Истоки и смысл современного мифотворчества

Современный мир с его новыми и вечными проблемами вновь сделал актуальным активное противостояние науки и мистицизма, рационализма и иррациональности. Казалось бы, навсегда побежденный в прошлом, иррационализм вновь возрождается в свехрациональном, технократичном и прагматичном 21 веке, находя свое выражение в различных формах современного мифотворчества. Это позволяет сделать вывод о том, что миф совечен человечеству и сопричастен ему, он есть универсальный спутник человеческой истории. И при всем разнообразии исторического содержания, при всем богатстве и уникальности индивидуального и общественного мировосприятия, нельзя не заметить, что формы и схемы, в которые воплощается это содержание, едины и вневременны. Эти общие архетипические формулы составляют своего рода интеллектуально-эмоциональный скелет человечества, лишний раз свидетельствуя о его духовном единстве. Выражением этого единства и является миф.

 

 Таким образом, мы можем говорить, что современное мифологическое сознание содержит в себе все те же основные качества и характеристики, что были свойственны и мифам глубокой древности. Это прежде всего образность, чувственная конкретность, объективация субъективного, компиляция различных свойств и представлений. При этом современный миф вовсе не обязательно должен обращаться к сверхъестественным реалиям и персонажам, он может быть вполне наукообразен и правдоподобен. Тем не менее, истолкование реальности в нем будет подчинено не логике и рациональным доводам, а эмоциям и настроениям. Следует в то же время различать искусственное мифотворчество, или мифологизм как сознательное создание мифов с помощью использования типичных для древних мифов конструкций (широко применяемы в рекламе приемы оживотворения, антропо- и зооморфизма, резкое противопоставление «мы-они», эксплуатация бессознательных эмоций и потребностей) и собственно мифотворчество - по большей части стихийное возникновение и распространение мифа, как эмоционального, нетеоретизированного, внелогического объяснения действительности. Подлинный миф в качестве необходимого элемента обыденного сознания существует и воспроизводится на протяжении всей истории развития человечества, однако, в разные периоды этой истории на первый план выдвигались разные виды мифа: религиозный миф, моральный, политический и т.п.

В чем же причина живучести мифологических схем? Бытие человека в современном мире – это прежде всего напряженный и мучительный поиск смысла жизни, попытка разгадать природу и тайну собственного существования. Никогда прежде человечество не заглядывало так близко в лицо собственной смерти. Мировые и региональные войны, социальные конфликты, экологические, экономические и научные кризисы рождают чувство страха и незащищенности, эсхатологические и апокалипсические настроения. Не в силах изменить действительность, человек отказывается от рационального осознания её, ища прибежище в мифе.

 

Духовное отчуждение человека, потеря им нравственных ориентиров рождает чувство одиночества и заброшенности, стремление любой ценой вернуться в общество, достичь единения на базе какого-то общего всем мировоззрения, традиционного образ жизни. Этим объясняется широкое распространение так называемых «ностальгических мифов», которые призывают утвердить «старые добрые» (традиционные) ценности, или же вернуться назад, к бессознательному единству первобытных общин.

 

Коренная ломка устоявшегося уклада жизни, традиционных представлений о мире и обществе осознается многими как кризис цивилизации вообще, как неспособность разума справиться с проблемами современного «больного» общества. Отсюда вытекает разочарование в рационализме и обращение к иррационализму в поисках вечных и неименных истин, абсолютных оснований, заданных свыше и неподверженных историческим изменениям. Миф рассматривается и как способ отрешиться от ограниченности человеческого разума и как возможность воспринять истину непосредственно, интуитивно или мистически.

 

ХХ век - век бурного развития науки, научных революций и технических достижений. Однако, как писал когда-то К.Ясперс «Должен был обмануться всякий, кто искал в науке основы своей жизни, руководства в своих действиях, самого бытия». Растущая сложность и специализация научных знаний порождает, с одной стороны непонимание его проблем неспециалистами, с другой – замкнутость на какой-то одной области исследования, нежелание и неспособность самостоятельно оценивать и критически осмысливать сложившуюся ситуацию. Помимо этого, современные «сциентистские» мифы активно используют те области и сферы человеческой деятельности, которые лежат за пределами научного рассмотрения («летающие тарелки», всевозможные «барабашки», телекинез и т.п.).

 

Распространение и широкое функционирование современных мифов становится возможным с помощью средств массовой информации, агрессивной рекламы и пропаганды. Человек сегодня все чаще становится объектом манипулирования с помощью навязываемых ему стандартов потребления и поведения. И это говорит о том, что современные мифы, в отличие от более ранних, являющихся результатом стихийного творчества, в большинстве своем являются продуктом сознательного, преследующего утилитарные цели творчества определенных идеологов. Это не исключает возможности стихийного возникновения мифов в массовом обыденном сознании, но процесс этот, как правило, управляем и контролируем. С другой стороны, мифы, создаваемые на идеологическом уровне, могут стать действительными, живыми мифами только будучи включенными в это массовое сознание, ибо, как и в древние времена, миф остается той сферой., где значение имеет не личность., но масса. Личность разрушает миф, и чтобы этого не допустить миф активно противостоит личности, всеми способами вовлекая ее в систему своих ценностей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: