Тема 5: Перспективные интеллектуальные информационные системы

Алгоритм решения задач с помощью НС

                                                                                                                     

 

 

 


СС

 

 

 


                                                                                     

 

 

 


                                                                                     

 

 


6.2. Контрольные вопросы по темам

Тема 1.

Контрольные вопросы по теме 1.

1.Предмет и содержание курса. Классификация ИИС.
2.Роль ИИС в третьей производственной революции.
3.Классы автоматизированных задач и проблем.
4.История развития ИИС.

 

       Изучение лекционного материала темы 1 осуществляется на основе следующих электронных источников.

1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;

2. Варфоломеева А. О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=536732;

3. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;

4. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;

5. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661.

 

Тема 2.

Контрольные вопросы по теме 2.

1.Логическая модель представления данных и знаний.
2.Основные математические конструкции языка логического программирования ПРОЛОГ.
3.Описание и работа дедуктивными базами данных средствами языка.
4.Использование языка ПРОЛОГ для построения экспертных систем.
5.Пример экспертных систем на ПРОЛОГе.
6.Обработка ПРОЛОГом базы знаний.

 

Изучение лекционного материала темы 2 осуществляется на основе следующих электронных источников.

1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;

2. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;

3. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;

4. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996.

 

Тема 3.

Контрольные вопросы по теме 3.

1.Процесс создания и использования экспертных систем. Основные понятия экспертных систем.
2.Характеристики и свойства экспертных систем.
3.Недостатки и преимущества искусственной компетентности.
4.Области применения экспертных систем.
5.Архитектура экспертных систем и основные компоненты архитектуры.
6.Сущность байесовского подхода к построению машины логического вывода.
7.Состав структуры базы знаний о гипотезах и свидетельствах.
8.Использование пороговых значений для оценки вероятностей гипотез.
9.Определение максимальных и минимальных порогов вероятностей гипотез.
10.Учет неопределенностей в ответах пользователей.
11.Установление цен свидетельств.
12.Подходы к построению цепочек рассуждений (прямая, обратная и смешная стратегия) и выработка заключений.
13.Общий алгоритм работы экспертных систем.
14.Условия возможности и обоснованности разработки экспертных систем.
15.Этапы разработки экспертных систем.
16.Средства построения экспертных систем.

 

Изучение лекционного материала темы 3 осуществляется на основе следующих электронных источников.

1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;

2. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#.

3. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667;

Тема 4.

Контрольные вопросы по теме 4.

1.Развитие ИИ и нейронных технологий.
2.Особенности нейрокомпьютеров. Их применение и классификация.
3.Структура и модель нейронной сети. Динамика нейронной сети (закон активации, закон обучения и закон взаимодействия).
4.Нейроподобный элемент и закон активации.
5.Закон обучения нейроподобной сети.
6.Закон взаимодействия нейронных сетей.
7.Схема функционирования сети.
8.Два подхода к обучению в ИС.

 

Изучение лекционного материала темы 4 осуществляется на основе следующих электронных источников.

1.Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;

2. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;

3. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;

4. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661;

5. Основы теории нейронных сетей – https://www.intuit.ru/studies/courses/88/88/info.

 

Тема 5.

Контрольные вопросы по теме 5.

 

1.Интеллектуальные системы с интеллектуальными интерфейсом.
2.Интеллектуальные адаптивные информационные системы.
3.Интеллектуальные корпоративные информационные системы.

 

Изучение лекционного материала темы 4 осуществляется на основе следующих электронных источников.

1.Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;

2. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;

 

3. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996;

4. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667.

 

7. Практические занятия

 

8. Список литературы

1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;

2. Варфоломеева А. О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=536732;

3. «Интеллектуальные информационные системы». Учебно-методическое пособие // Составители: Ю.В. Трифонов, Е.Н. Вышинская. – Н.Новгород: ННГУ. 2015. -14 с.;

4. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;

5. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;

6. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661;

7. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996;

8. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667.

 

9. Проверочные задания по структурным частям курса.

Задача 1. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия.

Задача 2. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием.

Задача 3. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж.

Задача 4. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «скорость автомобиля», используя следующее терм-множество: {малая скорость, средняя скорость, высокая скорость}.

Задача 5. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «возраст человека», используя следующее терм-множество: {детский, отроческий, юношеский, средний, зрелый, старческий}.

Задача 6. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «угол поворота вентиля», используя следующее терм-множество: {очень малый, малый, средний, большой, очень большой}.

Задача 7. Построить нейронную сеть для задачи «Выявление показателей, влияющих на валовую прибыль предприятия» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 12 примеров.

Входные параметры: объем реализации; затраты на материалы; объем заработной платы; численность рабочих; производительность; рентабельность; курс доллара.

Выходные параметры: валовая прибыль.

Задача 8. Построить нейронную сеть для задачи об ирисах Фишера и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 120 примеров.

Входные параметры: длина чашелистика, ширина чашелистика, длина лепестка, ширина лепестка.

Выходные параметры: три вида ирисов (iris setosa, iris versicolor, iris virginica).

Задача 9. Построить нейронную сеть для задачи «Прогнозирование рентабельности автомобильного завода» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 10 примеров.

Входные параметры: выпуск грузовых автомобилей, выпуск легковых автомобилей, численность рабочих, затраты на 1 рубль товарной продукции.

Выходные параметры: рентабельность (%).

Задача 10. Построить нейронную сеть для задачи прогнозирования результатов выборов американского президента и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 30 примеров.

Входные параметры: ответы на 12 вопросов.

Выходные параметры: класс 1 – выбран кандидат правящей партии; класс 2 – кандидат оппозиционной партии.

 

10. Итоговый контроль.

10.1 Перечень вопросов к экзамену

Тема 1.

1.Предмет и содержание курса. Классификация ИИС.
2.Роль ИИС в третьей производственной революции.
3.Классы автоматизированных задач и проблем.
4.История развития ИИС.

Тема 2.

5.Логическая модель представления данных и знаний.
6.Основные математические конструкции языка логического программирования ПРОЛОГ.
7.Описание и работа дедуктивными базами данных средствами языка.
8.Использование языка ПРОЛОГ для построения экспертных систем.
9.Пример экспертных систем на ПРОЛОГе.
10.Обработка ПРОЛОГом базы знаний.

Тема 3.

11.Процесс создания и использования экспертных систем. Основные понятия экспертных систем.
12.Характеристики и свойства экспертных систем.
13.Недостатки и преимущества искусственной компетентности.
14.Области применения экспертных систем.
15.Архитектура экспертных систем и основные компоненты архитектуры.
16.Сущность байесовского подхода к построению машины логического вывода.
17.Состав структуры базы знаний о гипотезах и свидетельствах.
18.Использование пороговых значений для оценки вероятностей гипотез.
19.Определение максимальных и минимальных порогов вероятностей гипотез.
20.Учет неопределенностей в ответах пользователей.
21.Установление цен свидетельств.
22.Подходы к построению цепочек рассуждений (прямая, обратная и смешная стратегия) и выработка заключений.
23.Общий алгоритм работы экспертных систем.
24.Условия возможности и обоснованности разработки экспертных систем.
25.Этапы разработки экспертных систем.
26.Средства построения экспертных систем.

Тема 4.

27.Развитие ИИ и нейронных технологий.
28.Особенности нейрокомпьютеров. Их применение и классификация.
29.Структура и модель нейронной сети. Динамика нейронной сети (закон активации, закон обучения и закон взаимодействия).
30.Нейроподобный элемент и закон активации.
31.Закон обучения нейроподобной сети.
32.Закон взаимодействия нейронных сетей.
33.Схема функционирования сети.
34.Два подхода к обучению в ИС.

Тема 5.

35.Интеллектуальные системы с интеллектуальными интерфейсом.
36.Интеллектуальные адаптивные информационные системы.
37.Интеллектуальные корпоративные информационные системы.

 

10.2 Итоговое тестирование





Вариант 1

1. Интеллектуальными называют технологии, обеспечивающие…

А. реализацию некоторых возможностей человеческого мозга;

Б. математическое моделирование;

В. информационное моделирование.

2. Интеллектуальные информационные системы служат для…

А. моделирования сложных проблем;

Б. копирования деятельности человека;

В. создания роботов.

3. Знания – это…

А. факты;

Б. закономерности;

В. секретная информация.

4. Знания отличаются от данных…

А. количеством;

Б. способом представления;

В. достоверностью.

5. Частично структурированные задачи…

А. решаются с помощью типовых математических моделей;

Б. подходят для создания интеллектуальных систем;

В. являются узкоспециализированными.

6. Экспертная система – это…

А. наиболее распространенный класс интеллектуальных систем;

Б. совокупность баз знаний;

В. программный комплекс представления знаний.

7. Экспертные системы влияют на…

А. качество принятия решений;

Б. количество квалифицированных специалистов;

В. деятельность экспертов.

8. Ядром экспертной системы является…

А. система управления базой данных;

Б. база знаний и машина логического вывода;

В. предметная область.

9. Интеллектуальные информационные системы относятся…

А. к классу систем искусственного интеллекта;

Б. к классу систем обработки данных;

В. К классу систем обработки информации.

10. В системах искусственного интеллекта применяются…

А. способы представления и обработки данных;

Б. способы представления и обработки информации;

В. Способы представления и обработки знаний.

Вариант 2

1. К интеллектуальным информационным системам относятся…

А. система обработки данных;

Б. система обработки информации;

В. система обработки знаний.

2. Знания позволяют описать…

А. смысл () и закономерности предметной области;

Б. математическую модель предметной области;

В. информационную модель предметной области.

3. Интеллектуальные информационные системы служат для…

А. моделирования сложных проблем;

Б. копирования деятельности человека;

В. создания роботов.

4. Знания- это…

А. факты;

Б. закономерности;

В. секретная информация.

5. Частично структурированные задачи…

А. решаются с помощью типовых математических моделей;

Б. подходят для создания интеллектуальных систем;

В. являются узкоспециализированными.

6. Экспертная система – это…

А. класс интеллектуальных систем;

Б. совокупность баз данных;

В. программный комплекс представления информации о предметной области.

7. Экспертные системы влияют на…

А. качество принятия решений;

Б. количество квалифицированных специалистов;

В. деятельность экспертов.

8. Ядром экспертной системы является…

А. система управления базой данных;

Б. база знаний и машина логического вывода;

В. предметная область.

9. Интеллектуальные информационные системы относятся…

А. к классу систем искусственного интеллекта;

Б. к классу систем обработки данных;

В. к классу систем обработки информации.

10. В системах искусственного интеллекта применяются…

А. способы представления и обработки данных;

Б. способы представления и обработки информации;

В. способы представления и обработки знаний. 

 

10.3 Контрольные задания, выносимые на экзамен

Задание 1. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия.

ГИПОТЕЗЫ:

1.Малое количество заказов.

2.Ветхие основные фонды.

3.Низкое качество продукции.

4. Некомпетентное руководство предприятием.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1.Недостаточность оборотных средств 1.Имеется ли недостаток оборотных средств?
2.Система качества, не удовлетворяющая стандартам 2.Система качества не соответствует стандартам?
3. Отсутствие маркетинговых исследований 3.На предприятии отсутствуют маркетинговые исследования?
4. Низкая квалификация менеджеров 4. Большинство менеджеров имеют недостаточный опыт работы в условиях рынка?
5.Низкая квалификация работников 5. Большинство работников предприятия имеют низкую квалификацию?

 

 

Задание 2. Проблемная ситуация: «Почему Сбербанк имеет большое количество клиентов?»

ГИПОТЕЗЫ:

1.Поддержка государства.

2.Финансовая устойчивость.

3.Широко разветвленная сеть по всей России.

4.Ликвидность и платежеспособность.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1: Предоставление разнообразных услуг 1. Предоставляет ли банк разнообразные услуги?
2: Доверие населения 2.Доверяет ли банку население?
3:Интенсивные денежные потоки 3.У банка интенсивные денежные потоки?
4:Обеспечение качественно нового уровня обслуживания 4.Качественно ли банк обслуживает население?
5:Использование современных банковских технологий 5.Использует ли банк современные технологии?

 

Задание 3. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием

 

ГИПОТЕЗЫ:

1.Устаревшее оборудование.

2.Неудовлетворительная работа персонала.

3.Сырье и материалы низкого качества.

4. Отсутствие контроля за качеством продукции.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1.Хорошая работа поставщиков 1. Хорошая ли работа поставщиков?
2.Ошибки руководства фирмы 2. Ошибается ли руководство фирмы?
3.Низкая зарплата основных и вспомогательных работников 3.Действительно ли низкая зарплата?
4. Устаревшие технологии управления 4. Считаете ли вы, что устарели технологии управления качеством?
5.Недостаток оборотных средств 5.Испытывает ли предприятие недостаток оборотных средств?

 

Задание 4. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж.

ГИПОТЕЗЫ:

1.Плохо расположен магазин.

2.Недостаточный объем рекламы.

3.Высокая цена товаров.

4. Недостаточный ассортимент товаров.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1.Наличие парковки для автомобилей 1.Есть ли рядом с магазином парковка?
2.Наличие по соседству магазинов с аналогичным ассортиментом 2.Есть ли рядом магазины, торгующие теми же товарами?
3.Непродумана возможность скидок для постоянных покупателей 3.Имеется ли система скидок?
4.Невнимательные продавцы 4.Продавцы невнимательны к покупателям?
5.Отсутствие маркетинговых исследований 5.Проводятся ли маркетинговые исследования?

 

Задание 5. Проблемная ситуация: причины плохого потока инвестиций в Россию.

 

ГИПОТЕЗЫ:

1. Слабая законодательная база.

2. Низкий уровень развития отечественной промышленности.

3. Недоверие иностранцев к российской экономике.

4. Наличие коррупции.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1.Преобладание импорта над экспортом 1.Преобладает ли импорт над экспортом?
2.Высокие налоги 2.Высокие ли налоги?
3.Неэффективные законы 3.Насколько неэффективны законы?
4.Отсутствие программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса 4.Государство слабо поддерживает малый и средний бизнес?
5.Госчиновники действуют не на основании законов, а на основании личной выгоды 5.Часто ли бизнесменам приходится давать взятки?
6.Недооценка государством роли крупных перспективных предприятий 6.Государство недооценивает развитие перспективных предприятий?

 

Задание 6. Проблемная ситуация: низкий спрос на услуги Интернет-провайдера.

ГИПОТЕЗЫ:

1. Высокие цены на услуги по доступу в Интернет.

2. Незначительная доля рынка.

3. Неправильные действия руководства.

4. Недостаточный объем рекламы.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1.Устаревшее оборудование (частые разрывы связи и низкая скорость) 1. Давно ли проводилась модернизация оборудования?
2.Недостаток средств на рекламу 2. Возможно ли увеличить количество рекламы?
3. Отсутствие сегментирования рынка 3. Отсутствует ли сегментирование рынка?
4. Непродуманная система скидок 4. Насколько плоха система скидок?
5. Большое количество провайдеров 5. Увеличилось ли за последний год число провайдеров?

 

Задание 7. Проблемная ситуация: выбор жанра фильма для просмотра в кинотеатре.

ГИПОТЕЗЫ:

1.Триллер.

2.Фэнтези.

3.Комедия.

4.Исторический боевик.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Наличие спецэффектов 1.Есть ли спецэффекты?
2. Состав актеров 2.Играют ли в фильме популярные актеры?
3. Сюжетная линия 3. Насколько интересен сюжет фильма?
4. Бюджет фильма 4.Предпочтение высокобюджетных фильмов?
5. Оригинальный сценарий 5. Является ли сценарий оригинальным или написан по мотивам литературного произведения?

 

Задание 8. Проблемная ситуация: необходимо установить причину снижения рождаемости в России.

ГИПОТЕЗЫ:

1.Низкие средние доходы населения.

2. Усиление женской эмансипации.

3. Малый удельный вес мужского населения.

4. Отсутствие квалифицированной медицинской помощи.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Высокий уровень инфляции 1. Высок ли уровень инфляции?
2. Низкая адаптивность мужского населения к стрессам 2. Низка ли адаптивность мужского населения к стрессам?
3. Войны, ведущиеся в России 3. Высока ли смертность военнослужащих в горячих точках?
4. Стимулирующая демографическая политика государства 4.Поддерживает ли государство семьи с детьми?
5. Профилактические меры по поддержанию здоровья населения 5.Проводятся ли профилактические мероприятия по поддержанию здоровья населения?

 

Задание 9. Проблемная ситуация: «Выбор места для отдыха в туристической фирме».

ГИПОТЕЗЫ:

1. Анталия.

2. Мадрид.

3. Пекин.

4. Побережье Крыма.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Красивая природа 1. Есть ли красивые природные места?
2. Бесплатный проезд до 7 лет 2. Детям до 7 лет проезд бесплатный?
3. Обеспечение безопасности туристов 3. Подвергаются ли туристы опасности терроризма?
4. Проведение национальных праздников 4. Будут ли проводиться национальные праздники?
5. Отдых непосредственно на побережье 5. Близко ли к морю расположен отель?

 

Задание 10. Проблемная ситуация: необходимо установить причину плохой реализации автомобиля новой модификации.

ГИПОТЕЗЫ:

1. Автомобиль не стал более комфортным для водителя.

2. Дорогое сервисное обслуживание нового автомобиля.

3. Автомобиль не соответствует потребностям населения.

4. Неудачная базовая комплектация.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Высокая цена автомобиля. 1.Высока ли цена автомобиля?
2. Неэкономный расход бензина. 2.Насколько неэкономный расход бензина?
3. Автомобиль имеет недостаточно престижный вид. 3. Как вы оцениваете престижность внешнего вида автомобиля?
4. Недостатки в конструкторской сборке. 4. Много ли недостатков в конструкторской сборке?
5. Недостаточная надежность автомобиля. 5. Автомобиль недостаточно надежен?

 

Задание 11. Проблемная ситуация: «Выбор рекламного носителя предприятием по производству и продаже мебели».

ГИПОТЕЗЫ:

1.Что? Где? Почем?

2.Экстра – Н.

3.Журнал «Комфорт».

4. Рекламный вестник.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Способ распространения (бесплатно, по офисам). 1. Распространяется ли издание бесплатно?
2. Периодичность (4 раза в неделю) 2. Выходит ли носитель 4 раза в неделю?
3. Целевая аудитория 3. Являются ли читатели носителя целевой аудиторией?
4. Тираж, достаточный для эффективной рекламы 4. Достаточен ли тираж для эффективной рекламы?
5. Цена рекламы 5. Приемлема ли цена рекламного объявления?

 

Задание 12. Проблемная ситуация: «Выбор причины неэффективной работы руководителя».

 

ГИПОТЕЗЫ:

1. Неумение управлять собой.

2. Неумение влиять на людей.

3. Слабые навыки руководства.

4. Неумение идти на компромисс.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1: Излишняя самоуверенность 1.Излишне ли самоуверен руководитель?
2: Пренебрежение общения с другими людьми 2.Пренебрегает ли руководитель общением с другими людьми?
3: Устаревший стиль руководства 3.Устаревший ли стиль руководства?
4: Не делегирует ответственность 4. Руководитель не умеет делегировать ответственность?
5: Низкий образовательный уровень 5. Давно ли руководитель был на курсах повышения квалификации?

 

Задание 13. Проблемная ситуация: необходимо установить причину возникновения конфликтов в коллективе.

ГИПОТЕЗЫ:

1.Низкая заработная плата.

2.Некомпетентное руководство фирмы.

3. Неудовлетворительные условия труда рабочих.

4.Неудобный график работы.

 

СВИДЕТЕЛЬСТВА ВОПРОСЫ
1. Неправильно выбрана структура кадров. 1. Структура кадров неправильна?
2. Отдаленность начальства от своих подчиненных 2. Трудно ли добиться подчиненному взаимодействия с начальством?
3. Плохой психологический климат в группе 3. Царит ли плохой психологический климат в группе?
4. Большой процент заявлений об уходе 4. Много ли заявлений об уходе?
5. Устаревшее оборудование 5. Оборудованию больше 20 лет?

 

Задание 14. Проблемная ситуация: выбор места работы.

 

ГИПОТЕЗЫ:

1.  Банк.

2.  Типография.

3.  Птицефабрика.

4.  Магазин.

 

свидетельства ВОПРОСЫ
1. Коммуникабельность 1.Умеете ли вы общаться с людьми?
2. Любовь к животным 2.Любите ли вы животных?
3. Математические способности 3.Есть ли у вас математические способности?
4. Трудолюбие 4.Трудолюбивый ли вы человек?
5. Зарплата 5.Устраивает ли вас небольшая зарплата?
6. Свободный график работы 6.Согласны ли вы работать по свободному графику?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: