Вопрос: Множественность преступлений, ее формы

 При изучении данного вопроса необходимо уделить особое внимание конкретным формам множественности, с которыми закон связывает определенные правовые последствия. Например, рецидив является отличающим обстоятельством и никогда не влияет на квалификацию преступлений, но учитывается при определении виды исправительного учреждения. Совокупность преступлений не является отягчающим обстоятельством, но всегда влияет на квалификацию и является основанием назначения наказания по совокупности преступлений.

 При изучении данного вопроса необходимо использовать нормативно-правовые акты, УК РФ, УПК РФ, учебник Уголовного права, дополнительную литературу: Красиков Ю.А. Множественность преступлений М., 1988 г.

               13 вопрос: Понятие, цели и виды наказания.

 Понятие наказания дается в ст. 43 УК РФ 1996 года. При изучении данного вопроса необходимо обратить внимание на то, что Уголовное наказание является реакцией государства на совершение лицом преступления, представляет собой предусмотренные Уголовным кодексом лишение или ограничение прав и свобод осужденного. Необходимо изучить признаки показания, чем оно отличается от других мер государственного принуждения.

 Целями наказания в соответствии с ч. 2 ст. 43 УК РФ является восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений, это необходимо знать. Статья 44 УК РФ содержит виды наказаний, которые суды могут определить лицам, признанным виновными в совершении преступлений. Следует обратить внимание, что все предусмотренные в ст. 44 УК РФ наказания делятся на основные, дополнительные и те, которые могут выполнить функции и основного, и дополнительного наказания. Руководствуясь ст. 45 УК РФ необходимо изучить, в каких случаях они могут применяться.

 При изучении данного вопроса необходимо использовать нормативно-правовые акты, УК РФ, УПК РФ, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.1999 г.п. 40 «О практике назначения судами уголовного наказания».

 Также необходимо использовать дополнительную литературу: Дзигарь А.Л. «Уголовные наказания: эволюция и перспектива. Краснодар, 2001 г.

  14 вопрос: Судимость, ее правовые последствия. Погашение

                                         и снятие судимости.

 При изучении данного вопроса необходимо уделить внимание понятию и уголовно-правовому значению судимости.

 Состояние судимости влечет за собой уголовно-правовые последствия, предусмотренные ст. 86 УК РФ. Необходимо обратить внимание, что уголовно-правовые последствия судимости проявляются только при совершении нового (повторного) преступления.

 При изучении данного вопроса необходимо уяснить, в каких случаях происходит погашение и снятие судимости, руководствоваться ч. 2 ст. 86 УК РФ, обратить внимание на ч. 5, ч. 6 ст. 86 УК РФ.

 По своим правовым последствиям снятие судимости аналогично ее погашению и также аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Следует обратить внимание и уяснить, что снятие судимости производится по специальному решению суда, а также актами амнистии, либо помилования.

 При изучении данного вопроса необходимо использовать нормативно-правовые акты, УК РФ, УПК РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. №11-п.,

 Также необходимо использовать дополнительную литературу: Морогулова И.Л. «Амнистия и помилование в российском законодательстве, М., 1998 г.

 

            3 этап – решение задач по уголовному праву

                  и методические рекомендации к ним:

При решении задач по уголовному праву необходимо исходить из того, что обстоятельства, изложенные в задачах, оспаривать не нужно, а считать их установленными; потом необходимо внимательно прочитать вопрос и определить, что именно нужно выявить – наличие состава преступления и какого конкретно, или наоборот его отсутствие. Если в условии задачи усматривается состав преступления, то вначале нужно указать, какой статьей (ее частью, пунктом) УК РФ он предусмотрен. После этого дать обоснование сделанного вывода. Рекомендуется следующая схема решения задач:

- определить место данного состава преступления в структуре Особенной части УК РФ, т.е. в каком разделе и в какой главе УК он предусмотрен;

- дать определение данного преступления в соответствии с УК РФ;

- дать юридический анализ состава преступления, для этого нужно:

во-первых, определить родовой, видовой и непосредственный объекты преступления, а также предмет преступления;

во-вторых, определить объективную сторону состава преступления, т.е. внешнюю сторону преступления, - само деяние, которое может выражаться путем действия или бездействия;

В-третьих, дать характеристику субъективной стороны, т.е. внутреннюю сторону преступления, обязательными элементами которой являются вина, мотив и цель преступления. Определить форму вины (умысел или неосторожность) и вид (прямой или косвенный умысел; легкомыслие и небрежность). Раскрыть содержание интеллектуального и волевого моментов вины в данном преступлении.

В-четвертых, определить субъект преступления и его вид – общий или специальный. Указать общие признаки субъекта – возраст, вменяемость. Если субъект специальный, то раскрыть его содержание.

- указать вид данного состава по степени общественной опасности (основной состав, состав со смягчающими обстоятельствами, с отягчающими обстоятельствами или с особо отягчающими обстоятельствами)

- отграничить анализируемый состав преступления от смежных составов.

Определение места данного преступления в структуре Особенной части УК предполагает умение отыскивать норму, которая его предусматривает. Одновременно место данного состава относительно родового и видового объектов преступления определяется разделами и главами Особенной части УК, т.к. раздел указывает на родовой объект,а глава на видовой.

Особое внимание при решении задач следует уделить юридическому анализу состава преступления. Дать определение понятия данного преступления – значит указать, какое общественно-опасное деяние является преступлением, и какие последствия оно влечет за собой. Если преступление совершено несколькими лицами, то содеянное следует квалифицировать каждым из них отдельно.

При множественности деяний необходимо определить ее форму.

Если преступление не окончено, нужно определить стадию его совершения и учесть при квалификации состава преступления.

Задача №1.

Зимин около 22 часов возвращался домой от знакомой девушки, которая проживала в соседнем посёлке. Трое молодых людей, жителей поселка, договорились его избить, чтобы он больше не ходил в их поселок. Они догнали Зимина и стали его избивать. Потерпевший пытался убежать, но его догнали, сбили с ног и стали снова наносить удары. При приближении сотрудников милиции виновные прекратили избиение и скрылись с места преступления, а Зимин, будучи доставленным в больницу, на третий день от полученных травм скончался.

Дайте квалификацию этого деяния.

 

Задача №2.

Супруги Камневы состояли в зарегистрированном браке и имели двух малолетних детей. Камнев злоупотреблял спиртными напитками. На этой почве между супругами возникали скандалы. Камнев неоднократно избивал жену и оскорблял её в присутствии детей. Однажды вечером, возвратившись домой в нетрезвом состоянии, Камнев учинил очередной скандал. Не выдержав издевательств мужа, Камнева схватила кухонный нож и нанесла им удар в область грудной клетки Камнева. От полученного ранения Камнев скончался на месте.

Квалифицируйте содеянное.

 

Задача №3.

Летним вечером, Воробьев решил проверить исправность своего охотничьего ружья. Выйдя из дома, он произвёл два выстрела в сторону фруктового сада, принадлежащего садоводческому товариществу. В результате выстрела был смертельно ранен находившийся в это время в саду несовершеннолетний Митрофанов.

Квалифицируйте действия Воробьёва.

 

Задача №4.

Лаврова работала секретарем в государственном учреждении. Получая письма, адресованные сотрудникам, она неоднократно вскрывала и читала письма на имя начальника отдела Кулиева, а затем передавала их содержание в искаженном виде другим сотрудникам, что привело к распространению по учреждению слухов и клеветнических измышлений об этом человеке. Через некоторое время Кулиев узнал, что источником этих измышлений и слухов является Лаврова, и обратился в милицию с заявлением о привлечении Лавровой к уголовной ответственности.

Как надлежит квалифицировать действия Лавровой?

 

Задача №5.

14-летний Рудаков и 13-летний Зобин, узнав о том, что магазин ночью не охраняется, в 23 час. 30 мин. Проникли в него через отрытую форточку и похитили продукты и товары на общую сумму 9536 руб.

Дайте квалификацию этого деяния.

Задача №6.

Находившаяся в зале ожидания железнодорожного вокзала Рудницкая, ранее судимая за кражу, попросила пассажирку Корнилову присмотреть за её сумкой, пока она сходит в буфет. Когда Рудницкая возвратилась, доверившаяся ей Корнилова тоже решила пойти  в буфет и попросила Рудницкую оказать ей ответную любезность и присмотреть за её чемоданом. Возвратившись, Корнилова не обнаружила ни Рудницкой, ни собственного чемодана. Стоимость похищенного чемодана и находившихся в нем вещей Корнилова оценила в 4750 руб., и потому причиненный ей ущерб определила как значительный.

Как квалифицировать действия Рудницкой?

 

Задача №7.

Фараджиев, Карпенко и Мадоян, узнав о том, что Иваницкий располагает значительной суммой денег в иностранной валюте, вечером подстерегли его около дома, направили в лицо струю слезоточивого газа из газового баллончика, втолкнули в машину и привезли в квартиру, где временно проживал Карпенко. В течение семи дней указанные лица угрожали Иваницкому убийством, требуя от него передачи 25 тыс. долларов, а затем снизили сумму до 15 тыс. долларов. На восьмой день пребывания в квартире Карпенко, Иваницкий заявил, что все деньги хранятся у жены и им следует позвонить ей. После этого Фараджиев и Мадоян приехали к жене Иваницкого и потребовали заплатить за освобождение мужа. На следующий день все преступники были задержаны при передаче денег.

Квалифицируйте деяния Фараджиева, Мадояна и Карпенко.

 

 

 

                            

Семейное право

            3 этап – решение задач по семейному праву

                  и методические рекомендации к ним:

В соответствии с планом изучения курса «Семейное право» студенты очного отделения на основе изученного теоретического материала должны решать задачи. Решение задач должно развить навыки работы с нормативно-правовой базой. Решение задачи требует от студента умения юридического анализа конкретных ситуаций и правильного применения к ним нормативно-правовых актов.

Решение задачи должно быть изложено четко, недвусмысленно, грамотным юридическим языком с обязательным указанием соответствующей статьи, главы, раздела конкретного нормативно-правового акта. По объему решение задачи должно составлять не менее ½ страницы обычной тетради. Из многообразия возможных решений студент должен сделать осмысленный выбор, обосновать его, ссылаясь на конкретную норму. Необходимо четко отвечать на поставленные в задаче вопросы.

Задача 1.

     При расторжении брака между супругами Сидоровыми возник спор по поводу раздела имущества. Во время совместной жизни, длившейся более 10 лет, супруги приобрели рояль для жены, получившей музыкальное образование. Муж – научный работник обзавелся большой библиотекой по профилю его работы. На премию, полученную за хорошую работу в научно-исследовательском институте, муж приобрел телевизор. Также на имя мужа зарегистрирован жилой дом, полученный им в порядке дарения во время их супружеской жизни. При рождении ребенка был внесен вклад в банк, который пополнялся супругами совместно. При разделе имущества супруга просила учесть, что их 15-летний сын будет жить вместе с ней. Как разделить имущество?

Методические рекомендации:

 При выполнении задачи №1 следует определить правоотношение, затрагиваемое по данному условию, затем определить конкретные нормы семейного кодекса РФ и только потом приступить к непосредственному решению спора. В данном случае необходимо знать, как имущество будет подлежать разделу в зависимости от его вида, и как на раздел имущества будет влиять то обстоятельство, что несовершеннолетний ребенок останется проживать с матерью. При решении задачи обязательно ссылаться на конкретную норму.

 

Задача 2.

     Молотова просила разрешить усыновление своего 8-летнего сына Коли её новым мужем без согласия отца мальчика Ткачука. Свою просьбу она мотивировала тем, что Ткачук, который женился во второй раз, злоупотребляет спиртными напитками, в связи с чем был ограничен в дееспособности. Кроме того участия в воспитании и содержании сына он не принимает.

Будет ли удовлетворена просьба Молотовой?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: