Отсканировать или сфотографировать выполненное задание и отправить преподавателю по электронной почте или ВКонтакте

М-19 Русский язык от 27.04.20. Сдать 30.04.20.

Тема урока: Виды и типы словосочетаний.

Цель:

повторить строение словосочетания.

Задачи:

вспомнить типы связи слов в словосочетании;

потренироваться в обнаружении грамматических ошибок в построении словосочетания;

На уроке

мы узнаем:

основные синтаксические нормы при построении словосочетания;

мы научимся:

правильно определять тип связи слов в словосочетаниях;

соблюдать нормы построения словосочетаний;

мы сможем:

повторить сведения о словосочетании и его строении, о типах словосочетания;

научиться классифицировать основные виды синтаксической связи и синтаксические средства в словосочетании;

находить и исправлять ошибки в области управления и согласования.

Ход урока.

В словосочетаниях все слова связаны друг с другом по форме (грамматически) и по смыслу. Для того, чтобы смысл высказывания был понятен, надо соблюдать правила построения словосочетания.

Словосочетание — это единица синтаксиса, состоящая из двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом подчинительной связью и по смыслу: тёплый ветер, отправить письмо, ослепительно красивый.

Не являются словосочетанием:

• сочетание подлежащего и сказуемого: идёт дождь;

• однородные члены предложения: осенью и зимой;

• сложная форма будущего времени глагола: буду стараться;

• форма повелительного наклонения глагола: пусть говорят, давайте помол­чим;

• составная форма сравнительной и превосходной степени имени прилага­тельного и наречия: самый красивый, более ответственно;

• сочетание одного и того же имени существительного в разных падежных формах без предлога и с предлогом: день за днём, с глазу на глаз.

Типы словосочетаний по характеру выражения главного слова

именные глагольные наречные
главное слово — имя суще­ствительное, имя прилага­тельное, имя числительное и местоимение (стук дождя, совершенно бессмысленный, пять минут, каждый из нас) главное слово — гла­гол и глагольные фор­мы — причастие и дее­причастие (строить дом, отправленный мною, возвращаясь до­мой) главное слово — наре­чие (далеко от дома,совсем неинтересно)

Типы словосочетаний по степени спаянности компонентов

свободные словосочетания несвободные словосочетания
В свободном словосочетании сло­ва легко сочетаются друг с другом в потоке речи, каждое слово свобод­ного словосочетания является само­стоятельным членом предложения: Отправили (что?) телеграмму (ко­му?)сыну. Несвободные словосочетания характери­зуются неделимостью в составе конкретно­го предложения, выполняют роль одного члена предложения; значение словосочета­ния приравнивается к значению слова: Он по-прежнему все общественные вопросы принимал близко к сердцу (= переживал) (В. Шукшин).

Виды подчинительной связи слов в словосочетании

согласование вид связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах рода, числа и падежа, что и главное; связь выражается посредством окончания красивые (какие?) цветы на трёх (каких?) страницах по лесной (какой?) тропинке
управление вид связи, при котором главное сло­во требует употребления зависимого слова в определённом падеже с пред­логом или без него; при управлении зависимое слово не меняет своей формы с изменением главного слова   дорога (к чему?) к дому рисовать (что?) портрет нужный (кому?) мне, три (чего?) дня мокрый (от чего?) от росы
примыкание вид связи, при котором неизменяе­мое зависимое слово связывается с главным только по смыслу   кофе (какой?) по-турецки идти (как?) не торопясь дорога (какая?) покороче совершенно (в какой степени?) бессмысленный

Основные признаки словосочетания

Словосочетание – такое сочетание слов, которое дает более точное определение, чем слово. В словосочетании всегда есть главное слово – то, от которого задаётся вопрос, и зависимое – то, к которому задаётся вопрос

От первого слова ко второму протягивается вопрос:

Солнце КАКОЕ? яркое

Бежать ПО ЧЕМУ? по тропинке

Петь КАК? громко

По типу связи между главным и зависимым словом все словосочетания делятся на три группы: словосочетания с типом связи СОГЛАСОВАНИЕ, словосочетания с типом связи УПРАВЛЕНИЕ, словосочетания с типом связи ПРИМЫКАНИЕ.

Домашнее задание.

Упражнение 1. Из приведённого ниже предложения выпишите все воз­можные словосочетания. Обозначьте главное слово.

 

Засыпанные снегом тесёмки лесов и рощиц плавно плывут на горизонте (М. Шолохов).

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Упражнение 2. Определите тип словосочетаний по характеру выражения главного слова (вписываем словами).

именные глагольные наречные
     
     

Встретившись в саду, отправиться в поход, каждый из нас, абсолютно неинтересный, владевший миром, юбка клёш, пришёл посмотреть, крайне опасно, несколько часов, простреленный пулей, говорить вполголоса, желание увидеть, очень рано, припрятанные снежком, шедший за колонной, из чернеющего ущелья, три яблока, в первом ряду, нуждающийся в помощи, восхождение на вершину, подобен морю, быстрее ветра, сгоревший дотла, уходящий в лес, на песчаном берегу. вид занятий. неясно видны. возможность переночевать.

Упражнение 3. Распределите приведённые ниже словосочетания по столбцам (вписываем словами).

.

Согласование Управление Примыкание
     

 

заведующий музеем, поможет разобраться, покрыта снегом, бесшумно скользить, для счастья людей, рассказы о животных, облагородить комнату, петь звонко, в трёх верстах, идти без пальто, чувство любви, возвращаясь домой, его работа, сообщение учёного, способность мечтать, ловить на удочку, невыразимый словами, в ночное время, последние распоряжения, на крутых поворотах, передают по радио, приказать лететь, говорить образно, по заснеженной трассе, по детским голосам, уменье жить, плавно качаться, через много лет, в ясном небе, в двух километрах, пойти за ягодами. недалеко от нас

 

Отсканировать или сфотографировать выполненное задание и отправить преподавателю по электронной почте или ВКонтакте.

В теме письма обязательно указать Ф.И., номер группы и дисциплину. Например: Петров А., гр. М-19, Литература.

2. Ваше задание будет оценено в соответствии со следующими критериями:

Оценка «5» - задание выполнено в полном объеме; представлен полный, развёрнутый ответ, продемонстрировано знание темы.

Оценка «4» - выполненное задание в основном соответствует требованиям, но при наличии в работе некоторой неполноты информации или мелких ошибок.

Оценка «3» - выполненная работа наполовину соответствует требованиям. В ответе имеются недостатки и ошибки.

Оценка «2» - работа с существенными недостатками и ошибками, или задание полностью или в большей степени не соответствует требованиям.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: