Фрагмент урока по методике преподавания математики

Выполнила: Овчинникова Ксения

ЗНОу-117

УМК «Школа России», М.И. Моро

Класс: 3 (2 ч.), стр.5             

Тип урока «Освоение новых знаний»

Тема урока: «Умножение и деление круглых чисел»

Цель: создать педагогические условия для выведения правила умножения и деления на круглые числа

Задачи:

Образовательные:

· познакомить с приёмом умножения и деления на круглые числа

· закреплять таблицу умножения.

Развивающие:

· развивать вычислительные навыки;

· развивать логические операции: анализ, классификация, сравнение, обобщение;

· развивать самооценку.

Воспитательные:

· воспитывать умение вести учебный диалог;

· совершенствовать коммуникативные навыки.

Оборудование: презентация

 

Задача:

За время каникул Саша сделал 96 фотоснимков. Он отснял 2 цветные фотопленки, по 30 снимков на каждой, и одну целую черно-белую пленку. Сколько черно-белых снимков сделал Саша?

 

Тип задачи: Нетиповая.

1 вид простой задачи: Задачи на нахождение второго слагаемого по сумме и первому слагаемому

За время каникул Саша сделал 96 фотоснимков. Он отснял 2 цветные фотопленки, по 30 снимков на каждой, и одну целую черно-белую пленку. Сколько черно-белых снимков сделал Саша?

 

2 вид простой задачи: Задачи на нахождение суммы 2х чисел.

Саша за каникулы сделал 2 цветные плёнки по 30 фотоснимков и 1 чёрно-белую пленку из 36 фотоснимков. Сколько всего фотоснимков сделал Саша?

Ход урока:

 

Этап урока Содержание урока Оформление доски/Презентации
1. Подготовительный этап (Обработка умения решать простые задачи) Задачи: -Актуализировать знания, умения и навыки, необходимые для решения задачи. Посмотрите на примеры, записанные на доске: 20 · 4; 30 · 3; 10 · 6. Прочитайте первые множители в этих примерах и скажите, чем похожи эти числа. (20, 30, 10 – двузначные числа, которые оканчиваются нулем). О чем говорит ноль в записи каждого из этих чисел? (В числе содержатся только десятки и нет отдельных единиц). На этом и основан прием умножения и деления таких чисел, предлагаю вам рассмотреть рисунок в учебнике на стр.4 и записи под ним. 20 · 3. В числе 20 – 2 десятка. А 2 десятка легко умножить на 3, пользуясь таблицей умножения. Ответ равен 6 десяткам, или это число 60. Следующие примеры поясните сами.   Устно решим № 1. 10 · 8 (в числе 10 – 1 десяток; умножаю 1 десяток на 8, получаю 8 десятков, или это число 80). 90: 9 (в числе 90 – 9 десятков; делю 9 десятков на 9, получаю 1 десяток, или это число 10). Устно решим задачу №3. Ребята, что известно в задаче? (60 чашек упаковывали в коробки. В каждую коробку клали по 6 чашек). Что надо узнать? (Сколько получилось коробок с чашками). Задача простая или составная? (Простая) Какое действие надо выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи? (Деление. Надо 60 разделить на 6. Получится 10)   Задачу № 4 решим с подробным разбором и записью на доске и в тетрадях (условие задачи записать таблицей).  
В 1 кор. Кол-во кор. Всего яиц

Одинаковое

3 кор. 90 яиц
2 кор. ?

 

1) 90: 3 = 30 (яиц) – в 1 коробке

2) 30 · 2 = 60 (яиц)

О т в е т: 60 яиц в 2 коробках.

 

  Работаем устно   Пишем ответы на доске и в тетрадях    
2. Решение задачи: · Чтение и осознание текста задачи. · Выделение структурных компонентов задачи. Задачи: o Формировать умения читать и понимать задачу; выделять структурные компоненты задачи. -Ребята, откройте учебник на странице 5 и прочитайте «про себя» задачу под № 4.  -Кто прочитает задачу вслух? -О чем идет речь в задаче? (О Саше, который делал снимки: цветные и черно-белые) -Что мы знаем про Сашу? (Всего он сделал 96 фотоснимков) -Что мы знаем еще? (Саша сделал 2 пленки цветные по 30 фотоснимков и 1 пленку черно-белых фотоснимков) -Что нам нужно узнать? (Сколько черно-белых снимков сделал Саша) -Что еще нам нужно узнать помимо главного вопроса? (Сколько фотоснимков на 2х цветных фотопленках) -Верно! Для того, чтобы лучше понять ситуацию, происходящую в задаче, нам нужно изобразить ее на схеме. Анализируем условие и составляем графическую модель. Получается:     А теперь попробуйте пересказать задачу по схеме, сохраняя все существенные подробности. (Саша сделал 96 фотоснимков: 2 цветные пленки по 30 каждая, и 1 черно-белую. Сколько черно-белых снимков сделал Саша?)   Схемы на доске.
3. Поиск пути решения задачи. Составление плана решения. Задачи: o Формировать умения составлять план решения задачи; рассуждать от вопроса к данным; строить умозаключение;   o устанавливать связи между данными и искомым и выбирать арифметические действия, соответствующие этим связям, расставлять их по порядку. -Можем ли мы сразу же ответить на вопрос задачи? (Мы не можем сразу же ответить на вопрос задачи). Давайте рассуждать. - Какой главный вопрос задачи? (Сколько Саша сделал чёрно-белых снимков) А что мы можем узнать? (Сколько всего цветных фотоснимков) Как? (30*2). 30*2=60 Что мы узнали этим действием? (Сколько всего цветных фотоснимков) Что нам известно о количестве всего снимков? (Что их 96) Мы теперь можем ответить на главный вопрос? (Да) Как? (Из всех фотоснимков 96 вычесть цветные 60) 96-60=36     Одновременно строим «Дерево рассуждений»: Составим план решения задачи: -Сначала узнаем сколько всего было снимков на цветных фотоснимков. Что для этого нужно сделать? (Для нужно количество цветных фотоснимков умножить на 2) -Когда это число будет известно, найдем число черно-белых фотоснимков. Что для этого нужно сделать? (Нужно отнять общее количество 96 от количества цветных фотографий)   На доске «Дерево рассуждений»
4. Записи решения и ответа задачи. Задачи: o Формировать умения записывать решение; составлять пояснения; находить значение выражений. -Во сколько действий можно решить эту задачу? (В 2 действия) -Почему? (Так как в задаче 2 неизвестных) -Давайте запишем первое действие. Какое оно будет? Один ученик пишет на доске, поясняя запись, остальные в тетради. 1) 30*2=60 (с.) – всего цветных -60 чего? (цветных фотоснимков на 2 пленках) -Что мы нашли в первом действии? (Всего цветных фотоснимков) -Верно. После скобки поставим тире и запишем пояснение к действию. -Какое будет второе действие? 2) 96-60=36 (с.) – чёрно-белых -Чему равно? (36) -Что мы нашли во втором действии? (количество черно-белых фотографий) -Запишем пояснение ко второму действию. -Мы записали решение по действиям. Как еще можно было записать решение? (Одним выражением) -Какая тогда будет запись? Выберите верную: А) 96-(30*2) Б) (96-30)*2  (Верно А) Запишите верное выражение в тетрадь: 96-(30*2) =36 (с.) – всего чёрно-белых На доске выполняется решение учеником.
5. Проверка полученного решения. Исследование решения. Задачи: o Совершенствовать умения выполнять проверку способом составления задачи, обратной данной. -Прежде чем напишем ответ к задаче, давайте проверим верно ли мы ее решили. -Составим обратную задачу. Как мы ее получим? (Изменим условие и вопрос). -Составим новую схему, изменив условие и вопрос:   -По схеме составьте текст обратной задачи: «Саша за каникулы сделал 2 цветные плёнки по 30 фотоснимков и 1 чёрно-белую пленку из 36 фотоснимков. Сколько всего фотоснимков сделал Саша?» -Решим данную задачу. -Что известно из первого предложения задачи? (Что было 3 пленки: 2 цветные и 1 черно-белая) -Прочитаем второе предложение, что мы узнаем из него? (Что на 1 черно-белой пленке было 36 фотографий) -Что нам нужно узнать? (Сколько всего было фотоснимков) -Мы можем сразу же ответить на этот вопрос? (Нет). Почему? (Нам неизвестно сколько всего фотоснимков было на цветных пленках) -Что мы можем найти? (Количество фотоснимков на цветной пленке) -Зная количество фотоснимков на цветной и черно-белой пленке, что мы найдем? (Общее количество фотоснимков) -Тогда мы ответим на главный вопрос задачи? (Да)   Одновременно стоим дерево рассуждений: Далее по этой схеме самостоятельно составьте план решения и решите задачу:   -Проверьте,так ли вы записали действия: 1) 30*2=60(с.) - количество фотоснимков на цветной пленке 2) 60+36=96 (с.) - общее количество фотоснимков Ответ: 96 фотоснимков сделал Саша всего за каникулы. -Посмотрите на первую задачу и на вторую, что мы видим? (Получили всего 96 фотоснимков) -О чем это говорит? (Что решение и ответ были найдены верно) -Правильно. Теперь можно записать ответ к исходной задаче: Ответ: Саша сделал 36 чёрно-белых фотоснимков.   Схема на доске   На доске «Дерево рассуждений»     На доске «Дерево рассуждений» с проставленными действиями   На доске написано решение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: