СПОСОБЫ ПРОНИКНОВЕНИЯ (ВЫХОДА) НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ
На 4-ом этапе плана ВЭД необходимо выбрать метод и уровень интернационализации хозяйственной деятельности предприятия.
На сегодняшний день выделяют три основных способа выхода на внешний рынок:
1. внешнеторговые операции – экспортные и импортные операции;
2. Совместное предпринимательство;
3. Зарубежное инвестирование.
Первые два способа выхода на внешний рынок основаны на производстве товара в России с последующим экспортом. Третий способ — это производство товара в других странах с участием российского капитала. В этом случае экспортируется не готовая продукция, а необходимые для производства капитал, технологии, рабочая сила, сырье.
Каждый из названных способов имеет различные организационные формы.
Связи по продвижению своего товара экспортер может осуществлять в форме прямого или косвенного экспорта.
Совместное предпринимательство осуществляется в формах производственно-сбытового объединения, ассоциации делового сотрудничества, концессии, совместного предприятия.
|
|
Зарубежное инвестирование российские участники осуществляют в формах приобретения ценных бумаг иностранных компаний, создания нового предприятия за рубежом, приобретения действующего иностранного предприятия, создания совместного с зарубежным партнером предприятия, называемого «смешанным обществом».
Выбор способа выхода на внешний рынок каждое предприятие определяет исходя из своих целей, вида товара, наличия информации, профессиональных кадров и т.п.
Экспорт продукции может быть прямым или косвенным, но при обеих формах предприятие самостоятельно принимает решение о партнере по реализации, способе платежа и т.п.
Прямой экспорт доступен не всем предприятиям – осуществление прямого экспорта возможно и эффективно для следующих категорий предприятий:
* участвующих в целевых правительственных программах (ТЭК, машиностроение, транспортный комплекс);
* имеющих опыт создания конкурентоспособной продукции и ее реализации на внешнем рынке;
* производителей конкурентоспособной продукции наукоемких, высокотехнологичных отраслей (предприятия ВПК);
* работающих в отраслях, решающих глобальные проблемы.
Прямой выход на внешний рынок довольно сложен и дорог.
При осуществлении прямого экспорта в структуре предприятий должны быть подразделения, которые непосредственно реализуют продукцию на внешнем рынке. Система сбыта может быть представлена:
ü собственной сбытовой сетью;
ü представителями за границей и в своей стране;
ü совместной сбытовой деятельностью с зарубежными фирмами.
|
|
Вторая форма экспорта — это косвенный экспорт, т. е. установление контактов с потребителем экспортной продукции через посредников. Косвенный экспорт используется, если рынок товара отличается национальными особенностями, правовыми ограничениями, сложностями сбыта. Косвенный экспорт в значительной степени относится к товарам массового спроса, когда производитель не в состоянии охватить конечных потребителей и ему выгоднее иметь дело с посредниками. Однако экспортер должен знать национальное (страны посредника), региональное и международное законодательство о посредниках.
Совместное предпринимательство
Совместное предпринимательство представляет собой производственную или коммерческую деятельность партнеров двух и более стран в различных формах, содержанием которой является кооперация в сфере производства, обращения, сервиса, инвестициях и др.
Общим признаком совместного предпринимательства является согласование экономических интересов, планирование совместной деятельности и долгосрочное сотрудничество. Общим мотивом в деятельности всех участников является желание каждой из сторон-участниц использовать возможности своего партнера.
Преимуществами кооперационных связей являются:
ü объединение сил в строительстве, реконструкции, модернизации производства;
ü объединение усилий партнеров из разных стран в научно-технических и технологических разработках;
ü более полное использование имеющихся мощностей, материальных ресурсов, персонала;
ü специализация на производстве деталей, узлов, изделий;
ü использование возможностей партнеров по расширению экспорта.
К основным формам совместного предпринимательства относятся концессии, производственно-сбытовые компании, консорциумы, ассоциации.
Высшей формой совместного предпринимательства является совместное предприятие (СП). Совместные предприятия (СП) – это хозяйственно самостоятельные организации, предпринимательская деятельность которых осуществляется на базе общей собственности партнеров из разных стран.
Результатом создания СП, с одной стороны, должно быть повышение конкурентоспособности совместно произведенной продукции, с другой — использование возможностей и связей иностранного партнера на мировом рынке.
Принципиальными особенностями сотрудничества участников СП являются:
§ соединение собственности взаимодействующих партнеров и образование на этой основе начального объема основных фондов и оборотных средств, принадлежащих СП;
§ совместное управление процессами развития предприятия, производства и реализации выпускаемых им продукции или услуг;
§ совместное несение производственного и коммерческого рисков предприятия;
§ раздел части прибыли СП между партнерами на условиях, регламентированных нормативными актами нашей страны (как правило, пропорционально участию партнеров в формировании собственных средств предприятия).
Необходимость создания совместных предприятий порождается целым рядом экономических условий, и у каждого из партнеров есть свои мотивы.
После определения целей создания совместного предприятия выполняется работа по созданию СП по следующим этапам:
a. определение товара или услуг СП;
Необходимо выбрать такой объект совместной деятельности, чтобы он был конкурентоспособен и обладал высокими потребительскими свойствами. Это обеспечит его эффективный сбыт и расчетную прибыль СП.
b. поиск и выбор иностранного партнера;
Он должен проводиться на конкурсной основе в несколько этапов:
1) выявление общего круга потенциальных участников СП:
2)технико-экономический анализ показателей хозяйственной и финансовой деятельности отобранных фирм для подготовки запросов о возможном сотрудничестве в СП;
|
|
3) оценка конкурентоспособности продукции выявленных зарубежных фирм;
4) запрос предложений от фирм и сравнительная оценка этих предложений;
5) запрос справки из банка о финансовом положении фирм;
6) окончательный выбор партнера СП на основе проведенного анализа.
c. подготовка протокола о намерениях;
Протокол о намерениях отражает:
§ цели и характер будущего СП (вид продукции, направления реализации, этапы развития СП);
§ обязательства сторон по процессу подготовки и согласования учредительных документов СП;
§ ориентировочные экономические и организационные требования, учет которых партнеры считают обязательным при создании СП (например, предельная сумма возможного вклада иностранного партнера в уставный фонд, нижняя граница рентабельности затрат по участию в СП и др.).
d. разработка технико-экономического обоснования;
В ТЭО разрабатываются следующие вопросы:
1) анализ рынка сбыта продукции (или услуг), намечаемой к производству на СП.
2) сравнительный анализ вариантов производства совместной.
3) обоснование месторасположения СП.
4) описание вариантов создания и деятельности СП. Целесообразно выделить 3-5 вариантов СП, которые отличаются:
§ различными вкладами партнеров в уставный фонд;
§ порядком расчетов за аренду земельного участка и пр.;
§ различиями в объемах и условиях реализации продукции на внешнем и внутреннем рынках.
На основе сравнительного расчета экономической эффективности СП выбирается наилучший вариант организации СП. Затем разрабатываются проекты учредительных документов, происходит их согласование и подписание.