Методика развития словаря

 Словарная

сущность

1. создание лексич-й основы речи

   

 

1. Ср. ф. св. речи

Р
В
работы

направление

2. общее развитие ребенка

  Значение

 

        ¯

     

 

   

 

общение

  обеспеч.

Эфф. осв. слов. сост. р. яз.

   

 

потребн.                      

ЦДВ

  форм-е

спос-ти польз. слов. сост. яз.

   

 

        ¯

   

для выраж. собств. мыслей

   

 

    мысль              освоить словарь

 

     

 

   

 

2. Овладение словарем - условие умственного

Форм-е словаря    

Разв-е словаря

 

 

   

 

развития, т.к. в проц. онтогенеза р-к присваив-ет истор-й опыт, сод-е его обобщенно отражается в речевой форме и в значениях слов.
   

 

 

Колич-й

(лексика)

   

 

3. При усвоении сл-ря идет накопление и уточн-е предст-й, форм-е понятий, суждений, умозаклю-
ДВ обепеч-щая результ.

Освоение реб-м

Рез-т пед. деят-ти

 

   

 

чений
освоение реб-м  

сод-ем слова и

проявл-ся в

Качест-й

   

 

4. Происх. разв-е операционной стороны мышле-
слов-го состава процесс

умением польз-ся

опред-м уровне

(семантика)

   

 

ния - т.к. овл-е лекс-м зн-ем происх-т на основе
родного языка  

им в практике

речевого разв-я    

 

 

опер-й ан., синт., сравн., обобщ-я, абстрагир-я
 

речевого общения

    смысл

значение

 

5. Своевр-е разв. слов. - важн. фактор подг-ки к
            это сод-е слова

это овл-е всеми сторонами слова:

 

шк-му обуч-ю (Бог. слов. - легче реш. зад., легче
            в речи, в

1. соотн-е слова с предм-м

 

овл-ют навыком чтен., грамматикой, акт-но раб.

Особенность словарной работы с дошк. учреждении

  опре-м

2. связь слова с опр-м понятием

 

на уроках.

1. Связана со всей воспитательно-воспит-й раб. с детьми.

  контексте

3. соотн-е слова с др. лекс-ми

Нр.

6. Через слово форм-ся нравс-сть, навыки повед-

2. Обогащение словарного запаса происходит в процессе:

   

един. внутри лекс. сист. яз.

 

я, выраб-ся нравств-е ориентиры.

- ознакомления с окружающим миром;   - в повседневной жизни;

   

 

Эст.

7. Усвоение словесных обозн-й эмоций, эмоц-х 

- во всех видах детской деятельности;       - в общении.

   

 

 

сост-й, их внешн. выраж-е помогает осмысливать

3. Опред-ся ролью слова как важнейшей единицы языка и речи.

   

 

 

их и передавать эмоциональное состояние.

4. Связана с психическим развитием ребенка.

   

 

 

 

5. Работа над словом уточняет представления ребенка, углубляет его

 

Аспекты словарной работы

чувства, организует социальный опыт.

 

1. Освоение реб-м предметной соотнесенности слов и

2.Усвоение слова как единицы лексической системы,

6. Закладывает основы развития мышления и речи, помогает устан-ть

 

их понятийного содержания.

его связи с др. лексич-ми единицами.

социальные контакты, формирует личность

 

· развитие познавательной деятельности;

· озн-е с многозн-ю слов;

 

 

· усвоение предметных связей и отношений (Тихеева Е.И., Конина М.М., Пеньевская Л.А., Логинова В.И., Гербова В.В., Иваненко А.П., Яшина В.И.)

· раскрытие семантики;

· развитие смысловой стороны речи (точное исп-е

антон., синоним., овлад-е семантич-м полем.

(Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Струнина Е.М.)

                       

Особенности развития словаря д/в:

Количественный рост словарного запаса

Качественный состав словаря

слово связ. с 1 предм. ряд однор-х предм-в неск-ко групп предм. слово на стадии интегр.
кукла одна 1-2 г. любая кукла к 2 г. игрушки 3-3,5 л. вещь-игр., посуд., меб. - 5 лет

 

1. зависит от условий жизни и восп-я:

2. первые осмысленные слова появл-ся к концу 1 г.ж.

3. разв-е поним-я речи опереж. акт-й сл-рь.

4. обог. акт. слов. происх. быст. темп, псле 1,5 лет (1г.-10-12 сл.;2г.-200-300, 3г.-1,500; 4г.-1900; 5г.-2000-2500; 6-7г.- 3500-4000).

5. Разв-е сл-ря за счет заимств-я слов из речи взр-х и за счет овлад-я способами образ-я слов.

  6. Разв-е сл-ря осущ-ся за счет слов, обознач-х предм. ближ-го окруж-я, действия с ними, призн. предметов7. Состав сл-ря отражает круг интересов и потребностей р-ка. 8. В речи детей слова, обознач-е разные сферы жизни: · назв. предм. обих. -36%; · объекты живой природы - 16,5%; · назв. ср-в передвижения - 15,9%; · назв. явл-й нежив. природы, части тела, стр-х сооружений; · 3-ю часть всех слов - глаголы. 1. значения первых слов у детей есть не действие, непредмет, а чувст. опыт (Потебня А.А.) 2. Сначала слово ассоц-ся с конкр-м, единич. пред-м (стр.97). 3. Бывает ошибочное употр-е слов. 4. В основе осв-я зн-й лежит функц-й признак предм-в (лейка-поливалка). 5. ищут в сове букв-е отраж-е предм-та  (плотники - плотно забивают). 6. Ищут связь между звучанием и знач-ем слов (милиционер - улиционер). 7. Вклад-ют живой, осязаемый образ (полисадник - полсадика).   8. Придают буквальный смысл словам (летчик- самолетчик). 9. Переносное зн-е слов выз-ет удовл-е (он с петух. спать ложится - нет - они заклюют). 10. Постепенность в овлад-и зн-ем слов (М.М.Кольцова - 4 ступ.).   11. К 7 г. уточн. смысл сод. набир. силу. 12.Словотв-во-пок-ль осв-я морфолог-х элем-в языка.
           

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: