Итоги Реформации в Европе

Реформация представляла собой величайший переворот в ду­ховной сфере, которая в ту эпоху почти полностью определялась религией, стала подлинной революцией в сфере сознания, привела к полному перевороту в мыслях, убеждениях и религиозной практи­ке миллионов людей.

Главное следствие Реформации — возвраще­ние к авторитету Священного Писания, прямое обращение веру­ющих к Божественному откровению без посредников в виде много­численной церковной иерархии. Одним из важнейших следствий Реформации стало массовое развитие грамотности и создание це­лой системы начального образования в протестантских странах. Осуществлённый Лютером перевод Библии на немецкий язык сыг­рал огромную роль в истории германской культуры, положив нача­ло формированию современного литературного немецкого языка. В свою очередь, развитие единого национального языка способст­вовало культурному сближению разобщённых германских земель. Библия Лютера легла в основу немецкого образования. Во многом сходную роль сыграли переводы Священного Писания на другие на­циональные языки. Повсюду Реформация способствовала подъёму национального сознания.

Вместе с тем Реформация имела огромные социально-экономи­ческие и политические последствия. В результате её произошло ко­лоссальное, невиданное раньше перераспределение собственно­сти, прежде всего земельной; возникли целые категории новых соб­ственников. В эпоху Реформации в европейских странах создава­лись и укреплялись национальные церкви, благодаря чему происхо­дило усиление светской власти и централизованных государств со­временного типа. Важнейшим следствием Реформации стал раскол Европы по религиозному принципу, что предопределило многие трагические события в её последующей истории. Религиозные вой­ны, вызванные Реформацией, происходили во многих странах Ев­ропы, а религиозные противоречия между ними вели к общеевро­пейской войне.

Тридцатилетняя война

Особой остротой отличалось противостояние меж­ду католическими и протестантскими государствами в Германии, где малейшие перемены могли привести к нарушению хрупкого равно­весия, установившегося в процессе Реформации. Такая взрывоопасность положения была связана с тем, что католики и протестанты Германии имели мощных союзников за пределами империи.  Малей­шая искра, возникшая в такой наэлектризованной атмосфере могла взорвать Европу.

Такой искрой, от которой разгорелся общеевропейский пожар, стало на­циональное восстание, начавшееся в 1618 г. в столице королевства Богемия (Чехия). По вероисповеданию чехи со времён Яна Гуса отличались от других ка­толических народов, проживавших во владениях Габсбургов (Австрия, Венгрия, Чехия, Хорватия, Неаполитанское королевство, Испания и Португалия (до 1640 г.).), и издавна пользовались традиционными вольностями. Религиозные притеснения и по­пытка императора лишить королевство его привилегий привели к восстанию. В 1620 г. чехи потерпели сокрушительное поражение. Процветавшее прежде сла­вянское королевство превратилось в бесправную австрийскую провинцию, в которой целенаправленно уничтожались всякие признаки национального своеобразия.

К этому времени в военные действия втянулись другие герман­ские государства и иностранные державы, принимавшие на службу отряды наёмников. Такие армии не требовали средств из государственной казны. Они кормили себя за счёт так называемых «контрибуций», часто сопровождав­шихся обыкновенным грабежом и диким насилием над населени­ем захваченных территорий. В 1631 г. католическая армия захвати­ла г. Магдебург, который подвергся неслыханному разгрому. От рук наёмников погибло более 20 тыс. человек. Резня в Магдебурге по­трясла всю Европу, но это был далеко не единичный случай. Наём­ные армии превратились в подлинное бедствие для Германии.

Понимая серьёзность положения, иностранные монархи проте­стантского вероисповедания поспешили на помощь своим немецким единоверцам.

Они руководствовались не только стремлением предот­вратить реставрацию католицизма, но и сознанием опасности, кото­рую для их стран представляли планы Габсбургов на расширение своего влияния в Европе.

Против Габсбургов выступила Дания (1625 г.) и Швеция (1630 г.), которую тайно поддерживали  Франция и Россия. Франция рассчитывала с её помощью подорвать могущество Габсбургов, а Россия хотела за­ручиться поддержкой Швеции в борьбе против Польши за возвраще­ние Смоленска, утраченного во время Смуты.

В 1635 г. Франция решила открыто вмешаться в войну. Со вступлением Франции война приобрела значение конфликта не столько религиозного между протестантами и католиками, сколько светского между габсбургской и антигабсбургской коалициями. Французская армия нанесла испанским и имперским войскам ряд чувствительных поражений. Однако кончина кардинала Ришелье, а затем и Людовика XIII ввергли страну во внут­реннюю смуту, известную под названием Фронда. Это побудило фран­цузское правительство ускорить окончание войны. В скорейшем заключении мира были заинтересованы и германские князья, т.к. территория Священной Римской империи подверглась за годы войны чудовищному опустошению: население сократилось более чем на 30%. Население страдало от мародёрства и разбоя, которыми занима­лись армии обеих коалиций, грабившие всех подряд, без разбора, — как католиков, так и протестантов.

Вестфальский мир 1648 г.

Мирные договоры зафиксировали территориальные изменения в Европе, которые были выгодны в основном участникам антигабсбургской коалиции. Вестфальский мир подтвердил средневековый принцип «исконной немецкой свободы», в соответствии с которым закреплялась широкая самостоятельность кня­зей в области внутренней и  внешней полити­ки, запретив лишь заключать враждебные империи союзы и вести против неё войны. Тем самым был сделан шаг к полной независи­мости отдельных государств, входивших в состав Священной Римс­кой империи.

Вестфальс­кий мир узаконил конфискацию церковных земель, осуществлённую до 1624 г., а также отменил ранее действовавший принцип «чья власть, того и вера». Взамен него был провозглашён принцип веро­терпимости, в соответствии с которым протестанты и католики мог­ли свободно отправлять культ в любой части империи.

Вестфальский мир фактически упразднил старую феодальную иерархию монархов в соответствие, с которой император возвышался над остальными монархами. С этого времени мирные, добрососедские отношения между государ­ствами стали строиться на основе принципа государственного сувере­нитета, или взаимного уважения и невмешательства во внутренние дела друг друга.

       Баланс сил. В итоге Тридцатилетней войны было подорвано могущество дома Габсбургов, отдельные ветви которого правили в Священной Римской империи и Испании. Возросли сила и автори­тет таких государств, как Франция и Швеция, возросло влияние в международных делах Англии и России. Сама Священная Римская империя стала ещё более неустойчивым государственным образованием («лоскутное одеяло»), чем рань­ше. Отдельные государства, входившие в её состав, приобрели боль­шую самостоятельность.

В Европе сложилась новая расстановка сил: ни одно из крупней­ших государств не было достаточно могущественным, чтобы навязать другим странам свою волю, подчинить их своей власти. В XVII-XVIII вв. баланс сил в Европе обеспечивали главным образом Франция, Англия (Великобритания), Бранденбургско-Прусское государство, монархия Габсбургов, Швеция и Россия.

      В к. XVII- н. XVIII в. главным источником нестабильности в Европе была Франция, которая в пра­вление Людовика XIV не только усилила колониальную экспансию, но и развязала несколько войн с целью захвата чужих территорий, в том числе и на левом берегу Рейна.

Самой кровопролитной и продолжительной из них была война за испанское наследство (1701-1714гг.). Предлогом для неё послужило то, что испанский король, скончавшийся в 1700 г., завещал корону французскому принцу Филиппу Анжуйскому — внуку Людови­ка XIV. Объединение Франции и Испании создавало угрозу стабильности в Европе, т.к. такому союзу не было бы равных в мире.

Против такого союза возникла мощная коалиция, в которую вошли почти все круп­ные государства Европы (кроме Швеции и России, в то время воевали между собой в  Северной войной 1700-1721 гг.). В результате длительной войны, до предела истощившей Фран­цию, Людовик XIV был вынужден пойти на уступки своим против­никам.  По мирным договорам, заключённым в 1713-1714гг., Франция и Испа­ния обязались никогда не объединяться под властью одного монар­ха.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: