Алгоритм решения задач с помощью НС
СС
6.2. Контрольные вопросы по темам
Тема 1.
Контрольные вопросы по теме 1.
1.Предмет и содержание курса. Классификация ИИС. |
2.Роль ИИС в третьей производственной революции. |
3.Классы автоматизированных задач и проблем. |
4.История развития ИИС. |
Изучение лекционного материала темы 1 осуществляется на основе следующих электронных источников.
1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;
|
|
2. Варфоломеева А. О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=536732;
3. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;
4. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;
5. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661.
Тема 2.
Контрольные вопросы по теме 2.
1.Логическая модель представления данных и знаний. |
2.Основные математические конструкции языка логического программирования ПРОЛОГ. |
3.Описание и работа дедуктивными базами данных средствами языка. |
4.Использование языка ПРОЛОГ для построения экспертных систем. |
5.Пример экспертных систем на ПРОЛОГе. |
6.Обработка ПРОЛОГом базы знаний. |
Изучение лекционного материала темы 2 осуществляется на основе следующих электронных источников.
1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;
2. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;
|
|
3. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;
4. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996.
Тема 3.
Контрольные вопросы по теме 3.
1.Процесс создания и использования экспертных систем. Основные понятия экспертных систем. |
2.Характеристики и свойства экспертных систем. |
3.Недостатки и преимущества искусственной компетентности. |
4.Области применения экспертных систем. |
5.Архитектура экспертных систем и основные компоненты архитектуры. |
6.Сущность байесовского подхода к построению машины логического вывода. |
7.Состав структуры базы знаний о гипотезах и свидетельствах. |
8.Использование пороговых значений для оценки вероятностей гипотез. |
9.Определение максимальных и минимальных порогов вероятностей гипотез. |
10.Учет неопределенностей в ответах пользователей. |
11.Установление цен свидетельств. |
12.Подходы к построению цепочек рассуждений (прямая, обратная и смешная стратегия) и выработка заключений. |
13.Общий алгоритм работы экспертных систем. |
14.Условия возможности и обоснованности разработки экспертных систем. |
15.Этапы разработки экспертных систем. |
16.Средства построения экспертных систем. |
Изучение лекционного материала темы 3 осуществляется на основе следующих электронных источников.
1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;
2. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#.
3. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667;
Тема 4.
Контрольные вопросы по теме 4.
1.Развитие ИИ и нейронных технологий. |
2.Особенности нейрокомпьютеров. Их применение и классификация. |
3.Структура и модель нейронной сети. Динамика нейронной сети (закон активации, закон обучения и закон взаимодействия). |
4.Нейроподобный элемент и закон активации. |
5.Закон обучения нейроподобной сети. |
6.Закон взаимодействия нейронных сетей. |
7.Схема функционирования сети. |
8.Два подхода к обучению в ИС. |
Изучение лекционного материала темы 4 осуществляется на основе следующих электронных источников.
1.Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;
2. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;
3. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;
4. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661;
5. Основы теории нейронных сетей – https://www.intuit.ru/studies/courses/88/88/info.
|
|
Тема 5.
Контрольные вопросы по теме 5.
1.Интеллектуальные системы с интеллектуальными интерфейсом. |
2.Интеллектуальные адаптивные информационные системы. |
3.Интеллектуальные корпоративные информационные системы. |
Изучение лекционного материала темы 4 осуществляется на основе следующих электронных источников.
1.Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;
2. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;
3. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996;
4. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667.
7. Практические занятия
8. Список литературы
1. Трофимов В.Б. Интеллектуальные автоматизированные системы управления технологическими объектами: Учебно-практическое пособие / Трофимов В.Б., Кулаков С.М. - Вологда:Инфра-Инженерия, 2016. - 232 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=760121;
2. Варфоломеева А. О. Информационные системы предприятия: Учебное пособие / А.О. Варфоломеева, А.В. Коряковский, В.П. Романов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 283 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=536732;
3. «Интеллектуальные информационные системы». Учебно-методическое пособие // Составители: Ю.В. Трифонов, Е.Н. Вышинская. – Н.Новгород: ННГУ. 2015. -14 с.;
4. Остроух, А. В. Интеллектуальные информационные системы и технологии: монография / А. В. Остроух, А. Б. Николаев. — Санкт-Петербург: Лань, 2019. — 308 с. — ISBN 978-5-8114-3409-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/115518;
|
|
5. Остроух А.В., Суркова Н.Е. Системы искусственного интеллекта: Монография. – СПб.: Издательство «Лань», 2019. – 228 с. Режим доступа: https://e.lanbook.com/reader/book/113401/#;
6. Титоренко Г. А. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 463 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872661;
7. Чистов Д. В. Информационные системы в экономике: Учеб. пособие/Чистов Д. В. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 234 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=489996;
8. Ясенев В. Н. Информационные системы и технологии в экономике: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления (080100) / Ясенев В.Н., - 3-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 560 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=872667.
9. Проверочные задания по структурным частям курса.
Задача 1. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия.
Задача 2. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием.
Задача 3. Задать определенный набор гипотез и свидетельств, которые описывают заданную проблемную ситуацию и могут быть использованы при моделировании экспертной системы байесовского типа. Гипотез должно быть не менее четырех, свидетельств не менее пяти. Сформулировать вопросы по свидетельствам. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж.
Задача 4. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «скорость автомобиля», используя следующее терм-множество: {малая скорость, средняя скорость, высокая скорость}.
Задача 5. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «возраст человека», используя следующее терм-множество: {детский, отроческий, юношеский, средний, зрелый, старческий}.
Задача 6. Изобразить графически функции принадлежности лингвистической переменной «угол поворота вентиля», используя следующее терм-множество: {очень малый, малый, средний, большой, очень большой}.
Задача 7. Построить нейронную сеть для задачи «Выявление показателей, влияющих на валовую прибыль предприятия» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 12 примеров.
Входные параметры: объем реализации; затраты на материалы; объем заработной платы; численность рабочих; производительность; рентабельность; курс доллара.
Выходные параметры: валовая прибыль.
Задача 8. Построить нейронную сеть для задачи об ирисах Фишера и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 120 примеров.
Входные параметры: длина чашелистика, ширина чашелистика, длина лепестка, ширина лепестка.
Выходные параметры: три вида ирисов (iris setosa, iris versicolor, iris virginica).
Задача 9. Построить нейронную сеть для задачи «Прогнозирование рентабельности автомобильного завода» и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 10 примеров.
Входные параметры: выпуск грузовых автомобилей, выпуск легковых автомобилей, численность рабочих, затраты на 1 рубль товарной продукции.
Выходные параметры: рентабельность (%).
Задача 10. Построить нейронную сеть для задачи прогнозирования результатов выборов американского президента и рассчитать оценку числа нейронов в скрытых слоях, если в обучающей выборке 30 примеров.
Входные параметры: ответы на 12 вопросов.
Выходные параметры: класс 1 – выбран кандидат правящей партии; класс 2 – кандидат оппозиционной партии.
10. Итоговый контроль.
10.1 Перечень вопросов к экзамену
Тема 1.
1.Предмет и содержание курса. Классификация ИИС. |
2.Роль ИИС в третьей производственной революции. |
3.Классы автоматизированных задач и проблем. |
4.История развития ИИС. |
Тема 2.
5.Логическая модель представления данных и знаний. |
6.Основные математические конструкции языка логического программирования ПРОЛОГ. |
7.Описание и работа дедуктивными базами данных средствами языка. |
8.Использование языка ПРОЛОГ для построения экспертных систем. |
9.Пример экспертных систем на ПРОЛОГе. |
10.Обработка ПРОЛОГом базы знаний. |
Тема 3.
11.Процесс создания и использования экспертных систем. Основные понятия экспертных систем. |
12.Характеристики и свойства экспертных систем. |
13.Недостатки и преимущества искусственной компетентности. |
14.Области применения экспертных систем. |
15.Архитектура экспертных систем и основные компоненты архитектуры. |
16.Сущность байесовского подхода к построению машины логического вывода. |
17.Состав структуры базы знаний о гипотезах и свидетельствах. |
18.Использование пороговых значений для оценки вероятностей гипотез. |
19.Определение максимальных и минимальных порогов вероятностей гипотез. |
20.Учет неопределенностей в ответах пользователей. |
21.Установление цен свидетельств. |
22.Подходы к построению цепочек рассуждений (прямая, обратная и смешная стратегия) и выработка заключений. |
23.Общий алгоритм работы экспертных систем. |
24.Условия возможности и обоснованности разработки экспертных систем. |
25.Этапы разработки экспертных систем. |
26.Средства построения экспертных систем. |
Тема 4.
27.Развитие ИИ и нейронных технологий. |
28.Особенности нейрокомпьютеров. Их применение и классификация. |
29.Структура и модель нейронной сети. Динамика нейронной сети (закон активации, закон обучения и закон взаимодействия). |
30.Нейроподобный элемент и закон активации. |
31.Закон обучения нейроподобной сети. |
32.Закон взаимодействия нейронных сетей. |
33.Схема функционирования сети. |
34.Два подхода к обучению в ИС. |
Тема 5.
35.Интеллектуальные системы с интеллектуальными интерфейсом. |
36.Интеллектуальные адаптивные информационные системы. |
37.Интеллектуальные корпоративные информационные системы. |
10.2 Итоговое тестирование
Вариант 1
1. Интеллектуальными называют технологии, обеспечивающие…
А. реализацию некоторых возможностей человеческого мозга;
Б. математическое моделирование;
В. информационное моделирование.
2. Интеллектуальные информационные системы служат для…
А. моделирования сложных проблем;
Б. копирования деятельности человека;
В. создания роботов.
3. Знания – это…
А. факты;
Б. закономерности;
В. секретная информация.
4. Знания отличаются от данных…
А. количеством;
Б. способом представления;
В. достоверностью.
5. Частично структурированные задачи…
А. решаются с помощью типовых математических моделей;
Б. подходят для создания интеллектуальных систем;
В. являются узкоспециализированными.
6. Экспертная система – это…
А. наиболее распространенный класс интеллектуальных систем;
Б. совокупность баз знаний;
В. программный комплекс представления знаний.
7. Экспертные системы влияют на…
А. качество принятия решений;
Б. количество квалифицированных специалистов;
В. деятельность экспертов.
8. Ядром экспертной системы является…
А. система управления базой данных;
Б. база знаний и машина логического вывода;
В. предметная область.
9. Интеллектуальные информационные системы относятся…
А. к классу систем искусственного интеллекта;
Б. к классу систем обработки данных;
В. К классу систем обработки информации.
10. В системах искусственного интеллекта применяются…
А. способы представления и обработки данных;
Б. способы представления и обработки информации;
В. Способы представления и обработки знаний.
Вариант 2
1. К интеллектуальным информационным системам относятся…
А. система обработки данных;
Б. система обработки информации;
В. система обработки знаний.
2. Знания позволяют описать…
А. смысл () и закономерности предметной области;
Б. математическую модель предметной области;
В. информационную модель предметной области.
3. Интеллектуальные информационные системы служат для…
А. моделирования сложных проблем;
Б. копирования деятельности человека;
В. создания роботов.
4. Знания- это…
А. факты;
Б. закономерности;
В. секретная информация.
5. Частично структурированные задачи…
А. решаются с помощью типовых математических моделей;
Б. подходят для создания интеллектуальных систем;
В. являются узкоспециализированными.
6. Экспертная система – это…
А. класс интеллектуальных систем;
Б. совокупность баз данных;
В. программный комплекс представления информации о предметной области.
7. Экспертные системы влияют на…
А. качество принятия решений;
Б. количество квалифицированных специалистов;
В. деятельность экспертов.
8. Ядром экспертной системы является…
А. система управления базой данных;
Б. база знаний и машина логического вывода;
В. предметная область.
9. Интеллектуальные информационные системы относятся…
А. к классу систем искусственного интеллекта;
Б. к классу систем обработки данных;
В. к классу систем обработки информации.
10. В системах искусственного интеллекта применяются…
А. способы представления и обработки данных;
Б. способы представления и обработки информации;
В. способы представления и обработки знаний.
10.3 Контрольные задания, выносимые на экзамен
Задание 1. Проблемная ситуация: необходимо установить причину убыточности работы предприятия.
ГИПОТЕЗЫ:
1.Малое количество заказов.
2.Ветхие основные фонды.
3.Низкое качество продукции.
4. Некомпетентное руководство предприятием.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1.Недостаточность оборотных средств | 1.Имеется ли недостаток оборотных средств? |
2.Система качества, не удовлетворяющая стандартам | 2.Система качества не соответствует стандартам? |
3. Отсутствие маркетинговых исследований | 3.На предприятии отсутствуют маркетинговые исследования? |
4. Низкая квалификация менеджеров | 4. Большинство менеджеров имеют недостаточный опыт работы в условиях рынка? |
5.Низкая квалификация работников | 5. Большинство работников предприятия имеют низкую квалификацию? |
Задание 2. Проблемная ситуация: «Почему Сбербанк имеет большое количество клиентов?»
ГИПОТЕЗЫ:
1.Поддержка государства.
2.Финансовая устойчивость.
3.Широко разветвленная сеть по всей России.
4.Ликвидность и платежеспособность.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1: Предоставление разнообразных услуг | 1. Предоставляет ли банк разнообразные услуги? |
2: Доверие населения | 2.Доверяет ли банку население? |
3:Интенсивные денежные потоки | 3.У банка интенсивные денежные потоки? |
4:Обеспечение качественно нового уровня обслуживания | 4.Качественно ли банк обслуживает население? |
5:Использование современных банковских технологий | 5.Использует ли банк современные технологии? |
Задание 3. Проблемная ситуация: необходимо установить причину низкого качества товаров, выпускаемых предприятием
ГИПОТЕЗЫ:
1.Устаревшее оборудование.
2.Неудовлетворительная работа персонала.
3.Сырье и материалы низкого качества.
4. Отсутствие контроля за качеством продукции.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1.Хорошая работа поставщиков | 1. Хорошая ли работа поставщиков? |
2.Ошибки руководства фирмы | 2. Ошибается ли руководство фирмы? |
3.Низкая зарплата основных и вспомогательных работников | 3.Действительно ли низкая зарплата? |
4. Устаревшие технологии управления | 4. Считаете ли вы, что устарели технологии управления качеством? |
5.Недостаток оборотных средств | 5.Испытывает ли предприятие недостаток оборотных средств? |
Задание 4. Проблемная ситуация: установить причину низкого уровня объема продаж.
ГИПОТЕЗЫ:
1.Плохо расположен магазин.
2.Недостаточный объем рекламы.
3.Высокая цена товаров.
4. Недостаточный ассортимент товаров.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1.Наличие парковки для автомобилей | 1.Есть ли рядом с магазином парковка? |
2.Наличие по соседству магазинов с аналогичным ассортиментом | 2.Есть ли рядом магазины, торгующие теми же товарами? |
3.Непродумана возможность скидок для постоянных покупателей | 3.Имеется ли система скидок? |
4.Невнимательные продавцы | 4.Продавцы невнимательны к покупателям? |
5.Отсутствие маркетинговых исследований | 5.Проводятся ли маркетинговые исследования? |
Задание 5. Проблемная ситуация: причины плохого потока инвестиций в Россию.
ГИПОТЕЗЫ:
1. Слабая законодательная база.
2. Низкий уровень развития отечественной промышленности.
3. Недоверие иностранцев к российской экономике.
4. Наличие коррупции.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1.Преобладание импорта над экспортом | 1.Преобладает ли импорт над экспортом? |
2.Высокие налоги | 2.Высокие ли налоги? |
3.Неэффективные законы | 3.Насколько неэффективны законы? |
4.Отсутствие программы государственной поддержки малого и среднего бизнеса | 4.Государство слабо поддерживает малый и средний бизнес? |
5.Госчиновники действуют не на основании законов, а на основании личной выгоды | 5.Часто ли бизнесменам приходится давать взятки? |
6.Недооценка государством роли крупных перспективных предприятий | 6.Государство недооценивает развитие перспективных предприятий? |
Задание 6. Проблемная ситуация: низкий спрос на услуги Интернет-провайдера.
ГИПОТЕЗЫ:
1. Высокие цены на услуги по доступу в Интернет.
2. Незначительная доля рынка.
3. Неправильные действия руководства.
4. Недостаточный объем рекламы.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1.Устаревшее оборудование (частые разрывы связи и низкая скорость) | 1. Давно ли проводилась модернизация оборудования? |
2.Недостаток средств на рекламу | 2. Возможно ли увеличить количество рекламы? |
3. Отсутствие сегментирования рынка | 3. Отсутствует ли сегментирование рынка? |
4. Непродуманная система скидок | 4. Насколько плоха система скидок? |
5. Большое количество провайдеров | 5. Увеличилось ли за последний год число провайдеров? |
Задание 7. Проблемная ситуация: выбор жанра фильма для просмотра в кинотеатре.
ГИПОТЕЗЫ:
1.Триллер.
2.Фэнтези.
3.Комедия.
4.Исторический боевик.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Наличие спецэффектов | 1.Есть ли спецэффекты? |
2. Состав актеров | 2.Играют ли в фильме популярные актеры? |
3. Сюжетная линия | 3. Насколько интересен сюжет фильма? |
4. Бюджет фильма | 4.Предпочтение высокобюджетных фильмов? |
5. Оригинальный сценарий | 5. Является ли сценарий оригинальным или написан по мотивам литературного произведения? |
Задание 8. Проблемная ситуация: необходимо установить причину снижения рождаемости в России.
ГИПОТЕЗЫ:
1.Низкие средние доходы населения.
2. Усиление женской эмансипации.
3. Малый удельный вес мужского населения.
4. Отсутствие квалифицированной медицинской помощи.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Высокий уровень инфляции | 1. Высок ли уровень инфляции? |
2. Низкая адаптивность мужского населения к стрессам | 2. Низка ли адаптивность мужского населения к стрессам? |
3. Войны, ведущиеся в России | 3. Высока ли смертность военнослужащих в горячих точках? |
4. Стимулирующая демографическая политика государства | 4.Поддерживает ли государство семьи с детьми? |
5. Профилактические меры по поддержанию здоровья населения | 5.Проводятся ли профилактические мероприятия по поддержанию здоровья населения? |
Задание 9. Проблемная ситуация: «Выбор места для отдыха в туристической фирме».
ГИПОТЕЗЫ:
1. Анталия.
2. Мадрид.
3. Пекин.
4. Побережье Крыма.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Красивая природа | 1. Есть ли красивые природные места? |
2. Бесплатный проезд до 7 лет | 2. Детям до 7 лет проезд бесплатный? |
3. Обеспечение безопасности туристов | 3. Подвергаются ли туристы опасности терроризма? |
4. Проведение национальных праздников | 4. Будут ли проводиться национальные праздники? |
5. Отдых непосредственно на побережье | 5. Близко ли к морю расположен отель? |
Задание 10. Проблемная ситуация: необходимо установить причину плохой реализации автомобиля новой модификации.
ГИПОТЕЗЫ:
1. Автомобиль не стал более комфортным для водителя.
2. Дорогое сервисное обслуживание нового автомобиля.
3. Автомобиль не соответствует потребностям населения.
4. Неудачная базовая комплектация.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Высокая цена автомобиля. | 1.Высока ли цена автомобиля? |
2. Неэкономный расход бензина. | 2.Насколько неэкономный расход бензина? |
3. Автомобиль имеет недостаточно престижный вид. | 3. Как вы оцениваете престижность внешнего вида автомобиля? |
4. Недостатки в конструкторской сборке. | 4. Много ли недостатков в конструкторской сборке? |
5. Недостаточная надежность автомобиля. | 5. Автомобиль недостаточно надежен? |
Задание 11. Проблемная ситуация: «Выбор рекламного носителя предприятием по производству и продаже мебели».
ГИПОТЕЗЫ:
1.Что? Где? Почем?
2.Экстра – Н.
3.Журнал «Комфорт».
4. Рекламный вестник.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Способ распространения (бесплатно, по офисам). | 1. Распространяется ли издание бесплатно? |
2. Периодичность (4 раза в неделю) | 2. Выходит ли носитель 4 раза в неделю? |
3. Целевая аудитория | 3. Являются ли читатели носителя целевой аудиторией? |
4. Тираж, достаточный для эффективной рекламы | 4. Достаточен ли тираж для эффективной рекламы? |
5. Цена рекламы | 5. Приемлема ли цена рекламного объявления? |
Задание 12. Проблемная ситуация: «Выбор причины неэффективной работы руководителя».
ГИПОТЕЗЫ:
1. Неумение управлять собой.
2. Неумение влиять на людей.
3. Слабые навыки руководства.
4. Неумение идти на компромисс.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1: Излишняя самоуверенность | 1.Излишне ли самоуверен руководитель? |
2: Пренебрежение общения с другими людьми | 2.Пренебрегает ли руководитель общением с другими людьми? |
3: Устаревший стиль руководства | 3.Устаревший ли стиль руководства? |
4: Не делегирует ответственность | 4. Руководитель не умеет делегировать ответственность? |
5: Низкий образовательный уровень | 5. Давно ли руководитель был на курсах повышения квалификации? |
Задание 13. Проблемная ситуация: необходимо установить причину возникновения конфликтов в коллективе.
ГИПОТЕЗЫ:
1.Низкая заработная плата.
2.Некомпетентное руководство фирмы.
3. Неудовлетворительные условия труда рабочих.
4.Неудобный график работы.
СВИДЕТЕЛЬСТВА | ВОПРОСЫ |
1. Неправильно выбрана структура кадров. | 1. Структура кадров неправильна? |
2. Отдаленность начальства от своих подчиненных | 2. Трудно ли добиться подчиненному взаимодействия с начальством? |
3. Плохой психологический климат в группе | 3. Царит ли плохой психологический климат в группе? |
4. Большой процент заявлений об уходе | 4. Много ли заявлений об уходе? |
5. Устаревшее оборудование | 5. Оборудованию больше 20 лет? |
Задание 14. Проблемная ситуация: выбор места работы.
ГИПОТЕЗЫ:
1. Банк.
2. Типография.
3. Птицефабрика.
4. Магазин.
свидетельства | ВОПРОСЫ |
1. Коммуникабельность | 1.Умеете ли вы общаться с людьми? |
2. Любовь к животным | 2.Любите ли вы животных? |
3. Математические способности | 3.Есть ли у вас математические способности? |
4. Трудолюбие | 4.Трудолюбивый ли вы человек? |
5. Зарплата | 5.Устраивает ли вас небольшая зарплата? |
6. Свободный график работы | 6.Согласны ли вы работать по свободному графику? |