Культура края в XVI – XVIII веках

 1.Какие традиционные праздники народов, проживающих в крае вы знаете? 2.Как была связана с природой жизнь крестьян в прежние времена? 3.Расспросите своих бабушек и дедушек о старинных обрядах.

 «Свой обычай в чужой дом не вноси». У каждого народа, проживающего в нашем крае с далеких времен, сохранились особенные обычаи и традиции. Приведем некоторые из них.

У мордовского народа был обычай совершать обряд жертвоприношения – резать барана, кровь сливать в яму, варить мясо в котле, а затем съедать его на приготовленном жертвеннике. Совершал обряд самый уважаемый сельчанами старик – староста («ате-покштай»). До сих пор сохранился обычай: в Петров день (13 июля) ходить на кладбище с бараньей головой.

Народ поклонялся лесу, ведь он кормил, давал тепло, защищал людей.

Это любопытно.

В селе Большое Шемякино рассказывают об овраге «Эрех сырми» («Водкин овраг»). Во времена язычества только там можно были пить хмельные напитки. Есть «Патешка сырми» (Попов овраг), где косили траву только для домашнего скота. Был «Хурама сырми» - овраг вязов, где росли священные вязы, почитаемые местными жителями. Здесь также устраивали пасеку. Был еще «Чук сырми» (овраг жертвоприношений), в котором приносили жертвы скота духам. Есть «Хур сырми» - гусиный овраг. Поклонялись жители родникам. Родник «Хаяр сал» (Гремучий ключ) питающий речку Турминку, получил название за некогда грозный характер. Вода здесь извергалась с грохотом в виде фонтана высотой в несколько метров, в котором удерживалась будто бы  двухпудовая гиря.

Немало легенд сохранилось у жителей сел края. Так, интерес представляют версии происхождения названия татарских сел Большая и Малая Турма. В давние времена, когда кругом росли густые леса, забрели в здешние края два брата. Старшего звали Турма. И решил он тут обосноваться. Так зародилась деревня, которую назвали Большая Турма. Но младший брат не захотел селиться рядом с братом, а основал в стороне от старшего свою деревню. Ее назвали Малая Турма. Речку, которая протекала рядом, нарекли Турминкой.

По другой легенде название села произошло от татарского слова «торма» (редька), так как вырастала редька в этих краях необычно крупной и сочной. И решили жители: раз редька рождается здоровой да богатырской, значит и дети будут рождаться богатырскими.

Сохранились языческие обычаи и в чувашских селах. Например, в селе Тоншерме имя ребенку при рождении давала бабка-повитуха. Это имя часто не совпадало с церковным и среди односельчан эти имена использовались чаще: Убась (Медведь), Хураська (Жучок), Харзыр, Харзыр-Пикка (ловкий), Анчак (щенок), Тимерке (железный) и другие. Некоторые имена имели древнее происхождение, и смысл их был утерян: Сутя, Сутюг, Тахтаман, Муни-Тохты. Иметь языческое имя и христианское было обычным делом.

Устраивались чувашами моления о дожде (учук). В таких случаях приносили в жертву быка. Быка закалывали, варили в котлах, мясо делили и раскладывали на чистые лубки. В освободившихся котлах варили кашу. На место молений собирались большие хороводы, участники которых были одеты в белые холщовые самотканные одеяния. Начинались игры, песнопения. Все приходившие приносили с собой пиво, часть которого выливали в приготовленные кадушки. Это пиво предназначалось для юнзей (чувашских ведунов). Когда каша поспевала, все вставали на колени и, обращаясь к востоку, молились. После молитвы один из юнзей подходил к котлу, накладывал каши и кусок мяса. И так делали все по очереди. Начиналось ритуальное пиршество.

Это любопытно.

Бывали еще так называемы воробьиные моления, перед которыми делался сбор пожертвований (яйцами, маслом, крупой, молоком). Все собирались на берегу, где заранее готовились каша и яичница. В речке расставлялись ветки, которые символизировали рощу. Ловили воробья и привязывали к одной ветке. Потом его отпускали, чтобы он мог перед богом «засвидетельствовать» о совершенном молении. Двое мужчин залезали в воду и производили подобие грома большой скальницей и косой. Все остальные обращались на восток и молились о ниспослании дождя. По окончании молитвы все раздевались, купались, а после начиналось пиршество.

Приносились жертвы всей деревней доброму божеству (духу) быка, а злому – корову. Это происходило по ночам, около деревни у священных деревьев. Эти праздники (в разные дни) происходили в июне. Убитых животных варили до утра. Утром старики на тарелках раздавали мясо присутствующим.

Поклонялись чуваши также идолу Ириху, который был во многих семьях.

 

А.Корзухин. Девичник

Общим в обычаях народов было: уважительное отношение к труду, земле-кормилице, домашним животным. Ценилось трудолюбие, уважительное отношение к пожилым людям, не пользовались уважением лентяи, те, кто нарушал моральные ценности, например, злоупотреблял спиртным. Было традицией сажать деревья.

Жилища. Жилой дом крестьянина строился из хвойных пород дерева или из дуба и липы. Распространенным типом избы был четырехстенник, размеры которого говорили о состоятельности крестьянина. Дома ставили на дубовые кряжи, каждый из которых выступал над землей не более чем на 5-10 сантиметров. Рубка сруба производилась «в чашку». Потолки делали также из половинок бревен, сверху насыпали листья, землю. У очень бедных людей жилой дом представлял собой полуземлянку, стены выкладывались из дерна.

Кровельным материалом для крыш являлась корасолома. Интерьер избы был простым. В переднем углу стоял стол. Для немногочисленной посуды делали деревянные полки. Вечерами дом освещался лучиной. Избу ставили дверь на восток, в сторону восходящего солнца.                                                                                                                                                                                         

   Жизнь дворян. Дворянский род Молоствовых в XVII – XVIII веках. В селе Долгая Поляна сохранился особняк дворян Молоствовых. Дворянский род Молоствовых древний и известный в прошлом в России. После присоединения Новгорода Иваном III в 1480-х годах предки Молоствовых были переселены в Казанский край.

    Грамотами царей в XVII веке им были жалованы земли «за службу, помыслы и храбрость» имениями в разных уездах. По семейным преданиям, у Владимира Владимировича Молоствова была грамота, подписанная в период правления царевны Софьи и царевичей Иоанна и Петра «О даровании Молоствовым за заслуги при борьбе с татарами земель в углу между Камой и Волгой».

Поместья были обширными, располагались на территории Спасского, Тетюшского, Казанского, Свияжского уездов и даже простирались за пределы Казанской губернии.

      Молоствовы были в родстве и поддерживали дружбу с видными представителями интеллектуальной элиты России: Баратынскими, Мусиными-Пушкиными, Великопольскими, Депрейс, Энгельгардтами, Еремеевыми, Булыгиными, Колбецкими. Были знакомы с А.С.Пушкиным, В.А.Жуковским, В.И.Далем, Л.Н.Толстым.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: