимо минимизировать, другие – максимизировать, а для третьих обеспечить наилучший баланс.

Критериями в задаче КРМ являются: затраты на топливо Зт и его количество В, являющиеся функциями потерь электроэнергии; мощность компенсирующих устройств Qк; мощность вводимых электростанций Рст и стоимость расширения сетей Кс, зависящие от потерь мощности в максимум нагрузки м; затраты труда на обслуживание сети Зо и на решение самой задачи Зз и др.

Целевая функция имеет в общем случае векторный вид

Ц=½½Зт В Рст Кс Qк Зо Зз….½½.

Обычно многокритериальные задачи решаются путем сведения всех критериев в один обобщающий критерий и наложением ограничений на его составляющие. Обоснование решений при проектировании электрических сетей всегда осуществлялось на основе технико-экономического сопоставления вариантов схем и параметров сети путем оценки их сравнительной эффективности. В условиях плановой экономики таким обобщающим критерием являлись  сначала приведенные затраты,  затем приведенные дисконтированные затраты [Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. – М.: Экономика, 1969. – 16 с.; Вааг Л.А., Захаров С.Н. Методы экономической оценки в энергетике. – М.: Госэнергоиздат, 1962. – 270 с.; «Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», утвержденные в 1999 г. Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом РФ. «Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала», утверждены Приказом ФСТ N 231-э от 26 июня 2008 г.]. Однако «приведенные затраты», «суммарные дисконтированные затраты» являются универсальным критерием только в том случае, если ограниченными являются только денежные средства. Это обстоятельство, выраженное, в свое время, в ограничениях, накладываемых на объем используемых материалов (т.е. когда денежные средства не могут быть полностью вложены в наиболее экономичный материал в связи с его дефицитностью), приводит к необходимости присвоения значимости любому из других критериев, что подробно рассматривалось в [Вааг Л.А., Захаров С.Н. Методы экономической оценки в энергетике. – М.: Госэнергоиздат, 1962. – 270 с.].

В последнее время все чаще приходится сталкиваться с дефицитом трудовых ресурсов. При этом затраты труда на обслуживание сетей и на оптимизацию их параметров и режимов (последние состоят в основном из затрат на получение и обработку информации) становятся одним из наиболее существенных критериев.

Передача по сетям реактивной мощности вызывает большие удельные потери, чем передача активной из-за того, что реактивные сопротивления, как правило, в сетях высокого напряжения значительно превышают активные. По той же причине передача РМ приводит к большему снижению напряжения.

Синхронные генераторы на электростанциях в номинальном режиме вырабатывают активную и реактивную мощности при определенном (номинальном) значении cos фном. При снижении выработки активной мощности, по сравнению с номинальным значением, возможно увеличение генерирования реактивной мощности сверх номинальной. В этом случае некоторая часть генераторов может переводиться на работу с пониженным коэффициентом мощности, т. е. с целевым увеличением выработки реактивной энергии.

Увеличение же выработки реактивной мощности в режиме наибольших активных нагрузок, за счет снижения генерации активной мощности, экономически нецелесообразно. Эффективнее, вместо снижения активной мощности генераторов электростанций, применять для выработки реактивной мощности компенсирующие устройства.

Для снижения по сетям перетоков РМ применяются компенсирующие устройства: индуктивного характера – как правило, на линиях сверхвысокого напряжения (из-за большой емкостной проводимости на землю) или емкостного – в узлах промышленной нагрузки (из-за преобладания нагрузки индуктивного характера).

В качестве средств КРМ в том и другом случае могут использоваться синхронные компенсаторы (СК), сопротивление которых может иметь как индуктивный, так и емкостный характер в зависимости от значения тока возбуждения. Для компенсации реактивной мощности емкостного характера применяются реакторы, индуктивного – синхронные двигатели (СД), статические тиристорные компенсаторы (СТК) и батареи статических конденсаторов (БК) (в частности, регулируемые – РБК).

Последним следует отдавать предпочтение, так как нередки случаи, когда неотключаемые БК в режимах ночных минимумов нагрузки усугубляют избыток реактивной мощности, генерируемой линиями электропередачи, особенно сверхвысокого напряжения, и приводят к недопустимо высоким уровням напряжения в узлах сети. Для снижения напряжения генераторы электростанций приходится переводить в опасный для них режим потребления реактивной мощности.

При разработке мероприятий по компенсации РМ следует учитывать технико-экономические характеристики средств компенсации, производить выбор мест их установки, режим рациональной и безопасной эксплуатации, защиты и автоматического регулирования в связи с высокой стоимостью и достаточной сложностью этих устройств.

Известно, что наиболее экономичным средством для компенсации реактивной мощности являются конденсаторные батареи из-за возможности их применения, как на низком, так и на высоком напряжении; малых потерь активной мощности при генерации реактивной мощности (0,0025-0,005 кВт/кВАр); наименьшей удельной стоимости (за 1 квар) по сравнению с другими КУ и простоты производства монтажа и эксплуатации (ввиду отсутствия вращающихся и трущихся частей) а также возможности использования в любом сухом помещении.

При необходимости компенсации нагрузок с быстроизменяющейся реактивной мощностью применение регулируемых конденсаторных батарей, оказывается затруднительным, а часто и невозможным в связи с высокой стоимостью, малым быстродействием и низкой механической прочностью выключателей, ступенчатым характером регулирования и возникновения ударных коммутационных сверхтоков, зависящих от момента подключения батареи конденсаторов к питающей сети. Также следует учитывать неблагоприятное воздействие на конденсаторы токовых перегрузок при частоте высших гармоник, генерируемых нелинейными нагрузками. Исследование процесса работы конденсаторных установок при наличии высших гармоник в питающей сети, особенно при работе вентильных преобразователей, представляет важное практическое значение для определения возможности применения конденсаторных батарей в системах электроснабжения промышленных предприятий.

Практика работы промышленных предприятий свидетельствует о том, что батареи конденсаторов, работающие при несинусоидальном напряжении, в ряде случаев быстро выходят из строя в результате вспучиваний и взрывов. Из-за перегрузки их токами высших гармоник [Учебное пособие по электроустановкам от фирмы АВВ. 2007г.; Справочник по компенсации реактивной мощности от фирмы RTR-Energia.; Выпуск № 21. Руководство по компенсации реактивной мощности с учетом влияния гармоник от фирмы Schneider Electric. 2008г.;  Б.Ю.Липкин. Электроснабжение промышленных предприятий и установок, 1990 г.]. Перегрузка возникает, как правило, из-за того, что конденсаторные батареи изменяют частотные характеристики систем и способствуют возникновению резонанса токов. При подключении батареи конденсаторов к шинам подстанции, питающей мощную вентильную нагрузку, какое бы ни было значение емкости батареи, всегда найдется такая группа гармоник, при которых конденсаторы вступают в режим резонанса токов (или близкий к нему) с индуктивностью сети. Работу батарей конденсаторов в условиях несинусоидального напряжения необходимо рассматривать с позиций взаимного влияния высших гармоник питающей сети и самих конденсаторов.

Несмотря на применение в сетях промышленных предприятий синхронных компенсаторов и использования синхронных двигателей как ИРМ, интерес к этому способу компенсации в условиях преобразовательной нагрузки заметно упал.

Активно проводятся исследования и разработка статических (в основном, тиристорных) компенсаторов реактивной мощности, на которые дополнительно возлагаются также функции фильтрации высших гармоник и снижения степени несимметрии питающих напряжений. Повышенное внимание в настоящее время уделяется также внедрению фильтрокомпенсирующих устройств.

Статические компенсаторы реактивной мощности (СКРМ) являются перспективным средством рациональной компенсации реактивной мощности из-за присущих им положительных свойств, таких, как быстродействующее регулирование, подавление колебаний напряжения, симметрирование нагрузок, отсутствие вращающихся частей, плавность регулирования реактивной мощности, выдаваемой в сеть. Кроме того, эти КУ могут осуществлять плавное и оптимальное распределение напряжений, обеспечивая тем самым снижение их потерь в распределительных электросетях [Тенденции применения фазоповоротных трансформаторов  в электроэнергетике. http://mvo.ipc.ru/ Tendencii Primeneinya Fazopovorotnih Trasformatorov.pdf;. Супронович Г. Улучшение коэффициента мощности преобразовательных установок: Пер. с польск. - М.: Энергоатомиздат, 1985. - 136 с.].

СКРМ обеспечивают одновременно компенсацию реактивной мощности основной частоты, фильтрацию высших гармонических, компенсацию изменений напряжения, а также симметрирование напряжения сети. Они состоят из управляемой части, обеспечивающей регулирование реактивной мощности, и энергетических фильтров, обеспечивающих фильтрацию высших гармоник тока нелинейных нагрузок.

Статические КУ обладают следующими преимуществами:

1) высокое быстродействие изменения реактивной мощности;

2) достаточный диапазон регулирования реактивной мощности;

3) возможность регулирования и потребления реактивной мощности;

4) минимальные искажения питающего напряжения.

Основными элементами статических КУ являются конденсатор и дроссель – накопители электромагнитной энергии, – и вентили (тиристоры), обеспечивающие ее быстрое преобразование. Принцип работы статических источников реактивной мощности состоит в том, что выпрямленным током преобразователя индуктивность (реактор или дроссель с железом) заряжается магнитной энергией, которая инвертируется в сеть переменного тока с опережающим коэффициентом мощности.

В отечественной практике для уменьшения колебаний напряжения применяются быстродействующие синхронные компенсаторы типа СК-10000-8 мощностью 7,7 МВАр на напряжение 10 кВ, мощностью 10 МВАр на напряжение 6 кВ. Максимальная скорость изменения реактивной мощности, выдаваемой в сеть, по данным завода составляет 130 МВАр/с, возможна кратковременная работа с 2-кратной перегрузкой.

Установленная мощность синхронного компенсатора при одном и том же графике реактивной нагрузки будет меньше, чем установленная мощность статического КУ. Синхронные компенсаторы обладают всеми недостатками вращающихся машин и имеют меньшее быстродействие по сравнению со статическими компенсаторами. Кроме того, в статических КУ возможно пофазное управление, что необходимо в сетях с быстроизменяющейся несимметричной нагрузкой.

В настоящее время разработано много типов статических КУ на базе управляемых реакторов и конденсаторов в основном с применением управляемых вентилей (тиристоров). Наибольшее распространение в зарубежной и отечественной практике получили устройства прямой и косвенной компенсации. Статические КУ прямой компенсации осуществляют ступенчатое регулирование реактивной мощности с помощью включения и отключения батарей конденсаторов или фильтров высших гармоник при изменении реактивной мощности ЭП. В распределительных сетях 6-10 кВ промышленных предприятий с резкопеременной нагрузкой широко применяются тиристорные компенсаторы реактивной мощности (ТКРМ). Они предназначены для повышения качества электрической энергии при электроснабжении промышленных предприятий и обеспечивают:

- быстродействующую компенсацию реактивной мощности;

- симметрирование токов и напряжений в сети;

- стабилизацию напряжений на шинах потребителей;

- фильтрацию высших гармоник;

- ограничение перенапряжении в узле подключения ТКРМ.

ТКРМ выполнен по схеме косвенной компенсации, источником опережающей реактивной мощности в которой являются силовые фильтры высших гармоник; стабилизирующим, симметрирующим элементом –полупроводниковый стабилизатор мощности (ПСМ), встречнопараллельно включенные тиристоры которого, вместе с компенсирующим реактором, соединены в треугольник. Для снижения установленной мощности компенсирующих реакторов его индуктивное сопротивление уменьшено в 2,5 раза за счет ограничения минимального угла управления тиристорами до 30°. Внедрение ТКРМ позволяет повысить пропускную способность промышленных сетей, уменьшает потери и повышает качество электроэнергии.

Выводы:

Не всегда оказывается возможным передавать от генераторов электростанций получаемую практически без затрат реактивную мощность из-за недопустимых падений напряжения в сети или эта передача оказывается экономически нецелесообразной из-за высокой стоимости ее передачи по элементам «длинной» цепи.

Технические возможности СД как ИРМ могут быть ограничены предельно возможными максимальными значениями токов статора и ротора, при которых может наступить перегрев обмоток, и предельно возможными минимальными значениями токов возбуждения, при которых еще возможна устойчивая синхронная работа двигателя. Кроме того, СД могут быть использованы как ИРМ только во время выполнения технологической задачи и имеют достаточно высокие потери активной мощности при генерации ими реактивной мощности ((10-100 кВт/кВАр) (если приводом какой-либо установки является СД и данная установка имеет длительные перерывы в работе, обусловленные особенностью технологического процесса, автором [???] предлагается производить отключение двигателя от установки на время перерывов и эксплуатировать его на холостом ходу. В этом случае СД можно использовать как ИРМ значительно эффективнее).

Технические возможности БК как ИРМ в значительной степени определяются сложностью регулирования РМ (имеют ступенчатый характер регулирования), аварийностью эксплуатации при перенапряжениях и коротких замыканиях в сети, опасностью эксплуатации из-за наличия высших гармоник и остаточного заряда, пожароопасностью.

Итак, при наличии быстрых и резкопеременных нагрузок становится перспективным применение статических компенсаторов реактивной мощности, обеспечивающих практическую возможность безинерционного регулирования реактивной мощности. При этом улучшаются условия статической устойчивости энергосистемы в целом, что обеспечивает дополнительную экономию за счет повышения технико-экономических показателей работы электроустановок.

Кроме того, для статических компенсаторов реактивной мощности характерны: быстродействие регулирования, подавление колебаний напряжения, симметрирование нагрузок, отсутствие вращающихся частей, плавность регулирования реактивной мощности, выдаваемой в сеть и т. д.

Применение же СТК с технической точки зрения ограничивается, как правило, высокой сложностью их установки и эксплуатации с помощью систем автоматического управления и защиты.

Кроме того, при выборе ИРМ нельзя забывать об оценке устойчивости узлов нагрузки (УН). Известно [Переходные процессы в системах электроснабжения:Учебник/В.Н. Винославский, Г.Г. Пивняк, Л.И. Несен и др.; Под ред. В.Н. Винославского. – К.: Выща шк. Головное изд-во, 1989. – 422 с., ил.], что использование местных ИРМ приводит к изменению эквивалентных параметров внешней сети. При включении синхронных компенсаторов или двигателей в узел обобщенной асинхронной нагрузки (рис. 1) эквивалентные параметры внешней сети: эквивалентное напряжение и сопротивление, определяются по формулам:

Рис. 1. Схемы включения синхронного компенсатора или двигателя (а), конденсаторной батареи (б) и эквивалентная (в).

 

.

Очевидно, что при  условия устойчивости узла нагрузки благодаря повышению значений критических параметров  улучшаются, так как , :

    

При включении конденсаторной батареи эквивалентные параметры внешней сети определяются выражениями

;

т. е. происходит увеличение напряжения у электроприемников узла нагрузки          () и сопротивления связи узла с шинами бесконечной мощности (), что приводит к снижению критического скольжения и повышению критического напряжения:

 

 

 

 

 

Согласно ГОСТ 13109–2003

 

Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:
Файфер Л. А. Особенности расчётов реактивной мощности в несинусоидальных режимах // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 203-207. — URL https://moluch.ru/archive/132/37063/ (дата обращения: 24.09.2018).

 

· Дрейпер Н., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. Множественная регрессия = Applied Regression Analysis. — 3-е изд. — М.: «Диалектика», 2007. — С. 912. — ISBN 0-4 71-17082-8.

· Фёрстер Э., Рёнц Б. Методы корреляционного и регрессионного анализа = Methoden der Korrelation - und Regressiolynsanalyse. — М.: Финансы и статистика, 1981. — 302 с.

· Захаров С. И., Холмская А. Г. Повышение эффективности обработки сигналов вибрации и шума при испытаниях механизмов // Вестник машиностроения: журнал. — М.: Машиностроение, 2001. — № 10. — С. 31—32. — ISSN 0042-4633.

· Радченко С. Г. Устойчивые методы оценивания статистических моделей: Монография. — К.: ПП «Санспарель», 2005. — С. 504. — ISBN 966-96574-0-7, УДК: 519.237.5:515.126.2, ББК 22.172+22.152.

· Радченко С. Г. Методология регрессионного анализа: Монография. — К.: «Корнийчук», 2011. — С. 376. — ISBN 978-966-7599-72-0.

 

 


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: