Обустройство Русской церкви

 

В честь победы над печенегами Ярослав построил на месте самого жестокого сражения храм – собор Святой Софии Митрополитской. Строительство было закончено в 1039 году, и храм был освещен. Затем князь расширил Киев, обвел его высокой каменной стеной, в которую были встроены Златые ворота, ставшие главными в городе.

 

Старейшее изображение Софийского собора в Киеве. Рисунок А. Вестерфельда, XVII век.

 

       Обустройству русской церкви Ярослав Владимирович уделял самое пристальное внимание. Он понимал идеологическую силу христианства и ту роль, которую оно может сыграть в единении русских земель. Не исключено, что именно в целях пропаганды новой религии Ярослав потревожил в 1044 году останки своих дядьев князей Олега и Ярополка, умерших в язычестве, крестил их и захоронил в киевской церкви Святой Богородицы. Ярослав и сам был набожен до суеверия. Знал церковные сочинения, часто и охотно беседовал со священниками и другими грамотными людьми. Похоже, он первым грамотным великим князем на Руси, по выражению летописца, «сам читал книги». Еще при жизни Ярослав Владимирович получил прозвище от народа «Книгочей» и «Мудрый». Церкви и монастыри стали возводиться повсеместно. При них, в продолжение начинания Владимира Святого, открывались школы. В Новгороде Ярослав организовал первое на Руси училище, где около 300 детей пресвитеров и старейшин приобретали знания, необходимые для получения церковного сана или начала чиновничьей карьеры. При церквах создавались первые библиотеки, приобретались за рубежом и делались на местах переводы на славянский язык церковных, исторических и светских сочинений греческих и болгарских авторов. Справедливости ради следует отметить, что в строительстве церквей и храмов присутствовал и сугубо личностный мотив: считалось, что таким образом русские князья доказывают свою набожность, надеясь тем самым искупить свои грехи.

Чтобы подчеркнуть духовную и религиозную преемственность от Византии, киевский храм в ознаменование победы над печенегами был назван так же, как и главный собор в Константинополе, - Святой Софии. В 1045 году старший сын великого князя Владимир по велению отца заложил точно такой же, но меньших размеров собор Святой Софии в Новгороде, освященный в 1050 году. В то же время киевские власти при каждом удобном случае старались подчеркнуть свою независимость от византийского патриарха. Вплоть до того, что в 1051 году Ярослав самостоятельно, даже не уведомив константинопольскую патриархию. На собрании епископов  назначил главу Русской церкви. Новым митрополитом стал священник великокняжеской церкви в селе Спас - Берестове Илларион, с именем которого связано составление первого церковного Устава. Подобный устав был и во времена Владимира Святого, но его составляли греческие священнослужители, приехавшие из Византии с супругой Владимира Анной. До Ярослава Мудрого самостоятельно назначить главу православной церкви мог себе позволить лишь византийский император.

«РУССКАЯ ПРАВДА»

 

По инициативе и не без личного участия Ярослава создавался свод гражданских Уставов, известный под названием «Древнейшая Русская Правда», или «Русская Правда». Это был второй в русской истории сборник законов после «Закона Русского», упоминавшегося в договорах Руси с Византией и 911 и 944 годах. В отличие от «Закона Русского», в котором фиксировались лишь нормы устного права при взаимоотношениях между славянскими племенами, «Русская Правда» акцентировала внимание на общественном порядке, юридически защищала простых людей от насилия, произвола и других нежелательных явлений повседневной жизни. К примеру, определялась кровная месть за убийство: «Если муж убьет мужа, то мстить за брата брату, за отца сыну, за сына отцу, или сыну братину, или сыну сестрину». Устанавливались размеры денежного возмещения за нанесенные раны или увечья, за кражу и т.д. Нормы были разработаны до мельчайших деталей: «За выдернутый ус 12 гривен; за клок бороды тоже», «Кто без спросу поедет на чужой лошади, тот платит хозяину 3 гривны» и т.д. Но принципиальным новшеством было внедрение   этих норм на всей территории уже единого после1036 года государства Русь. Аналогичные своды законов действовали в других странах, и по всей сути «Русская Правда» вплотную подошла к Правам европейским.                       

 

Ярослав – законодатель. Ярослав издает письиенные законы под названием «Русская правда». 1019 – 1054 г. Гравюра Б. Чорикова. XIX век.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: