4.1 Выбор плотностей тока в обмотках. Зная среднее значение плотности тока jср, найдем плотность тока всех обмоток.
Плотность тока во вторичных обмотках j2 и j3 расположенных над первичной обмоткой, т.е. при расположении обмоток в порядке 1, 2, 3, берется меньше, чем в первичной, на 30% для трансформаторов с броневыми магнитопроводами. В нашем случае: j1 = 1,5 jср = 3;: j2 = j3 = =0,85 jср = 1,7.
Ориентировочные значения сечения проводов
;
;
;
где ;
.
. Выбираем стандартные сечения проводов (по табл. приложения к заданию на курсовой проект П1) и выписываем необходимые справочные данные, которые сведем в табл.1:
Табл.1
Обозначения | Номер обмотки | ||
Первичная | Вторичная - I | Вторичная - II | |
qпр, мм2 | 0, 2043 | 0,08553 | 1,4314 |
dпр, мм | 0,51 | 0,33 | 1,35 |
gпр, г | 1,82 | 0,76 | 12,7 |
rпр, Ом/км | 0,084 | 0,21 | 0,0123 |
dиз пр, мм | 0,56 | 0,37 | 1,43 |
Выбор марки провода определяется величиной рабочего напряжения обмотки и предельно допустимой температурой провода.
При напряжении до 500 В, как в нашем случае, и токах до нескольких ампер рекомендуется применять провода марок ПЭВ-1.
|
|
Проверяем заполнение окна сердечника проводом:
где сечения проводов и числа витков обмоток;
размеры окна сердечника.
Находим фактические плотности тока в проводах по формуле
;
;
.
Вычисляем амплитудные значения рабочих напряжений
, В;
, В;
, В.
Определяем по кривой на рис.20 (см. методическое руководство) испытательные напряжения обмоток и записываем их:
, кВ;
, кВ;
, В.
Определяем изоляционные расстояния. Для обеспечения надежной работы обмоток необходимо выбирать изоляционные расстояния так, чтобы во время работы в нормальных условиях и при испытании повышенным напряжением катушка трансформатора не повреждалась. Под изоляционными расстояниями понимаются (рис.1):
расстояния от крайнего витка обмотки до сердечника ();
расстояние от первого слоя первичной обмотки до сердечника через сплошную изоляцию каркаса (hиз ос);
расстояние между соседними слоями двух обмоток через сплошную междуобмоточную изоляцию (hиз мо);
толщина внешней изоляции поверх последней обмотки (hиз н).
Рис.4.1 Изоляционные расстояния при размещении обмоток на каркасе.
Проверка размещения обмоток в окне. При намотке на каркас величина hиз1 (расстояние от крайнего витка обмотки до сердечника), при напряжении обмоток до 1000 В определяется лишь требованиями его механической прочности и составляет (в зависимости от диаметра провода) 1,5 ÷ 3 мм. Выбираем - 2,3мм.
С целью закрепления витков обмоток и предотвращения их сползания свободное пространство между крайними витками и краем каркаса заполняют теми же материалами, которые применяются для междуобмоточной и междуслоевой изоляции.
|
|
Определяем осевую длину каждой обмотки. Обычно длину каркаса берут на 1 мм короче высоты окна магнитопровода. Тогда при намотке на каркасе допустимую осевую длину обмотки находим по формуле:
, мм,
где - длина каркаса, мм;
h - высота окна, мм;
- толщина щечки каркаса (1,5 ÷ 3), выбираем 2,3 мм.
Толщину каркаса принимаем равной 1,5 ÷ 3,0, выбираем 2,3 мм. Поверх каркаса наматывают изоляционную бумагу, обеспечивающую лучшую укладку провода и усиливающую изоляцию.
Для этой цели применим кабельную бумагу К-12 (толщина 0,12 мм) в один слой так, как величина рабочего напряжения первичной обмотки не превышает 250 В.
Толщина междуслоевой изоляции (hиз мс) зависит от диаметра провода и величины рабочего напряжения обмотки и выбирается по табл.12 (см. методическое руководство).
Таким образом, для первичной обмотки, учитывая испытательное напряжение и диаметр провода, выбираем в качестве междуслоевой изоляции - кабельную бумагу К-12 толщиной 0,12 мм.
Для вторичных I и II обмоток - кабельную бумагу К-12 суммарной толщины 2 × 0,12 = 0,24 мм, для каждой обмотки.
В обмотках, намотанных проводами диаметром менее 0,5 мм, а таковой является вторичная I обмотка, междуслоевая изоляция прокладывается через ряд слоев с суммарным напряжением между крайними слоями Uмс не более 150 В. Определим n - количество слоев, между которыми прокладывается междуслойная изоляция:
где wсл - число витков в слое;
Ев - напряжение на виток.
В обмотках из проводов диметром более 0,5 мм, а это первичная и вторичная II обмотки, междуслоевую изоляцию прокладываем между всеми слоями.
Толщина междуобмоточной изоляции определяется в зависимости от величины испытательного напряжения обмотки с наибольшим напряжением. Так как составляет 1,3 кВ, то рекомендуется применить три слоя кабельной бумаги К-12 суммарной толщиной 3 × ×0,12 = 0,36 мм.
Количество слоев наружной изоляции выбирается в соответствии с рабочим напряжением последней обмотки.
Учитывая что нашем случае = 6,3 < 500 В то выбираем наружную изоляцию из двух слоев бумаги К-12 и одного слоя батистовой ленты толщиной 0,16 мм. Таким образом, суммарная толщина наружной изоляции составит 0,4 мм.
Число витков в одном слое каждой обмотки находим по формуле
,
где - коэффициент укладки провода в осевом направлении, определяется по кривой на рис.22 (см. методическое руководство).
Число витков для первичной обмотки:
;
Число витков для вторичной I обмотки:
;
Число витков для вторичной II обмотки:
.
Число слоев определяем из выражения
,
где - полное число витков обмотки.
Число слоев для первичной обмотки:
Число слоев для вторичной I обмотки:
Число слоев для вторичной II обмотки:
.
. Радиальный размер каждой обмотки при диаметре провода dпр с изоляцией больше 0,5 мм вычисляем по формуле
, мм.
где kмс - коэффициент не плотности междуслоевой изоляции, определяется по кривым, приведенным на рис.24 (см. методическое руководство).
Радиальный размер первичной обмотки:
мм.
Радиальный размер вторичной II обмотки:
мм.
При диаметре провода с изоляцией меньше 0,5 мм радиальный размер обмотки вычисляется по формуле:
, мм
Радиальный размер вторичной I обмотки:
мм.
Полный радиальный размер катушки определяется из выражения:
,
где
Δз - зазор между каркасом и сердечником, принимается равным 0,5 мм;
hиз ос - толщина каркаса с учетом дополнительной изоляции поверх каркаса, мм;
a1, a2, a3 - радиальные размеры обмоток, мм;
hиз н - толщина наружной изоляции, мм;
|
|
h'из мо h"из мо - толщина междуобмоточной изоляции, мм;
kмо - коэффициент не плотности междуобмоточной изоляции, определяется по рис.25 (см. методическое руководство).
kв - коэффициент выпучивания, при выполнении обмотки на каркасе принимается равным 1. kно - коэффициент не плотности намотки наружной изоляции, принимается равным 1,7 ¸ 2.
Определяем зазор между катушкой и сердечником, следующим образом
мм, таким образом, катушка нормально укладывается в окне магнитопровода.
. Находим среднюю длину витка обмоток. Средняя длина витков может быть определена по следующим формулам:
,
где ак и bк - наружные размеры каркаса, мм;
20 + 2 · 0,5 + 2 · (0,24 + 0,16) = 21,80;
40 + 2 · 0,5 + 2 · (0,24 + 0,16) = 41,80;
, мм;
, мм;
Рис.4.2
Массу меди каждой обмотки находим из выражения
, кг.
где
- средняя длина витка, м; w - общее число витков обмотки; gпр - масса 1 м провода, г (берется из прил. П.1). Масса меди первичной обмотки:
кг.
Масса меди вторичной I обмотки:
кг.
Масса меди вторичной II обмотки:
кг.
Находим потери в каждой обмотке по формуле:
,
где m - коэффициент, зависящий от температуры нагрева провода, определяется по таблице 14 (см. методическое руководство) по наименьшей из допустимых температур для выбранных проводов обмоток трансформатора.
Потери в первичной обмотке:
Вт.
Потери во вторичной I обмотке:
Вт.
Потери во вторичной II обмотке:
Вт.
. Тепловой расчет трансформатора производится по методу электротепловых аналогий. В этом методе используется формальная аналогия между процессами переноса тепла и электричества. При этом распределенные тепловые параметры трансформатора моделируются сосредоточенными электрическими параметрами, распределенные источники тепла - сосредоточенными источниками электрических потерь и распределенные тепловые сопротивления - сосредоточенными активными сопротивлениями. Затем составляется электрическая схема, моделирующая процессы теплопередачи в трансформаторе.
|
|
Для такой схемы на основании законов Кирхгофа можно составит систему алгебраических уравнений, при решении которой устанавливается связь между потенциалами (температурами нагрева), токами (тепловыми потоками) и сопротивлениями (тепловыми сопротивлениями) для узловых точек схемы (катушки и сердечника).
Для определения максимального превышения температуры катушки и максимального значения среднеобъемной температуры обмотки можно использовать тепловую схему, изображенную на рис.2.
Рис.4.3 Расчетная тепловая схема замещения трансформатора при расположении максимально нагретой области на каркасе (тепловой поток направлен от сердечника к катушке).
На рисунке 3 приняты следующие обозначения:
тепловой поток, мощность которого равна электрическим потерям в обмотке (потерям в меди);
тепловой поток, мощность которого равна магнитным потерям в стали сердечника;
тепловые потоки в ветвях схемы замещения;
тепловые сопротивления катушки собственному потоку потерь;
тепловое сопротивление катушки длч потока, идущего от максимально нагретой области до каркаса, величина которого зависит от проходящего через него потока;
тепловое сопротивление каркаса;
тепловые сопротивления граничных слоев: поверхность катушки - среда и поверхность сердечника - среда соответственно.
Определяем для выбранного нами магнитопровода тепловые сопротивления элементов схемы замещения, Rг, Rм, R°м, R°с:
Тепловое сопротивление катушки
,
где ;
.
Тепловое сопротивление границы катушка - среда
где ;
Тепловое сопротивление границы сердечник среда:
где
;
.
Тепловое сопротивление каркаса:
где ,
Определяем величину теплового потока между катушкой и сердечником
где Рм - потери в меди, Вт;
Рст - потери в стали, Вт.
Определяем тепловое сопротивление катушки от максимально нагретой области до каркаса по формуле:
Определяем максимальное превышение температуры катушки и среднее превышение температуры обмотки.
Так как полученное значение х оказалось меньше нуля, т.е. тепловой поток направлен от сердечника к катушке и максимально нагретая область находится на каркасе, то в этом случае необходимо определить тепловой поток катушка - сердечник по формуле:
то, максимальное превышение температуры катушки определяют по формуле:
,
а среднее превышение температуры катушки по формуле:
где
Оценка результатов расчета перегрева. Во избежание ошибок при расчете максимальной температуры перегрева ее приближенное значение определяют по упрощенной формуле:
ºС,
где суммарные потери в меди обмоток, Вт;
суммарные потери в стали сердечника, Вт;
перепад температуры от внутренних слоев обмоток к наружным, который для пропитанных лаком катушек приближенно может быть принят равным 5-10º С;
окрытая поверхность обмоток трансформатора, см 2
открытая поверхность обмоток трансформатора, см 2;
удельный коэффициент теплоотдачи.
.
Так как максимальные температуры перегрева, рассчитанные в пунктах 4.24 и 4.25, отличаются не более чем на 15º С, то следовательно при выполнении теплового расчета трансформатора не допущено грубых ошибок.
. Максимальная температура обмотки равна:
где температура окружающей среды (принимается равной 50º С)
. Проверка результатов и их корректировка. Определяем отношение массы стали к массе меди, потерь в меди к потерям в стали:
Так как значения, полученные выше, укладываются в пределы a = 2 ÷ 3 и b = 1,25 ¸ 2 то расчет трансформатора выполнен правильно.