Словарная | сущность | 1. создание лексич-й основы речи |
| 1. Ср. ф. св. речи | |||||||||||
| направление | 2. общее развитие ребенка | Значение |
| ¯ | ||||||||||
|
| общение | |||||||||||||
обеспеч. | Эфф. осв. слов. сост. р. яз. |
| потребн. | ||||||||||||
ЦДВ | форм-е | спос-ти польз. слов. сост. яз. |
| ¯ | |||||||||||
| для выраж. собств. мыслей |
| мысль освоить словарь | ||||||||||||
|
|
| 2. Овладение словарем - условие умственного | ||||||||||||
Форм-е словаря | Разв-е словаря |
|
| развития, т.к. в проц. онтогенеза р-к присваив-ет истор-й опыт, сод-е его обобщенно отражается в речевой форме и в значениях слов. | |||||||||||
| Колич-й (лексика) |
| 3. При усвоении сл-ря идет накопление и уточн-е предст-й, форм-е понятий, суждений, умозаклю- | ||||||||||||
ДВ обепеч-щая | результ. | Освоение реб-м
| Рез-т пед. деят-ти |
|
| чений | |||||||||
освоение реб-м | сод-ем слова и | проявл-ся в | Качест-й |
| 4. Происх. разв-е операционной стороны мышле- | ||||||||||
слов-го состава | процесс | умением польз-ся | опред-м уровне | (семантика) |
| ния - т.к. овл-е лекс-м зн-ем происх-т на основе | |||||||||
родного языка | им в практике | речевого разв-я |
|
| опер-й ан., синт., сравн., обобщ-я, абстрагир-я | ||||||||||
речевого общения | смысл | значение |
| 5. Своевр-е разв. слов. - важн. фактор подг-ки к | |||||||||||
это сод-е слова | это овл-е всеми сторонами слова: |
| шк-му обуч-ю (Бог. слов. - легче реш. зад., легче | ||||||||||||
в речи, в | 1. соотн-е слова с предм-м |
| овл-ют навыком чтен., грамматикой, акт-но раб. | ||||||||||||
Особенность словарной работы с дошк. учреждении | опре-м | 2. связь слова с опр-м понятием |
| на уроках. | |||||||||||
1. Связана со всей воспитательно-воспит-й раб. с детьми. | контексте | 3. соотн-е слова с др. лекс-ми | Нр. | 6. Через слово форм-ся нравс-сть, навыки повед- | |||||||||||
2. Обогащение словарного запаса происходит в процессе: | един. внутри лекс. сист. яз. |
| я, выраб-ся нравств-е ориентиры. | ||||||||||||
- ознакомления с окружающим миром; - в повседневной жизни; |
| Эст. | 7. Усвоение словесных обозн-й эмоций, эмоц-х | ||||||||||||
- во всех видах детской деятельности; - в общении. |
|
| сост-й, их внешн. выраж-е помогает осмысливать | ||||||||||||
3. Опред-ся ролью слова как важнейшей единицы языка и речи. |
|
| их и передавать эмоциональное состояние. | ||||||||||||
4. Связана с психическим развитием ребенка.
|
|
| |||||||||||||
5. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его | Аспекты словарной работы | ||||||||||||||
чувства, организует социальный опыт. | 1. Освоение реб-м предметной соотнесенности слов и | 2.Усвоение слова как единицы лексической системы, | |||||||||||||
6. Закладывает основы развития мышления и речи, помогает устан-ть | их понятийного содержания. | его связи с др. лексич-ми единицами. | |||||||||||||
социальные контакты, формирует личность | · развитие познавательной деятельности; | · озн-е с многозн-ю слов; | |||||||||||||
| · усвоение предметных связей и отношений (Тихеева Е.И., Конина М.М., Пеньевская Л.А., Логинова В.И., Гербова В.В., Иваненко А.П., Яшина В.И.) | · раскрытие семантики; · развитие смысловой стороны речи (точное исп-е антон., синоним., овлад-е семантич-м полем. (Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Струнина Е.М.) | |||||||||||||
Особенности развития словаря д/в:
Количественный рост словарного запаса | Качественный состав словаря | ||||||||||||||
2. первые осмысленные слова появл-ся к концу 1 г.ж. 3. разв-е поним-я речи опереж. акт-й сл-рь. 4. обог. акт. слов. происх. быст. темп, псле 1,5 лет (1г.-10-12 сл.;2г.-200-300, 3г.-1,500; 4г.-1900; 5г.-2000-2500; 6-7г.- 3500-4000). 5. Разв-е сл-ря за счет заимств-я слов из речи взр-х и за счет овлад-я способами образ-я слов. | 6. Разв-е сл-ря осущ-ся за счет слов, обознач-х предм. ближ-го окруж-я, действия с ними, призн. предметов7. Состав сл-ря отражает круг интересов и потребностей р-ка. 8. В речи детей слова, обознач-е разные сферы жизни: · назв. предм. обих. -36%; · объекты живой природы - 16,5%; · назв. ср-в передвижения - 15,9%; · назв. явл-й нежив. природы, части тела, стр-х сооружений; · 3-ю часть всех слов - глаголы. | 1. значения первых слов у детей есть не действие, непредмет, а чувст. опыт (Потебня А.А.) 2. Сначала слово ассоц-ся с конкр-м, единич. пред-м (стр.97). 3. Бывает ошибочное употр-е слов. 4. В основе осв-я зн-й лежит функц-й признак предм-в (лейка-поливалка). 5. ищут в сове букв-е отраж-е предм-та (плотники - плотно забивают). 6. Ищут связь между звучанием и знач-ем слов (милиционер - улиционер). 7. Вклад-ют живой, осязаемый образ (полисадник - полсадика). | 8. Придают буквальный смысл словам (летчик- самолетчик). 9. Переносное зн-е слов выз-ет удовл-е (он с петух. спать ложится - нет - они заклюют). 10. Постепенность в овлад-и зн-ем слов (М.М.Кольцова - 4 ступ.). 11. К 7 г. уточн. смысл сод. набир. силу. 12.Словотв-во-пок-ль осв-я морфолог-х элем-в языка. | ||||||||||||