Церковь в селе Ямбухтино

                    

Мусульманские приходы. История мечетей известна меньше, многие из них в советское время исчезли бесследно.

Известно, что мусульманские приходы имелись в Тетюшах, в селах Алабердино, Байрашево, Бакрчи, Большая Турма, Большие Атряси, Кляшево, Малая Турма, Малые Атряси.

В память о насильственной христианизации в окрестностях села Сюндюково есть озера, называемые Кресты и Урмат, в которых скрывались от миссионеров местные жители. По рассказам они целыми днями сидели в воде, дыша через камышовые трубочки. После пугачевского восстания религиозная политика власти стала мягче.

 В Тетюшах приход и мечеть были открыты в 1852 году. В 1879 году была построена новая мечеть. С 1861 года имам-хатыбом стал Биктяш Бикмухаметов. В 1875 году его сменил Хасангата Биктяшев.

В 1909 году в приходе разыгралась борьба, связанная с выборами нового имама. Часть прихожан, возглавляемая учителем русско-татарского училища Исхаком Казаковым, настаивала на кандидатуре Измаила Мускеева, тетюшского мещанина. Другие поддержали муллу села Бакрчи Габдуллу Гизетуллина, противники которого обвиняли его в фанатизме, враждебном отношении к русско-татарскому училищу. Проверка полиции не подтвердила обвинения и в 1910 году Габдулла Гизетуллин был утвреждё имамом. В приходе в 1909 году насчитывалось 350 мужчин и 330 женщин.

В настоящее время в Тетюшах действуют две мечети.

 

               Тетюшская мечеть в начале ХХ века

В селе Алабердино первый приход был образован в конце XVII века. В 1849 году была построена мечеть, простоявшая до начала ХХ века. Имам-хатыбом с 1858 года был Миннигалей Нигаметуллин из крестьян этого села. В начале ХХ века появился второй приход. Строительство мечети было разрешено в 1907 году. Она была открыта в 1909 году. Имам-хатыбом стал Мухамедвалей Рахметуллин из местных крестьян. В 1937 году муллу Мирхатыпа репрессировали и посадили на десять лет, дом разобрали и сделали из него здание правления колхоза.

В 1870 году была построена мечеть в селе Байрашево. В 1937 году по распоряжению местной власти был срублен минарет мечети. «Это было настоящее горе, все плакали», - вспоминают старожилы села. В настоящее время мечеть восстановлена. Имелись также мусульманские приходы в селах Большая Турма, Большие Атряси, Кляшево, Малая Турма.

В 1865 году в селе Большие Атряси находилась пятивременная мечеть, которая в 1874 году была перестроена в соборную. При мечети действовало медресе, где обучались только мальчики. На средства жителей села в 1910 году была построена вторая соборная мечеть. В 1903 году к приходу соборной мечети относилось 144 татарских домохозяйства, в которых числилось 481 мужских и 460 женских душ. Кроме них в деревне записаны крещеные татары, проживавшие в 87 домохозяйствах численностью 240 мужских и 221 женских душ.

В селе Малые Атряси в 1865 году была построена мечеть, в 1895 году она была заменена новой. Второй приход в существовал в селе издавна, но в середине XIX века, из-за бедности прихожан был закрыт. В 1904 году на средства предпринимателя – выходца из крестьян села Танай-Тураево Сафея Ибраевича Юсупова старая мечеть была реконструирована, построено здание для училища. Имам-хатыбом прихожане избрали сына Сафея Юсупова – Магсума. В 1909 году он стал военным муллой Варшавского военного округа. Вместо него был избран Мухаметзариф Ибатуллин. Он происходил из крестьян села Малая Турма, учился в медресе «Мухаммадия» в Казани и ещё в 1908 году сдал экзамены на звание муллы, получив звание мударриса и по русскому языку.

Вскоре было построено ещё одно медресе.

В 1880 году было построено первое медресе в селе Биденьга, где учительствовал мулла Бадретдин. Читали намаз и изучали Коран. Село росло, и в нем было построено второе медресе.

В 1863 году появилась мечеть в селе Сюндюково, а в 1897 было открыто медресе. В 1913 году в селе было уже две мечети и два медресе.

В 1741 году из Тулумбекова в село Кляшево переселился Шамсутдин суфи. Он прекрасно знал Коран, законы ислама, читал, писал, учил детей грамоте. Он был первым просветителем в селе. В 1858 году в Кляшеве была построена первая мечеть, а в 1872 году и медресе. К тому времени Фатыйх мулла, получив образование, вернулся в родное село. В медресе преподавали географию и математику Бари Рахимов и Самат Валиев.

Выводы. В большинстве сел Тетюшского края в XIX веке действовали храмы и мечети. Они играли важную роль в духовной жизни тетюшан. В настоящее время постепенно восстанавливаются храмы и строятся мечети. 

---------------------------------

Вопросы и задания.

1.Выясните, какие храмы сохранились на территории Тетюшского района. 2. В каких селах имелись мечети? 3. Какие храмы и мечети восстановлены или построены заново на территории района в последние годы? *4.Что вы знаете об истории храмов в Тетюшах? 5.Какова была роль в духовной жизни города Троицкого собора? Когда он был открыт? 6.Когда были построены новые мечети в Тетюшах? Какое участие в их строительстве принимали тетюшане?

Словарь

Епархия – управление по делам православной церкви.

Имам- духовный руководитель, глава мусульманской общины

Мударрис- преподаватель медресе, знаток этико-правовых норм ислама

Хатиб – духовное лицо, читающее проповедь (хутба) в мечети во время пятничной молитвы и мусульманских праздников. Часто является и имамом мечети

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: