ПРИМЕР. Б.Пастернак в одном из стихотворений своего лирического цикла стихов "Разрыв" пытается передать переживание лирического героя, который потрясен уходом от него любимой женщины, но не хочет в этом признаваться даже самому себе и старается всячески уговорить себя, что у него все в порядке, что он действительно холоден как лед. Для этого поэт насыщает текст как большим количеством слов, связанных по смыслу с холодом (север вне последних поселений и арктические льдины, корабли норвежцев, "в виденьи зим не движущих заиндевелых мачт", и полночные купола, "полощущие глаза слепых тюленей", гагары, снег и т.д.), так и эмоционально "жарким" звучанием шипящих в этих словах. Вот начало этого стихотворения:
Мой друг, мой нежный, о, точь-в-точь как ночью, в перелете с Бергена на полюс,
Валящим снегом с ног гагар сносимый жаркий пух,
Клянусь, о нежный мой, клянусь, я не неволюсь,
Когда я говорю тебе - забудь, усни мой друг...
ЗАДАНИЕ 7. В другом стихотворении из этого же цикла Б.Пастернак опирается на иное противопоставление звучания слов и их смысла:
|
|
Заплети этот ливень, как волны, холодных локтей
И, как лилий,атласных и властных бессильем ладоней!
Отбивай, ликованье! На волю! Лови их - ведь в бешеной этой лапте -
Голошенье лесов, захлебнувшихся эхом охот в Калидоне.
Где, как лань, обеспамятев, гнал Аталанту к поляне Актей,
Где любили бездонной лазурью, свистевшей в ушах лошадей,
Целовались заливистым лаем погони
И ласкались раскатами рога и треском деревьев, копыт и когтей:
- О, на волю! На волю - как те!
Попробуйте сформулировать, что хотел поэт выразить этим текстом, опираясь на сравнение фонетики (звучания) и семантики (смысла) используемых слов.
Каждое слово обладает своим особым эмоциональным подтекстом.
ПРИМЕР. Э.По назвал одну из новелл так:"Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром". Проанализируем это название. Любое слово понимается в оппозиции к какому-либо другому слову. Если объявляется, что сейчас будет обнародована некая правда, то слово "правда" противопоставляется заведомому обману или каким-то загадочным слухам, т.е. автор как бы предупреждает читателя: то, что ты до сих пор знал об этом, - неверно (хотя читатель, разумеется, до того об этом просто ничего не знал); наконец-то, я расскажу тебе, что было на самом деле.
Слово "случилось" обозначает какое-то нестандартное происшествие, своей исключительностью слово "случилось" противостоит обыденности, регулярности, неизбежности. Автор подготавливает читателя к неожиданности.
Э.По - американец, поэтому такое неанглосаксонское имя, как Вальдемар (в переводе морская долина, т.е. океанская бездна), обязательно что-то обозначает. Вальдемар - иностранец? (А все иностранцы немного загадочны). Может быть, поляк? (Загадочная славянская душа?) Или немец? (Немцы педантичны, аккуратно относятся к фактам - тогда это имя как бы предупреждает: все последующее абсолютно достоверно).
|
|
Почему мистер Вальдемар? Вальдемар - не прощелыга какой-то, не бродяга, а титулованный член общества, к происшествию с которым следует поэтому отнестись со всей серьезностью.
ЗАДАНИЕ 8. Найдите смысл следующих текстов (объясните - по аналогии с примером - Ваш выбор пословным анализом):
1. А. Пушкин:
Алина! Сжальтесь надо мною.
Не смею требовать любви:
Быть может, за грехи мои,
Мой ангел, я любви не стою!
Но притворитесь! Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!
Я сам обманываться рад!
2. В. Маяковский:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.
(Примечание: Важную роль для понимания этого отрывка играет цвет; следует учесть, что дукат здесь использован тоже в цветовом значении как золотая, т.е. желтая монета. Поэтому вначале определите конкретный образ, скрывающийся за тем или иным цветом, а затем уже решайте, почему Маяковский говорит о сбежавшихся окнах и пр.)
3. С. Есенин:
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь...
4. Э. Хемингуэй "Через реку и к тем деревьям":
Полковник никогда не жалел себя, особенно по утрам.
5. В. Высоцкий:
Возвращаются все, кроме лучших друзей,
Кроме самых любимых и преданных женщин.
6. И. Бунин:
За Курском, в вагоне-ресторане, когда после завтрака он пил кофе с коньяком, жена сказала ему:
- Что это ты столько пьешь? Это уже, кажется, пятая рюмка. Все еще грустишь, вспоминаешь свою дачную девицу с костлявыми ступнями?
- Грущу, грущу, - ответил он, неприятно усмехаясь.- Дачная девица... Amata nobis quantum amabitur nulla!
- Это по-латыни? Что это значит?
- Этого тебе не нужно знать.
- Как ты груб, - сказала она, небрежно вздохнув, и стала смотреть в солнечное окно.
(Примечание: латинский текст означает:"Возлюбленная нами, как никакая другая возлюблена не будет".)
7. В. Хлебников:
В этот день голубых медведей,
Пробежавших по тихим ресницам...
О.Мандельштам
в воронежской ссылке слушает концерт молодой скрипачки и так заканчивает свое стихотворение об этом:
Играй же на разрыв аорты,
С кошачьей головой во рту,
Три черта было, ты - четвертый,
Последний чудный черт в цвету!
9. Упомянутый выше цикл стихов Б.Пастернака заканчивается так:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.