Проблема методологии в познавательном процессе, виды методологии

Мы заметили проблему методологии в сфере познавательной деятельности, определённые теоретики связали понятие методологии с учением. Но в чём суть методологии как учения? Соответствующие выводы нами представлены в конце темы, изначально же выскажем предварительные соображения с их последовательным развитием. Итак, через решение проблем мировоззрения и методологии мы должны продвинуться в изучении реальности. Было сказано, что методология предлагает способы познания действительности. В то же время известна наука логика, изучающая приёмы мыслительной познавательной деятельности. Если способом называют совокупность и порядок действий, направленных на решение определённых задач, то приём – это особый способ выполнения действий. Складывается впечатление, что методология и логика «идут нога в ногу» в отношении познания. В чём же тогда отличия?

Вначале давайте ещё раз, для наглядности, обратимся к разнообразным определениям методологии:

1. «Методология - учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета».

2. «Методология — учение о методах, методиках, способах и средствах познания».

3. «Методология науки - это учение о методах и процедурах научной деятельности, а также раздел общей теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки».

4. Методология, в прикладном смысле, - это «система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (учёный) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин».

5. «Методология — это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели».

6. «Методология - совокупность методов, используемых в той или иной области деятельности для реализации определённых целей».

В итоге, можно последовательно представить ещё ряд определений, получается достаточно внушительный список направлений, где используется слово методология. В общем же смысле методология отвечает на вопрос, как что-либо сделать. Например, мы можем спросить: «Как познать действительность?». Или, допустим, спросим: «Каким путём мы познаём действительность?». Вместе с тем, методология познания объединяет теорию и практику, отчего мы назвали методологию единым теоретическо-практическим учением. Действительно, прежде всего, методология общепринято считается учением. «Учение - вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков». В педагогике триада (ЗУН) – знание-умение-навык – одна из концепций. Представляется данная концепция примерно следующим образом. Знание – информация, которую человек усвоил теоретически и может всегда её воспроизвести. Но для того чтобы знание приносило пользу, оно должно трансформироваться в умение. Знание, которое можно применить в практической деятельности, называют умением. В то же время, доведённое до автоматизма умение, перерастает в навык. Методология должна вести к получению в сфере познания подобной концепции, по логике вещей. Но есть разница между умением и способностью?

«Способности - это свойства личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регуляторами, обусловливающими возможность их приобретения». Способности могут быть умственными, учебными, музыкальными, математическими и так далее. «Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки)». В определённом смысле развитие знания-умения-навыка приводит к появлению способностей в ходе накопления опыта. Дело в том, что весь приобретённый жизненный опыт индивида остаётся в подсознании.  

Интеллект – система познавательных способностей индивида. Способность – нечто врождённое, которое в определённый момент времени может быть активировано. Способности обнаруживаются. А вот умение часто формируется путём упражнений. Похоже, что способности лежат гораздо выше приобретения умений или навыков. Навыком можно считать технологию, но технология, по сути, практическая часть методологии. Методология указывает на путь, направление, алгоритм движения человека к знаниям. Технология выражается уже в освоении этого пути. Какое тогда место допустимо отвести методологии?

Смотрите, методология – учение о способах и приёмах познавательной деятельности, но способности обнаруживаются в скорости овладения способами и приёмами некоторой деятельности. Другими словами, у индивида могут существовать задатки к тому или иному учению, в том числе и к методологии. Но какое знание может дать методология? По всей видимости, в общем, опираясь на объективную реальность, только то, которое уже известно (было известно). Методология (как учение) призвана научить чему-либо, чтобы затем индивид смог, приобретённые знания преобразовать в умения и навык. Если, конечно, у человека есть соответствующие способности к научению. На самом деле методология реализуется в двух направлениях, по нашему мнению. Один из этих путей научный, методология присутствует в научной деятельности. Иначе говоря, здесь методология – узнавание о способах ведения исследовательской практики относительно объективной реальности. Зададим вопрос в данном ключе: «Как познать окружающий материальный мир?». Способности к занятию наукой тоже должны быть развиты. Это внешнее приложение методологии. Если методология – своеобразный путь к знаниям, то, как учение об организации деятельности она имеет значение в образовании. Конечно, здесь возникает другой вопрос: «Как учить?». Существуют особенности учебной деятельности. «Учебная деятельность направлена на освоение других видов человеческой деятельности. А также на овладение самой учебной деятельностью («учись учиться»). Не на овладение знаниями, как это традиционно считается, не на овладение основами человеческой культуры в широком смысле (современный подход) хотя это необходимые, безусловно, компоненты. А именно на овладение деятельностью. Человек много знающий, человек культурный, но ничего не умеющий делать не может ничего дать ни обществу, ни самому себе. Поэтому умения, определяемые как способности выполнять ту или иную деятельность (и действия) является высшей, конечной целью учебной деятельности» [42, с.310]. Овладение деятельностью – суть методологии. «Как познавать?», - серьёзная проблема образования. Методы современного образования пока направлены сплошь на освоение видов человеческой деятельности. Не на развитие внутренней  способности человека, но на приобретение навыков. Мало кто занимается выявлением врождённых способностей у детей. Но ведь важно идти по пути возможности расширения способности к познанию.

Сегодня в сфере образования используется методология, способствующая больше накоплению информации, однако на развитие реального творческого потенциала она мало ориентирована. Есть утверждение, что «знание без практического применения – мёртвое знание». Но знание само по себе также мертво, если оно не влияет на взаимоотношения между элементами общества, историческое развитие, эволюционные процессы. Образование должно помогать людям в поиске жизненных ценностей, способствовать расширению способности к познанию, аналитике, развитию разума. Постановка такой задачи непременно выражается в необходимости некоторой иной методологии (теории и практики), направленной на внутренний аспект человека.

Если следовать определению методологии, то это учение, процесс, вид деятельности, образование (обучение), цель которого является получение знания. Но какого знания? Методология – учение о пути к знаниям. Путь характеризуется направлением. То есть, следуя в том или ином направлении, мы приходим к разным видам знания. Несколько поясним свою позицию. Общепринято считать, что «знание – результат познания, который можно логически или фактически обосновать, и эмпирически или практически проверить». Другое определение утверждает: «Знание это — реальное положение дел, обоснованное фактами и рациональными аргументами убеждение человека». И говоря о знании, часто подразумевают отражение действительности в сознании. В философской интерпретации, знание – образ реальности субъекта в форме понятий и представлений. То есть действительность отражается в сознании в виде образа, что становится знанием. Знание может быть научным, когда оно основано на рациональности, характеризуется объективностью. «Научному знанию присущи логическая обоснованность, доказательность, воспроизводимость результатов, проверяемость, стремление к устранению ошибок и преодолению противоречий». Существует также вненаучное знание. «В истории культуры формы знания, отнесённые к «ведомству» вненаучного знания, объединяются общим понятием — эзотеризм».

Научные знания подразделяются на эмпирические, если знания получены на основе опыта или наблюдения и теоретические, когда знания представляются на основе абстрактных моделей. «Научные знания в любом случае должны быть обоснованными на эмпирической или теоретической доказательной основе. Теоретические знания абстракции, аналогии, схемы, отображающие структуру и природу процессов изменения объектов, протекающих в предметной области. Эти знания объясняют явления и могут использоваться для прогнозирования поведения объектов».

Вместе с тем, известно, так называемое, непосредственное знание или интуиция. «Непосредственное знание - это продукт интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства». Интуиция, получается, это такой вид знания, который не предусматривает наличие доказательной основы. Относится к вненаучному знанию? Так, всё-таки, наличие данного вида знания, скорее характеризующегося субъективностью, не подвергается сомнению? Можно вести речь и о других типах знания, но мы предлагаем выделить три основные категории знания.

Во-первых, это   теоретическое знание. Данное знание можно отнести к разряду научной информации, которая характеризуется авторитетным мнением светил науки. Мнения философов или мыслителей также принадлежат к этой категории знаний, с которой легко соглашается человек, в основном доверяя писателю или оратору.  

Во-вторых, имеется различающее знание. Здесь реализуется больше научный подход с его практическим применением. По всей видимости, подразумевается стадия, когда внедряется в процесс познания методология. Учиться различать – вот основа методов исследования. Здесь выявляются закономерности, описываются процессы. Методология научного процесса значительно помогла человеку в изучении объективной реальности. Теоретическая доказательная основа научного знания в этом случае вполне оправдана. Развивается способность мыслить, ум учёного всё больше может концентрироваться на предмете изучения. Такая сосредоточенная фокусировка на ключевой мысли (научной проблеме) результативна, безусловно. Выявляются несущественные детали, неверные выводы откидываются. Подобным образом появляются верные формулировки законов природы, действительных открытий в различных областях науки. Нужно отметить, что успех применения научной методологии обусловлен, правильной регистрацией умом исследователя истины иди адекватной идеи. Но процесс познания остаётся направленным на объективный мир.

В третьих, различающее знание становится основой для проявления интуитивного знания. «Интуиция - способность, свойство человека понимать, формировать и проникать в смысл событий, ситуаций, объектов посредством инсайта, озарения, единомоментного подсознательного вывода (основанного на воображении, эмпатии и предшествующем опыте), «чутьё», проницательность». Не достаточно правильная формулировка в некоторых моментах, на наш взгляд, но отражает суть. Интуиция – способность понимать смысл. Если ум человека будет натренирован и достаточно развит, то он сможет правильно воспринимать истину (фактор в мироздании), не заботясь о каких-либо доказательствах. Интуитивный способ познания можно считать развитием научной методологи и, основанной на различающем знании, главным элементом которой является сосредоточенная фокусировка внимания на чём-то или концентрация. Посредством интуиции можно получить новое уникальное знание. Это субъективный способ познания, вводящий в пока неизведанную сферу обучения. Данную категорию знания отнесём к, так называемому, «правильному знанию». Методология познания интуитивного знания направлена на понимание, а не накопление фактов и она развёрнута в субъективный мир. «Стремление различать два вида, или метода, познанияинтуитивное и логическое — появилось уже в античности». Различалось непосредственное, мгновенное постижение и последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических заключений.  

Таким образом, логика присуща научному типу методологии познания, тогда как интуиция – основа вненаучной методологии, если так можно выразиться. Всё зависит от направленности внимания изучающего предмет исследования. Любая   методология призвана помочь человеку на его выбранном пути, указывая направление. Познание – это путь человека. Наряду с методологией часто, когда речь заходит о практическом применении знания, говорят о технологии. Буквально слово технология, которое своим происхождением обязано древнегреческому языку, означает учение об умении. Данный факт уже показывает, на наш взгляд, единение методологии и технологии, в том смысле, что методология как бы включает и технологию, раз это учение. Но в целом нами было проведено некоторое разделение, по которому методология указывала на путь, направление, алгоритм движения человека к знаниям, а технология выражалась уже в освоении этого пути, в той или иной степени. Технология – навык, регулярный метод, выработанный благодаря методологии как учения. Добавим, используя философские понятия, мы пришли к тому, чтобы выделять гносеологию как учение о знании и методологию как учение о познании. Научно теоретическая база методологии формируется гносеологией, тогда как практическая часть ориентирована на решение практических проблем. В связи со всем вышесказанным, методологию легче принимать как единое теоретическо-практическое учение. Так как данное учение (методология) имеет принадлежность к разделу философии (гносеологии), то, многое зависит от философии. Философия, по сути, является мировоззрением. Можно заключить, что методология как учение о познании (о пути человека) вытекает из соответствующего мировоззрения. Однако имеет смысл несколько глубже уточнить соответствующие детали. Прежде чем, мы это сделаем, затронем вопрос о явлении в сфере познавательной деятельности, о котором мы упомянули ранее.

Речь идёт о тенденциях к стремлению наших современников формулировать идеи. В частности, мы заметили серьёзное намерение найти смысл понятия «методология», определить учению соответствующее место. Осуществляется попытка придать методологии первостепенное значение в процессе познания, что правильно, с нашей точки зрения. В тоже время упор делается на одном из направлений, насколько мы это поняли. Человек, у которого действительно есть тяга к познанию, приходит к определённым выводам в отношении методологии. Например, он обозначает следующие определения методологии. По его мнению, «Методология – это знания, на основе которых производят новые знания», а также «Методология – это описание наиболее общих объективных принципов и закономерностей». При этом методология называется учением. То есть подразумевается не процесс обучения, но учение как таковое. Приведём сведения из википедии. «Учение - термин, который в русском языке может означать одно из двух близких понятий. 1. Обучение, образование, вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Учение может приобрести характер самообразования. 2. Совокупность теоретических положений какой-либо области знаний, система взглядов какого-либо ученого, мыслителя, совокупность догматов какого-либо религиозного культа (вероучение)». Описание, в общих чертах, это рассказ о свойствах и признаках определённого предмета или явления. Совокупность теоретических положений допустимо представить как знания. Другими словами, методология называется учением, исходя из второго варианта определений. Но если это так, то, что такое система взглядов какого-либо ученого, мыслителя? Система взглядов – это мировоззрение.

Для чего теоретически-практическое учение, вид деятельности, называть мировоззрением? Как таковая методология может вытекать, как одно из направлений пути познания, из мировоззрения, о чём мы будем разбираться ниже. Но, на наш взгляд, основой знаний делать лучше мировоззрение, а не методологию. Знания человеку можно получать двумя путями. С ними больше коррелируется методология. Но человек выбирает путь благодаря влиянию доминирующего мировоззрения. При этом вся совокупность знаний лежит в области вне мировоззрения отдельной личности.

Действительно, научный путь или научный способ получения знания, в пределах научной методологии, опирается на доказательный метод и описательный метод. Но речь идёт всё также о знании материальной (объективной) действительности. Совершенно иным способом получения знания (вненаучным), как мы выше сказали, является интуитивный метод. Если у всего происходящего в мироздании, имеется некая основа (причина), то эта основа находится вне человеческого сознания. А действует она через мировосприятие и мировоззрение человека. И вот здесь имеет значение методология, которая позволяет установить взаимодействие с данной основой, в той или иной степени. Многое зависит от развития индивидуального сознания (самосознания). Допустимо говорить о методологии как о точке, где сходятся все науки. Ведь точка символизирует начало движения в разных направлениях, дифференцируясь в определённых формах. И у всех наук есть что-то общее, заключающееся в методологии. Но всё это общее отражается в объективности. Тогда как затрагивается аспект субъективности, начинается «движение внутрь». И здесь иная методология, хотя первичные стадии очень похожие, которые связаны с концентрацией. Далее проясним некоторые детали по проблеме мировоззрения.

  

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: