Старая Тетюшская пристань

коропортящийся, мало интересовала. В 1897 году профессиональных рыбаков в городе насчитывалось 52, но рыбу ловили, конечно, все.

У южной окраины горы Вшихи начинался старый спуск к Волге, называли его Старым въездом. Грунтовая дорога шла по глинистому склону горки и приводила к пристаням и высоким амбарам-зернохранилищам. Сверху с горы тянулись закрытые желоба, по которым ссыпали зерно в зернохранилища, откуда потом грузили в баржи-сухогрузы. Тут же на берегу под горой был большой мол, слева от которого находился причал перевоза-парома, а на противоположном, левом берегу также был деревянный причал для парома и лодочников, занимавшихся перевозом пеших. А в метрах ста от причалов начинались поёмные заросли тальника и осинника, рядом росли высоченные осокори.

      Крестьяне уезда делились на помещичьих и удельных.

Когда в крае сформировалось купеческое сословие? Какие отличительные особенности от других сословий оно имело? На какие группы и по каким признакам делилось купечество? Какие льготы оно имело?

Из воспоминанийакадемика Алексея Николаевича Крылова (1863-1945), известного механика, математика, кораблестроителя:

«Отец мой был родом из Алатырского уезда Симбирской губернии (ныне Ульяновской области), а мать из Казани. В указанные годы в конце апреля и в конце августа родители ездили в Казань навещать родных моей матери и брали меня с собой. Весной ездили на своих лошадях до Тетюш, а оттуда на пароходе до Казани, где и гостили дней десять. В августе доезжали на своих лошадях до Исад, оттуда пароходом отправлялись дня на три в Нижний на ярмарку, а затем пароходом же — до Казани и возвращались через Тетюши.

Эти поездки живо встают в моей памяти.

В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся «мостиком», куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.

Пароходы были колесные, машины — большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы «Кокериль».

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова — дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части. Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50–70 верст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход…

Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г появился на Волге первый двухпалубный пароход «Александр II», американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо, какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако черного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы «дымовую завесу»…  

Купеческое сословие. Важную роль в хозяйственной жизни XIX  века Тетюш и Тетюшского края играло купечество.

Как известно, купцы делились на три гильдии. (Какие?) До 1879 года каждая гильдия избирала особого старосту. На купеческих старост возлагалась раскладка, с согласия общества, казенных податей и сборов, общественных и городских повинностей купеческого сословия.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: