План урока литературного чтения в 1 В классе
Тема: В. Берестов «Лягушата». Тексты художественный и научно-популярный: их особенности и различия.
Дата проведения: 18.05.2020г
Этап урока | Учебный контент (стр.учебника, № задания, ссылки и т.д.) | Планируемый результат | Вопросы, комментарии |
Актуализация знаний | - Перед началом работы проведем разминку речевого аппарата. 1) Дыхательная гимнастика. «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. «Шумит весенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук. 2) Артикуляционная разминка «Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза. Упражнение для дикции. Муха - горюха села на ухо. - Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее. – Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете. Отработка навыка чтения. – Прочтите, сообразите, доскажите. Собака лает, а кошка … Сорока стрекочет, а ворона … Мышь пищит, а лягушка … | Дети настроены на урок | |
Мотивация (проблемные вопросы, задания) | - Скажите, какое у вас отношение к лягушкам. (ответы детей) - Посмотрим, изменится ли оно к концу урока. Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение. Мы познакомимся… (Мы познакомимся с произведением В. Д. Берестова «Лягушата») - А еще мы познакомимся с научно-познавательным текстом о лягушках. Все это и будет целью нашего урока. 1. Мы научимся: · объяснять незнакомые слова, пользоваться словарями 1. Мы будем учиться: · находить в тексте слова, которые характеризуют героев; · сравнивать художественный и научно-познавательный тексты. - Сегодня на уроке мы ответим на вопрос: зачем поэт написал это произведение и для чего нужны научно-познавательные тексты? - Это и будет планом нашего урока. | Предполагать, размышлять на поставленный вопрос | |
Освоение нового | - Откройте учебник на стр. 68, прочитайте название и само стихотворение. - Понравилось произведение? - Какое настроение вызывает это стихотворение? 1. Чтение и работа по тексту. - Какие слова в стихотворении вам непонятны? (головастиками) - Если значение каких-то слов непонятно, что надо сделать? (обратиться к словарю, спросить у взрослых, использовать интернет) - Объясните, кто такие головастики? из толкового словаря: «Головастики - личинка бесхвостых земноводных. Появляются из икринок. Живут в воде». - Скажите, сразу ли у лягушки появляются головастики? - Можно ли из стихотворения узнать о превращениях лягушки? Докажите. (были икрою, головастиками были, а теперь лягушата) - От чьего имени написано это стихотворение? Докажите. - Какие слова подходят к характеру лягушат? серьезные озорные злые дружные веселые. - Про кого еще можно так сказать, кого вам напоминает поведение лягушат? - Найдите в тексте слово или строчку, которая подтверждает ваш ответ. - В каких строках заключена главная мысль стихотворения? («Жить на свете – красота!») - Какие слова помогают нам «услышать», как квакают лягушата? - Какие слова помогают нам «увидеть», как скачут лягушата? - Подумайте, какая музыка подойдет к этому стихотворению – марш или вальс? Докажите. - С каким чувством надо читать это стихотворение? (живо, задорно, быстро) - Прочтите выразительно стихотворение, соблюдая знаки препинания. 3. Работа с иллюстрацией к произведению. - Поэт Валентин Берестов словами «нарисовал» нам веселых лягушат, а художник – красками. Рассмотрите иллюстрацию и скажите, читал художник это стихотворение или нет? Докажите. (Да, читал. Лягушки весёлые, озорные, шалуны, устроили соревнования по заплыву. Маленький лягушонок ещё с хвостиком.) -А в жизни такую картину можно увидеть? (нет) Почему так нарисовал художник? (художник так сравнил лягушат с детьми) - Как вы думаете, зачем поэт написал нам это произведение? (чтобы было больше приятного чувства к лягушкам) - Понравилось вам стихотворение? Хотите еще почитать такие стихи? - Как вы думаете, где их можно найти? (нужно взять книги, которые написал поэт В. Берестов в библиотеке). VII. Работа над научно-популярной статьей «Лягушки». 1. Знакомство с текстом. - Ребята, что вы еще знаете о лягушках? Лягушки - хищники. Они ловят насекомых, поедают червей и моллюсков. А головастики питаются подводными растениями. Кожа у лягушек тонкая и влажная, она нуждается в смачивании водой. Поэтому лягушки не отходят далеко от воды. Если лягушку держать в сухом месте, она может погибнуть. «Пьет» лягушка кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает её сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья. - О лягушках много интересного можно узнать из специальных книг. Как они называются? (энциклопедии) - На стр. 69 мы с вами познакомимся с научно – познавательным текстом. Предположите, о ком пойдет речь в этом тексте? - По каким признакам вы определили? (по картинкам) - Сравните с предыдущей иллюстрацией. Чем они похожи, чем они отличаются? (На рисунке к стихотворению лягушата изображены сказочные, ненастоящие, а на другом рисунке – как в жизни). - Значит, о каких лягушках будет идти речь в нашем тексте? (о настоящих, а не сказочных) - Основная цель научно-познавательного текста - представить научные факты, но так, чтобы они были доступны читателю. - Перед чтением такого текста, поработаем над чтением отдельных слов. Для чего нам это нужно? - Прочитайте слова по слогам, затем целыми словами: Пре-тер-пе-ва-ет претерпевает Вы-луп-ля-ют-ся вылупляются По-яв-ля-ют-ся появляются Ис-че-за-ет исчезает -Давайте прочитаем рассказ о лягушках на стр. 69 Анализ прочитанного текста. - Какая информация одинаковая в стихотворении и в научно-познавательном тексте? - Что нового вы узнали о лягушках? - Каких лягушек можно встретить? Найдите в тексте и прочитайте их названия. - Где встречается зеленая водяная лягушка? - Где можно встретить коричневую лягушку? - Известно ли где обитает маленькая озерная лягушка и зеленая древесница? | Уметь осознанно и выразительно читать произведения.Сравнивать художественный и научно -популярные тексты. | |
Формирование практических навыков | VIII. Сопоставлению научно-познавательного и стихотворного текстов. - Сравните стихотворение «Лягушата» с познавательным текстом о лягушках. - Какая информация в них одинаковая? превращение лягушки: икра – головастик – лягушонок превращение лягушки: икра – головастик – лягушонок - Как автор передает превращение лягушки в стихотворении? (в шутливой форме). - А в научно-познавательном тексте, какая информация? (Во втором тексте серьезная, сложная подача информации). - Оцените поведение авторов в текстах. Ученики выбирают варианты ответов Автор веселится, озорничает вместе с героями. Автор информирует о разных видах лягушек. -На ваш взгляд, какой текст легче пересказать? Почему? (стихотворение, слова проще) -Для чего нужно читать научно-познавательные тексты? - У вас изменилось отношение к лягушкам? IX. Подведение итогов урока. - С какими произведениями мы познакомились на уроке? - Выполнили ли мы поставленные в начале урока цель и задачи? -Для чего нужны полученные знания, когда они вам пригодятся? | . | |
Контроль | Выразительное чтение стихотворения на стр.68 | Аудиоотчёт |
|
|
|
|
|
|
Информация об авторе:
Валентин Дмитриевич Берестов родился 1 апреля 1928 года в маленьком городке Мещовске, Калужской области, в семье учителя. Читать маленький Валентин научился в 4 года. И первые свои стихи писал уже в школе. Это были дразнилки на одноклассников. За это мальчишки били его, но Валентин не перестал писать, он просто новые стихи записывал в тетрадь и хранил в тайнике. В 14 лет поэт показал свою заветную тетрадочку Корнею Ивановичу Чуковскому, стихи ему понравились.
- Став взрослым, Берестов окончил университет и пытался писать для взрослых. Но дочь Марина вдохновила его писать стихи и сказки для детей. Так Валентин Берестов стал детским писателем. Он пишет про детей и для детей.
|
|