План урока литературного чтения в 1 В классе
Тема:: «О братьях наших меньших»
Дата проведения: 21.05.2020г
| Этап урока | Учебный контент (стр.учебника, № задания, ссылки и т.д.) | Планируемый результат | Вопросы, комментарии |
| Актуализация знаний | 1. Кроссворд «Животные».
– Рассмотрите иллюстрацию:
– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.
Ответ: 1. Жук. 2. Лиса. 3. Сова. 4. Лось. 5. Крот. 6. Гусеница. 7. Мышь. 8. Ёж.
Ключевое слово: животные.
– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображённых в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?
| Дети настроены на урок | |
| Освоение нового | Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника (часть 2). – Прочтите быстро, целыми словами стихотворение В. Берестова. – О ком это стихотворение? – Что делают цыплята? – Прочтите, какую песенку они поют. – Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания. – О ком это стихотворение? – Почему мышке страшно жить в норке? – Прочтите четверостишие о жуке. – Где был домик у жука? – Что случилось с его домиком? – С какой интонацией надо прочитать это стихотворение? – Прочтите стихотворение о мышонке выразительно. – О чём просит мышонка мышь? – Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!». – Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице. – Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух? – Что вы знаете о кукушке? | Уметь знакомиться с новым произведением, его автором, названием, иллюстрациями. | |
| Формирование практических навыков | Викторина «Узнай произведение о животных». Учащиеся читают отрывки из произведений, и угадывают название произведения и его автора. Раньше были мы икрою, ква-ква! А теперь мы все герои, ать-два!.. (В. Берестов «Лягушата».) …Имя я щенку придумал, Я его видал во сне… (И. Токмакова «Купите собаку».) …Все ушли И одного В доме Заперли его… (С. Михалков «Трезор».) «…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…» (Д. Хармс «Храбрый ёж».) Ты после грубого пинка Попробуй подзови щенка! (С. Михалков «Важный совет».) «– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..» (Н. Сладков «Лисица и Ёж».) «…– А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…» (В. Осеева «Собака яростно лаяла».) 3. Работа в парах. – Выберите произведения, которые вам больше всего понравились. – Прочтите их выразительно целыми словами друг другу. Вот иголки и булавки Выползают из-под лавки, На меня они глядят, Молока они хотят. (Ёж.) Кто на ёлке, на суку Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»? (Кукушка.) Чёрен, да не ворон, Рогат, да не бык, Шесть ног – без копыт, Летит – воет, Сядет – землю роет. (Жук.) Гладишь – ластится, Дразнишь – кусается. (Собака.) Под полом таится, Кошки боится. (Мышь.) Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается, А с водой не знается. (Кошка.) Лежит верёвка, Шипит плутовка. Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея.) Явился в жёлтой шубке: – Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок.) | ||
| Контроль | Выразительное чтение любого стихотворения | Голосовое сообщение |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ
Справочный материал для учителя.
Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.
А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.
Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.
Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.
Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!
Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.
Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.
Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.
Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!
Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.
– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.
Ответ: 1. Жук. 2. Лиса. 3. Сова. 4. Лось. 5. Крот. 6. Гусеница. 7. Мышь. 8. Ёж.
Ключевое слово: животные.
– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображённых в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?






