Роль космических исследований

Космос и космические исследования нужны человечеству. С какими бы сложностями не проходило освоение космического пространства, этот путь уже не остановить. Глобальное значение имеют проблемы сырьевых ресурсов, энергетики, контроля за состоянием окружающей среды и сохранения биосферы и другие. И огромную роль в их решении будут играть космические исследования – одно из важнейших направлений научно-технической революции.

Однако чтобы человек мог работать в космосе, необходимо решить ряд проблем. Например, жизнеобеспечение в космическом полёте – это создание и поддержание в течение всего полёта в жилых и рабочих отсеках космического корабля таких условий, которые обеспечили бы экипажу работоспособность, достаточную для выполнения поставленной задачи, и минимальную вероятность возникновения патологических изменений в организме человека. Чтобы это сделать, необходимо существенно уменьшить степень воздействия на человека неблагоприятных внешних факторов космического полёта: вакуума, метеоритов, проникающей радиации, невесомости, перегрузок. Снабдить экипаж веществами и энергией, без которых невозможна нормальная жизнедеятельность человека: пищей, водой, кислородом и светом. Удалять продукты жизнедеятельности организма и вредные для здоровья вещества, выделяемые при работе систем и оборудования космического корабля. Обеспечить потребности человека в движении, отдыхе, внешней информации и нормальных условиях труда. Организовать медицинский контроль за состоянием здоровья экипажа и поддержание его на необходимом уровне. Пища и вода доставляются в космос в соответствующей упаковке, а кислород – в химически связанном виде.

В ближайшем будущем системы регенерации позволят почти полностью воспроизводить кислород и воду на борту станции. Уже давно начали использовать воду после умывания и душа, очищенную в системе регенерации. Выдыхаемая влага конденсируется в холодильно-сушильном агрегате, а затем регенерируется. Кислород для дыхания извлекается из очищенной воды электролизом, а газообразный водород, реагируя с углекислым газом, поступающим из концентратора, образует воду, которая питает электролизер. Использование такой системы позволяет уменьшить массу запасаемых веществ. В последнее время практикуется выращивание разнообразных видов растений прямо на борту корабля, что позволяет сократить запас пищи, который необходимо брать в космос, об этом писал в своих трудах ещё Циолковский.

Освоение космоса во многом помогает в развитии наук: 18 декабря 1980 года было установлено явление стока частиц радиационных поясов Земли под отрицательными магнитными аномалиями.

Эксперименты, проведённые на первых спутниках показали, что околоземное пространство за пределами атмосферы вовсе не «пустое». Оно заполнено плазмой, пронизано потоками энергетических частиц. В 1958 году в ближнем космосе были обнаружены радиационные пояса Земли – гигантские магнитные ловушки, заполненные заряженными частицами – протонами и электронами высокой энергии.

Наибольшая интенсивность радиации в поясах наблюдается на высотах в несколько тысяч км. Теоретические оценки показывали, что ниже 500 км не должно быть повышенной радиации. Поэтому совершенно неожиданным было обнаружение во время полётов первых космических кораблей областей интенсивной радиации на высотах до 200–300 км. Оказалось, что это связано с аномальными зонами магнитного поля Земли.

Сейчас активно проводится исследование природных ресурсов Земли космическими методами. Из космоса изучаются глобальные и локальные структуры земной коры для расшифровки истории её развития.

Также с помощью спутников создаются каталоги радиационных характеристик земных объектов и модели их трансформации, которые позволяют выполнить анализ состояния природных образований на время съемки и прогнозировать их динамику.

Изучение Земли из космоса приносит свои плоды. Человек впервые оценил роль спутников для контроля за состоянием сельскохозяйственных угодий, лесов и других природных ресурсов Земли лишь спустя несколько лет после наступления космической эры.

Начало было положено в 1960 году, когда с помощью метеорологических спутников «Тирос» были получены подробные съемки поверхности Земли. Эти первые чёрно-белые изображения давали весьма слабое представление о деятельности человека, но это было первым шагом. Вскоре были разработаны новые технические средства, позволившие повысить качество наблюдения. Информация извлекалась из многоспектральных изображений в видимой и инфракрасной областях спектра.

Первыми спутниками, предназначенными для максимального использования этих возможностей, были аппараты типа «Лэндсат». Например, спутник «Лэндсат-D», четвертый из серии, осуществлял наблюдение Земли с высоты более 640 км с помощью усовершенствованных чувствительных приборов, что позволило получать значительно более детальную и своевременную информацию.

Одной из первых областей применения изображений земной поверхности была картография. В доспутниковую эпоху карты многих областей, даже в развитых районах мира, были составлены неточно. Изображения, полученные с помощью спутника «Лэндсат», позволили скорректировать и обновить некоторые существующие карты США. В СССР изображения, полученные со станции «Салют», оказались незаменимыми для выверки железнодорожной трассы БАМ.

В середине 70-х годов НАСА и министерство сельского хозяйства США приняли решение продемонстрировать возможности спутниковой системы в прогнозировании роста важнейшей сельскохозяйственной культуры – пшеницы. Спутниковые наблюдения, оказавшиеся на редкость точными, в дальнейшем были распространены на другие сельскохозяйственные культуры. Приблизительно в то же время в СССР наблюдения за сельскохозяйственными культурами проводились со спутников серий «Космос», «Метеор», «Муссон» и орбитальных станций «Салют».

Использование информации со спутников выявило её неоспоримые преимущества при оценке объема строевого леса на обширных территориях любой страны. Стало возможным управлять процессом вырубки леса и при необходимости давать рекомендации по изменению контуров района вырубки с точки зрения наилучшей сохранности леса. Благодаря изображениям со спутников стало также возможным быстро оценивать границы лесных пожаров, особенно «коронообразных», характерных для западных областей Северной Америки, а также районов Приморья и южных районов Восточной Сибири в России.

Огромное значение для человечества в целом имеет возможность наблюдения практически непрерывно за просторами мирового океана, этой «кузницы» погоды. Именно над толщами океанской воды зарождаются чудовищной силы ураганы и тайфуны, несущие жертвы и разрушения для жителей побережья. Раннее оповещение населения часто имеет решающее значение для спасения жизней десятков тысяч людей.

Определение запасов рыбы и других морепродуктов также имеет огромное практическое значение. Океанские течения часто искривляются, меняют курс и размеры. Например, Эль Ниньо, теплое течение в южном направлении у берегов Эквадора, в отдельные годы может распространяться вдоль берегов Перу до 12 градуса южной широты. Когда это происходит, планктон и рыба гибнут в огромных количествах, нанося непоправимый ущерб рыбным промыслам многих стран.

Наблюдение со спутников помогает выявить «капризы» таких течений и дать полезную информацию тем, кто в ней нуждается. По некоторым оценкам российских и американских учёных экономия топлива в сочетании с дополнительным уловом за счёт использования информации со спутников, полученной в инфракрасном диапазоне, дает ежегодную прибыль в 2,44 млн долларов.

Использование спутников для целей обзора облегчило задачу прокладывания курса морских судов. Также спутниками обнаруживаются опасные для судов айсберги, ледники. Точное знание запасов снега в горах и объема ледников – важная задача научных исследований, ведь по мере освоения засушливых территорий потребность в воде резко возрастает.

Неоценима помощь космонавтов в создании Атласа снежно-ледовых ресурсов мира.

Также с помощью спутников находят нефтяные загрязнения, загрязнения воздуха, полезные ископаемые.

Наука о космосе несколько изменила представления человека о Вселенной. В течение небольшого периода времени с начала космической эры человек не только послал автоматические космические станции к другим планетам и ступил на поверхность Луны, но также произвел революцию в науке о космосе, равной которой не было за всю историю человечества. Наряду с большими техническими достижениями, вызванными развитием космонавтики, были получены новые знания о планете Земля и соседних мирах. Одним из первых важных открытий, сделанных не традиционным визуальным, а иным методом наблюдения, было установление факта резкого увеличения с высотой, начиная с некоторой пороговой высоты, интенсивности считавшихся ранее изотропными космических лучей. Это открытие принадлежит австрийцу В. Ф. Хессу, запустившему в 1946 году газовый шар-зонд с аппаратурой на большие высоты.

В 1952 и 1953 годах доктор Джеймс Ван Аллен проводил исследования низкоэнергетических космических лучей при запусках в районе северного магнитного полюса Земли небольших ракет на высоту 19–24 км и высотных шаров-баллонов. Проанализировав результаты проведённых экспериментов, Ван Аллен предложил разместить на борту первых американских искусственных спутников Земли достаточно простые по конструкции детекторы космических лучей.

С помощью спутника «Эксплорер-1», выведенного США на орбиту 31 января 1958 года, было обнаружено резкое уменьшение интенсивности космического излучения на высотах более 950 км. В конце 1958 года автоматическая межпланетная станция «Пионер-3», преодолевшая за сутки полёта расстояние свыше 100 000 км, зарегистрировала с помощью имевшихся на борту датчиков второй, расположенный выше первого, радиационный пояс Земли, который также опоясывает весь земной шар.

В августе и сентябре 1958 года на высоте более 320 км было произведено три атомных взрыва, каждый мощностью 1,5 килотонны. Целью испытаний с кодовым названием «Аргус» было изучение возможности пропадания радио и радиолокационной связи при таких испытаниях.

Исследование Солнца – важнейшая научная задача, решению которой посвящены многие запуски первых спутников и межпланетных станций.

Американские станции от «Пионера-4» до «Пионера-9» (1959–1968 гг.) с околосолнечных орбит передавали по радио на Землю важнейшую информацию о структуре Солнца. В то же время было запущено более двадцати советских спутников серии «Интеркосмос» с целью изучения Солнца и околосолнечного пространства.

О чёрных дырах узнали в 1960-х годах. Оказалось, что если бы наши глаза могли видеть только рентгеновское излучение, то звёздное небо над нами выглядело бы совсем иначе. Правда, рентгеновские лучи, испускаемые Солнцем, удалось обнаружить ещё до рождения космонавтики, но о других источниках в звёздном небе и не подозревали. На них наткнулись случайно.

В 1962 году американцы, решив проверить, не исходит ли от поверхности Луны рентгеновское излучение, запустили ракету, снабжённую специальной аппаратурой. Вот тогда-то, обрабатывая результаты наблюдений, убедились, что приборы отметили мощный источник рентгеновского излучения. Он располагался в созвездии Скорпион. И уже в 1970-х годах на орбиту вышли первые два спутника, предназначенные для поиска источников рентгеновских лучей во вселенной, – американский «Ухуру» и советский «Космос-428».

К этому времени кое-что уже начало проясняться. Объекты, испускающие рентгеновские лучи, сумели связать с еле видимыми звёздами, обладающими необычными свойствами. Это были компактные сгустки плазмы ничтожных по космическим меркам размеров и масс, раскалённые до нескольких десятков миллионов градусов. При этом звёзды обладали колоссальной мощностью рентгеновского излучения, в несколько тысяч раз превышающей полную совместимость Солнца.

Ими оказались крохотные, диаметром около 10 км, останки полностью выгоревших звёзд. Сначала решили, что это нейтронные звёзды, но расчёты опровергли ожидания: только что образовавшиеся нейтронные звёзды должны были сразу остыть и перестать излучать, а эти излучали в рентгеновском диапазоне.

С помощью запущенных спутников исследователи обнаружили строго периодические изменения потоков излучения некоторых из них. Был определён и период этих вариаций – обычно он не превышал нескольких суток. Так могли вести себя лишь две вращающиеся вокруг друг друга звезды, из которых одна периодически затмевала другую. Это было доказано при наблюдении в телескопы.

Большинство нейтронных звёзд существуют не по одиночке, а в паре с огромной звездой. В их взаимодействии, полагают теоретики, и скрыт источник могучей силы космического рентгена. Она образует вокруг нейтронной звезды газовый диск. У магнитных полюсов нейтронного шара вещество диска выпадает на его поверхность, а приобретённая при этом газом энергия превращается в рентгеновское излучение.

Свой сюрприз преподнёс и «Космос-428». Его аппаратура зарегистрировала новое, совсем не известное явление – рентгеновские вспышки. За один день спутник засёк 20 всплесков, каждый из которых длился не более 1 сек, а мощность излучения возрастала при этом в десятки раз. Источники рентгеновских вспышек учёные назвали «барстерами». Их тоже связывают с двойными системами. Самые мощные вспышки по выстреливаемой энергии всего лишь в несколько раз уступают полному излучению сотен миллиардов звёзд, находящихся в нашей Галлактке.

Теоретики доказали: «чёрные дыры», входящие в состав двойных звёздных систем, могут сигнализировать о себе рентгеновскими лучами. Оседающие в «дыру» внутренние части газового диска должны нагреться и потому стать источниками рентгена. Переходом в нейтронную звезду заканчивают «жизнь» только те светила, масса которых не превышает 2–3 солнечных. Более крупные звёзды постигает участь «чёрной дыры».

Рентгеновская астрономия поведала о последнем, может быть, самом бурном этапе развития звёзд. Благодаря ей стало известно о мощнейших космических взрывах, о газе с температурой в десятки и сотни миллионов градусов, о возможности совершенно необычного сверхплотного состояния веществ в «чёрных дырах».

Освоение космического пространства внесло некоторые изменения к восприятие мира человеком. В телевизионных программах уже давным-давно не упоминается о том, что передача ведётся через спутник. Спутники связи буквально опутывают мир невидимыми нитями. Идея создания спутников связи родилась вскоре после Второй мировой войны, когда А. Кларк в номере журнала «Мир радио» за октябрь 1945 года представил свою концепцию ретрансляционной станции связи, расположенной на высоте 35 880 км над Землей.

Заслуга Кларка заключалась в том, что он определил орбиту, на которой спутник неподвижен относительно Земли. Такая орбита называется геостационарной, или орбитой Кларка. При движении по круговой орбите высотой 35 880 км один виток совершается за 24 часа, т. е. за период суточного вращения Земли. Спутник, движущийся по такой орбите, будет постоянно находиться над определённой точкой поверхности Земли.

Первый спутник связи «Телстар-1» был запущен на более низкую околоземную орбиту с параметрами от 950 до 5630 км, это случилось 10 июля 1962 года. Почти через год последовал запуск спутника «Телстар-2». В первой телепередаче был показан американский флаг в Новой Англии на фоне станции в Андовере. Это изображение было передано в Великобританию, Францию и на американскую станцию в штате Нью-Джерси через 15 часов после запуска спутника. Двумя неделями позже миллионы европейцев и американцев наблюдали за переговорами людей, находящихся на противоположных берегах Атлантического океана. Они не только разговаривали, но и видели друг друга, общаясь через спутник. Так что можно считать этот день датой рождения космического ТВ.

Крупнейшая в мире государственная система спутниковой связи создана в России. её начало было положено в апреле 1965 года запуском спутников серии «Молния», выводимых на сильно вытянутые эллиптические орбиты с апогеем над Северным полушарием. Каждая серия включает четыре пары спутников, обращающихся на орбите на угловом расстоянии друг от друга 90 градусов.

На базе спутников «Молния» построена первая система дальней космической связи «Орбита». В декабре 1975 года семейство спутников связи пополнилось спутником «Радуга», функционирующем на геостационарной орбите. Затем появился спутник «Экран» с более мощным передатчиком и более простыми наземными станциями. После первых разработок спутников наступил новый период в развитии техники спутниковой связи, когда спутники стали выводить на геостационарную орбиту, по которой они движутся синхронно с вращением Земли. Это позволило установить круглосуточную связь между наземными станциями, используя спутники нового поколения: американские «Синком», «Эрли берд» и «Интелсат», а также российские – «Радуга» и «Горизонт».

Большое будущее связывают с размещением на геостационарной орбите антенных комплексов.

17 июня 1991 года, был выведен на орбиту геодезический спутник ERS-1. Главной задачей спутников должны были стать наблюдения за океанами и покрытыми льдом частями суши, чтобы представить климатологам, океанографам и организациям по охране окружающей среды данные об этих малоисследованных регионах. Спутник был оснащён самой современной микроволновой аппаратурой, благодаря которой он готов к любой погоде: «глаза» его радиолокационных приборов проникают сквозь туман и облака и дают ясное изображение поверхности Земли, через воду, через сушу и через лед. ERS-1 был нацелен на разработку ледовых карт, которые в последствии помогли бы избежать множества катастроф, связанных со столкновением кораблей с айсбергами и т. д.

Сейчас очень много тревожных прогнозов насчёт общего потепления Земли, которые приведут к тому, что растают полярные шапки и повысится уровень моря. Затоплены будут все прибрежные зоны, пострадают миллионы людей. Но неизвестно, насколько правильны эти предсказания. Продолжительные наблюдения за полярными областями при помощи ERS-1 и последовавшего за ним в конце осени 1994 года спутника ERS-2 предоставили данные, на основании которых можно сделать выводы об этих тенденциях. Они создавали систему «раннего обнаружения» таяния льдов.

Благодаря снимкам, которые спутник ERS-1 передал на Землю, стало известно, что дно океана с его горами и долинами как бы «отпечатывается» на поверхности вод. Так учёные могут составить представление о том, является ли расстояние от спутника до морской поверхности (с точностью до десяти сантиметров измеренное спутниковыми радарными высотомерами) указанием на повышение уровня моря, или же это «отпечаток» горы на дне.

Хотя первоначально спутник ERS-1 был разработан для наблюдений за океаном и льдами, он очень быстро доказал свою многосторонность и по отношению к суше. В сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, геологии и картографии специалисты работают с данными, представляемыми спутником.

Спутник ERS-2 был оснащён измерительным прибором Global Ozone Monitoring Experiment Gome, который учитывает объем и распределение озона и других газов в атмосфере Земли. С помощью этого прибора можно наблюдать за происходящими изменениями.

На фоне множества общих для всего мира проблем окружающей среды планирование судоходных маршрутов кажется сравнительно незначительным. Но это одна из тех сфер, в которой возможности коммерческого использования спутниковых данных используются особенно интенсивно. Это помогает при финансировании других важных заданий. Кроме того, быстрые судоходные пути требуют меньшего расхода энергии. Также надёжное планирование маршрутов помогает избежать катастроф трансокеанских судов во время штормов.

В заключение справедливо будет сказать, что двадцатое столетие по праву называют «веком электричества», «атомным веком», «веком химии», «веком биологии». Но самое последнее и, по-видимому, также справедливое его название – «космический век». Человечество вступило на путь, ведущий в загадочные космические дали, покоряя которые оно расширит сферу своей деятельности. Космическое будущее человечества – залог его непрерывного развития на пути прогресса и процветания, о котором мечтали и которое создают те, кто работал и работает сегодня в области космонавтики и других отраслях народного хозяйства.

 

Это интересно

Чтобы заглянуть на миллионы лет назад не нужны машины времени, достаточно поднять голову и посмотреть на звёзды. Свет от некоторых звёзд долетает до нашей земли за миллионы лет.

Кира Борг

 

♦ Воздухоплавание – это теория и практика передвижения по воздуху на аппаратах легче воздуха. Слово «авиация» было позаимствовано в начале ХХ века из французского языка, в который в своё время пришло из латинского языка, где avis означало «птица», и используется в значении «теория и практика передвижения в атмосфере на летательных аппаратах тяжелее воздуха».

♦ Первый в истории беспилотный летательный аппарат – летающий фонарик, изобретение которого приписывается китайскому генералу Чжугэ Ляну, жившему в 180–234 гг. н. э. (хотя есть данные, что они были известны в Китае ещё в третьем веке до н. э.). Фонарик представлял собой бумажную ёмкость, в которую устанавливался горящий масляный светильник.

Под действием нагретого огнём воздуха светящийся фонарь поднимался вверх, наводя ужас на суеверных врагов генерала. Фактически современные воздушные шары – это результат модернизации летающего фонарика.

♦ Первоначально планёры управлялись путём движений телом (Отто Лилиенталь) или перекосом крыла (братья Райт). Современные самолёты используют различные средства механизации – элероны, рули направления и рули высоты. На некоторых военных самолётах (например, на истребителе Су-27) аэродинамическая устойчивость обеспечивается специальной системой, причём полёт без помощи системы фактически невозможен. Аэродинамическая неустойчивость позволяет обеспечить более высокую манёвренность летательного аппарата, недоступную для аэродинамически устойчивого аппарата.

♦ Первоначально летательные аппараты изготавливались из тканей и дерева, затем стали использоваться специально обработанные ткани и стальные трубки, полностью алюминиевые конструкции (в период Второй мировой войны), а сегодня всё в большей мере используются композиционные материалы.

♦ Первый неуправляемый полёт человека был зафиксирован в китайских документах датированных 559 г. Генерал Гао Хуань, ставший императором, в целях упрочения своей власти приказал привязать возможного претендента на престол по имени Юань Хуантоу к большому воздушному змею и сбросить его с городской башни. К удивлению зрителей несчастный перелетел городские стены и совершил удачную посадку. К сожалению это не спасло его. Вскоре первый в истории пилот был казнён.

♦ Первый в истории управляемый полёт был совершён в IX веке в мусульманской Испании. Андалусский учёный и изобретатель по имени Аббас ибн Фирнас в возрасте 65 лет разработал и успешно испытал летательный аппарат, состоящий из обтянутых материей корпуса и крыльев. Конструкция аппарата впервые в истории позволила изменять высоту и направление полёта (фактически это был первый в мире дельтаплан). Аббас ибн Фирнас не только сумел продержаться в воздухе около 10 минут, но и осуществил первый в истории управляемый полёт.

♦ Первым в мире успешный полёт на летательном аппарате с реактивным двигателем в 1633 году осуществил мусульманин Лагари Хасан Челеби в честь дня рождения дочери султана Мурада IV. Полёт происходил при большом скоплении народа и длился порядка 20 секунд. Поднявшись на высоту около 300 м, изобретатель при помощи самодельных крыльев благополучно спланировал в воды Босфора.

♦ Первый в истории проект летательного аппарата с неподвижным крылом и пропеллером в 1763 году создал немецкий изобретатель по фамилии Бауэр. Аппарат приводится в действие мускульной силой пилота. До Бауэра изобретатели разрабатывали летательные аппараты с подвижными крыльями (по образцу птиц). Однако этот проект реализован не был.

♦ Первая в мире документированная практическая разработка летательного аппарата тяжелее воздуха была выполнена великим русским учёным М. В. Ломоносовым (1711–1765).

♦ Первый в истории воздушный шар, наполненный горячим дымом, поднялся на высоту около 300 м 5 июня 1783 года. Запуск осуществили французы, братья Жак Этьен и Жозеф Мишель Монгольфье. В их честь шар был назван «монгольфьер».

♦ Первыми воздухоплавателями стали физик Жан Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лорен д`Арланд, друзья братьев Монгольфье. С этого момента полёты на воздушном шаре прочно вошли в жизнь покорителей неба.

♦ В 1785 году французский аэронавт Жан Бланшар перелетел на воздушном шаре через Ла-Манш, открыв тем самым, эпоху воздушных путешествий.

♦ В 1794 году французский физик Кутель поднялся на аэростате над укреплениями австрийцев, на недосягаемую для ружей высоту, и составил подробный план вражеских позиций. Это был первый случай использования летательных аппаратов в военных целях.

♦ Первый прыжок с парашютом был совершён 22 октября 1797 году над парком Монсо в Париже. Француз Андре-Жак Гарнерен прыгнул с воздушного шара, находящегося на высоте около 800 м.

♦ Первый полёт на аэростате, оснащённом паровым двигателем, совершил француз Анри Жиффар в 1852 г. Наличие двигателя в определённой степени позволило влиять на движение аэростата. Таким образом, воздухоплавание перевернуло очередную страницу своей истории. Возник новый вид воздушных аппаратов – дирижабль. Это название произошло от французского dirigeable – управляемый.

♦ В 1870 году было создано Русское общество воздухоплавания. В 1880 году по инициативе Дмитрия Менделеева при Русском техническом обществе был создан воздухоплавательный отдел.

♦ На Всемирной выставке в Вене (1873 год) русскими воздухоплавателями был продемонстрирован первый в мире автопилот.

♦ В 1877 году итальянский изобретатель Энрико Форланини сконструировал беспилотный вертолёт с паровым двигателем. Ему удалось продержать аппарат в воздухе около 20 секунд. За это время он поднялся на высоту 13 м.

♦ 20 июля 1882 года самолёт Александра Фёдоровича Можайского с двумя паровыми машинами мощностью 20 и 10 л. с. отделился от земли. Он продержался в воздухе несколько секунд, затем накренился и упал на крыло, что послужило поводом для оспаривания его права считаться родоначальником мировой авиации.

♦ В 1887 году русский учёный К.Э. Циолковский разработал первый проект жёсткого цельнометаллического дирижабля.

♦ Первым в истории профессиональным пилотом принято считать немецкого инженера Отто Лилиенталя (1848–1896). В период с 1891 по 1896 год он совершил около 2000 вылетов. Для полётов он использовал модели планёров собственной конструкции. В августе 1896 года Лилиенталь во время одного из полётов сломал себе позвоночник и в тот же день умер.

♦ 2 июля 1900 года совершил первый полёт дирижабль, созданный немецким конструктором Ф. фон Цеппелином. Дирижабли этой конструкции были известны под названием «Цеппелин» и использовались как транспортные и пассажирские воздушные средства, а также в военных целях. В 1936 году был построен последний пассажирский цеппелин «Гинденбург». Совершив 63 полёта, через год эксплуатации он сгорел при посадке в течение 10 секунд.

♦ Первый успешный полёт самолёта « Флайер» состоялся 14 декабря 1903 года. Он был сконструирован американскими конструкторами братьями Уилбуром и Орвиллом Райтами, с двигателем внутреннего сгорания. Продолжительность первого полёта составила всего 3,5 секунды. 17 декабря самолёт произвёл 4 взлёта.

♦ В 1904 году в Кучино был создан аэродинамический институт, руководителем которого стал выдающийся русский учёный Николай Жуковский, создатель аэродинамики и гидродинамики. В институте велись работы, направленные на улучшение авиационной техники.

♦ В ноябре 1906 года братья Габриэль и Шарль Вуазены во Франции открыли первое в мире предприятие по выпуску летательных аппаратов с двигателями. Первый заказ был на аппарат с машущими крыльями. Опыт оказался неудачным. Но начиная с 1907 года фирма стала выпускать самолёты собственной конструкции, и в конечном итоге они составили основу французский авиации.

♦ 8 июля 1908 Тереза Пельте стала первой женщиной, которая поднялась на самолёте в качестве пассажира, совершив полёт на 200 м с Леоном Делагранжем в Милане, Италия.

♦ Томас Селфридж стал первым человеком, погибшим в авиакатастрофе самолёта 17 сентября 1908 года, когда самолёт, пилотируемый Орвиллом Райтом, пассажиром которого был Селфридж, разбился во время испытаний для заключения контракта с Армией США в Форт Майр в Вирджинии.

♦ В конце 1908 года госпожа Харт О. Берг стала первой американкой, которая стала пассажиром самолёта, пилотом был Уилбер Райт, полёт состоялся в Ле-Ман, Франция.

♦ Первый полёт самолёта с двумя людьми на борту 14 мая 1908 совершили братья Райт, пассажиром был Чарли Фёрнас.

♦ 25 июля 1909 год Луи Блерио на моноплане Blériot XI пересёк Ла-Манш, получив приз газеты Daily Mail. Его полёт из Кале в Дувр продолжался 37 минут.

♦ 22 октября 1909 года Раймонд де Ларош стала первой женщиной-пилотом, совершившей одиночный полёт на аппарате тяжелее воздуха с двигателем. Она же стала первой женщиной в мире, которая получила лицензию пилота.

♦ В 1909 году первый самолёт был выпущен на заводе «Дукс», который первоначально выпускал велосипеды и мотоциклеты, но очень быстро перешел на производство самолётов, ставшем спустя несколько лет основным авиационным поставщиком русской армии.

♦ В начале 1910 года в воздух поднялся двухмоторный аэроплан, создателем которого являлся русский инженер Б. Г. Луцкой. Это было первое в истории удачное испытание многомоторного самолёта.

♦ Первый гидросамолёт под названием Le Canard («Утка») французского инженера Анри Фаброма произвёл успешный взлёт с воды 28 марта 1910 года.

♦ В марте 1910 года отдел воздушного флота командировал во Францию для обучения лётной специальности семерых русских офицеров. Капитаны Л. Мациевич и С. Ульянин направлялись в школу Фармана, Г. В. Пиотровский (заменил капитана 2 ранга А. А. Яновича, который попал в аварию) и Б. В. Матыевич-Мацеевич – в школу Блерио, М. М. Зеленский и М. С. Комаров – в школу завода Левассера. Также во французские авиационные школы были отправлены шесть наиболее подготовленных нижних чинов для освоения специальностей авиамехаников и мотористов.

♦ Великий князь Александр Михайлович 8 ноября 1910 года официально открыл первую русскую военно-авиационную школу, на базе Всероссийского аэроклуба в Петербурге, а 14 ноября здесь начались учебные полёты.

♦ Первый в мире авиационный ранцевый парашют создал Г. Е. Котельников в 1910 году.

♦ Первым идею реактивного самолёта предложил российский изобретатель Телешов. Попытка заменить винт поршневым двигателем была осуществлена в 1910 году конструктором из Румынии А. Коанда.

♦ В 1910-х годах в России начали открываться первые полноценные авиационные заводы, зачастую на базе крупных компаний и предприятий из сферы транспортного машиностроения.

♦ Первый взлёт самолёта с палубы лёгкого крейсера «Бирмингем» совершил американский лётчик Юджин Б. Эли 14 ноября 1910 года. Для обеспечения успешного взлёта потребовалась установка на носу крейсера специальной взлётной платформы. Он же 18 января 1911 года совершил посадку на специально оборудованную для этих целей площадку на борту броненосного крейсера «Пенсильвания».

♦ В апреле 1911 года Русским техническим обществом была организованна Первая Международная воздухоплавательная выставка. Выставка проходила в Санкт-Петербурге в Михайловском манеже. За всё время работы выставку посетило более 200 тысяч человек. Выставка имела огромный успех и привлекла внимание всех крупных производителей аэропланов – как русских, так и зарубежных.

♦ В 1912 году в Санкт-Петербурге начала свою деятельность мастерская авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода; на должность главного конструктора был приглашен Игорь Иванович Сикорский. Испытывали построенные самолёты Г. В. Алехнович и Г. В. Янковский.

♦ В 1913 году американцем Элмером Сперри был изобретен автопилот.

♦ 3 ноября 1913 года в небе над Мехико, во время гражданской войны в Мексике, пилоты аэропланов Ф. Райдер и Д. Мэмб обменялись выстрелами из револьверов. Это был первый воздушный бой с применением огнестрельного оружия. До этого момента пилоты пытались повредить вражеский самолёт, бросая в него камни, металлические гирьки и крюки на верёвочках или наносили удары своими шасси по самолёту противника сверху.

♦ В 1913 году поднялся в воздух первый управляемый по радио самолёт.

♦ В 1913 году под руководством Игоря Сикорского был построен первый в мире четырёхмоторный самолёт «Русский витязь», давший начало тяжёлой авиации. Он был продемонстрирован публике 10 мая 1913 года. В том же году публике был показан опытный образец первого в истории многомоторного бомбардировщика «Илья Муромец».

♦ В 1914 году во время Первой мировой войны французский военный лётчик Ролан Гарро впервые совместил пулемёт с главной осью самолёта. Это сняло все проблемы применения огнестрельного оружия, включая автоматическое, при ведении воздушного боя. Новшество имело огромное значение для развития истребительной авиации.

♦ Первым воздушным асом стал Адольф Пегу, который первым одержал 5 воздушных побед, пока не погиб на фронте.

♦ В декабре 1914 года император Николай II утвердил решение о создании эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», ставшей первым в мире соединением, в составе которого имелись тяжёлые четырёхмоторные бомбардировщики. Именно эту дату принято считать началом дальней авиации в России.

♦ В 1914 году Владимир Александрович Лебедев, один из первых российских авиаторов, в дальнейшем – президент Всероссийского аэроклуба и кавалер ордена Почётного легиона (Франция), открыл завод в Санкт-Петербурге. До Первой мировой войны на заводе В. А. Лебедева военное министерство заказало строительство нескольких машин «Фарман 4» и «Ньюпоров». Также здесь уже велось строительство самолётов типа «Моран-Солнье», «Вуазен», «Депердюссен». К концу 1915 года на заводе был разработан и создан двухместный самолёт «Лебедь-12», аналог немецкого самолёта «Альбатрос», но превосходящий его практически по всем показателям.

♦ В 1915 году Игорь Иванович Сикорский создал истребитель С-XVI, который стал первым в мире серийно выпускаемым истребителем.

♦ Первым настоящим авианосцем, несущим на себе гидросамолёты, являлся британский корабль Ark Royal. Он был принят на вооружение в 1915 году, участвовал в Первой мировой войне.

♦ 12 декабря 1915 года был произведён первый полёт Junkers J 1, это был первый в мире цельнометаллический самолёт, поднявшийся в воздух, а также первый в истории авиации самолёт, конструкция которого была полностью выполнена из металлопроката.

♦ На начало Первой мировой войны авиация Германии, вторая по численности авиация в мире, насчитывала 220–230 самолётов. Но между тем стоит отметить, что это были устаревшие самолёты типа «Таубе», авиации предоставлялась роль транспортных средств (тогда самолёты могли перевозить 2–3 человека). Расходы на неё в немецкой армии составляли 322 тысячи марок.

♦ Немцы стремились обеспечить себе превосходство в воздухе за счёт максимально быстрого внедрения в авиацию технических новшеств (например, самолётов-истребителей) и в определённый период с лета 1915 года по весну 1916 года практически удерживали господство в небе на фронтах. Германия была первой страной, применившей военно-воздушные силы для нападения на стратегические тылы противника (заводы, населённые пункты, морские гавани). С 1914 года сначала германские дирижабли, а затем многомоторные бомбардировщики регулярно проводили бомбардировки тыловых объектов Франции, Великобритании и России.

♦ В Германии за время войны было построено более 100 жёстких воздушных кораблей конструкции Цеппелина и Шютте-Ланца. До войны немцы в основном планировали применять дирижабли для авиаразведки, но быстро оказалось, что над сушей и в дневное время дирижабли слишком уязвимы. Основной функцией тяжёлых дирижаблей стало морское патрулирование, разведка на море в интересах морского флота и дальние ночные бомбардировки. Именно дирижабли Цеппелина впервые воплотили в жизнь доктрину дальних стратегических бомбардировок, производя налёты на Лондон, Париж, Варшаву и другие тыловые города Антанты.

♦ Появление в 1915 году зажигательных пуль, позволявших эффективно поражать наполненные водородом цеппелины, в итоге привело к тому, что с 1917 года, после больших потерь в финальных стратегических налётах на Лондон, дирижабли стали использоваться только для морской разведки.

♦ Из стран-участниц мировой войны австро-венгерские воздушные силы были одними из самых слабых. Предприятия по производству самолётов в стране были весьма малочисленны, а недостача авиационного парка покрывалась в основном за счёт самолётов германского производства. К началу войны ВВС Австро-Венгрии имели лишь около 30 самолётов и порядка восьми десятков пилотов.

♦ Из всех воюющих держав авиация Османской Империи была самой слабой. Первую мировую Турция встретила с очень небольшими военно-воздушными силами. После вступления в войну турецкий авиапарк пополнился более современными германскими самолётами. Пика своего развития – 90 машин в строю и 81 пилота – турецкие ВВС достигли в 1915 году.

Но с 1917 года поступление на фронт в больших количествах новых истребителей англичан и французов и истощение ресурсов Германии привели к тому, что турецкие ВВС были практически истощены. Попытки изменить положение предпринимались в 1918 году, но не завершились из-за произошедшей революции.

♦ На момент начала Первой мировой войны Российская империя имела самый большой воздушный флот в мире из 263 самолётов. При этом авиация находилась в стадии формирования. В 1914 году Российская империя и Франция произвели примерно одинаковое число самолётов и являлись первыми по выпуску аэропланов среди стран Антанты в этом году, всё же отставая от Германии по этому показателю в 2,5 раза.

♦ В России за время Первой мировой войны было произведено 85 экземпляров «Ильи Муромца», единственного и первого в мире тяжёлого бомбардировщика.

♦ По объему своих дирижаблей Россия занимала в 1914 году третье место в мире (сразу после Германии и Франции), но её парк кораблей легче воздуха был в основном представлен устаревшими моделями. Лучшие российские дирижабли Первой мировой были построены за границей. В кампании 1914–1915 годов российским дирижаблям удалось провести всего один боевой вылет, после чего, в связи с техническим износом и невозможностью для промышленности обеспечить армию новыми дирижаблями, работы по управляемому воздухоплаванию были свернуты.

♦ В 1914 году все страны мира вступили в войну с самолётами без всяческого вооружения за исключением личного оружия пилотов (винтовка или пистолет). По мере того как авиационная разведка всё сильнее начинала сказываться на ходе боевых действий на земле, возникла необходимость в оружии, способном предотвращать попытки противника проникнуть в воздушное пространство. Быстро выяснилось, что огонь из ручного оружия в воздушном бою практически бесполезен.

♦ Российская империя – первая страна в мире, применившая авиаматки. На флоте до 1930 года авиматкой мог называться корабль специальной постройки или модернизированный и предназначенный для размещения, обслуживания, ремонта, взлёта и посадки самолётов. На начало Первой мировой войны было 5 таких кораблей в строю российского флота.

♦ Англичане и французы в начале 1915 года начали первыми ставить пулемётное вооружение на самолёты. Так как воздушный винт мешал обстрелу, первоначально пулемёты ставили на машины с толкающим винтом, расположенным сзади и не препятствующим ведению огня в носовой полусфере.

♦ Британия была первой страной, выделившей свои военно-воздушные силы в отдельный род войск, не подконтрольный армии либо флоту. Королевские Военно-Воздушные Силы были сформированы 1 апреля 1918 года на базе предшествующего Королевского лётного корпуса.

♦ Британия стала также единственной кроме Германии страной, активно развивавшей авиапарк дирижаблей жёсткого типа. Ещё в 1912 году в Великобритании был построен первый жёсткий дирижабль R.1 «Mayfly», но из-за повреждений при неудачном выводе из эллинга он так никогда и не поднялся в воздух. Во время войны в Британии было построено значительное количество жёстких дирижаблей, но по разным причинам их военное применение началось лишь в 1918 году.

♦ Британский парк мягких дирижаблей (насчитывавший к 1918 более 50 воздушных кораблей) применялся очень активно для противолодочного патрулирования и сопровождения конвоев, добившись значительных успехов в борьбе с немецкими субмаринами.

♦ В начале Первой мировой войны Франция обладала вторым по объему парком дирижаблей в мире, но по качеству он уступал германскому: французы не имели на вооружении жёстких дирижаблей, подобных цеппелинам. В 1914–1916 годах дирижабли довольно активно использовались для разведки и бомбардировочных операций, но их неудовлетворительные лётные качества привели к тому, что с 1917 года всё управляемое воздухоплавание было сосредоточено только в военно-морском флоте на патрульной службе.

♦ Италия также стала первой после Российской Империи страной, массово применившей в боевых действиях многомоторные бомбардировщики. Трёхмоторный Caproni Ca.3, впервые поднявшийся в воздух в 1915 году, стал одним из лучших бомбардировщиков той эпохи, он был построен более чем в 300 экземплярах и производился по лицензии в Великобритании и США.

♦ К моменту вступления Соединённых Штатов в мировую войну в 1917 году их военно-воздушные силы существенно уступали авиации других участников конфликта. Большинство самолётов было разведывательными либо «общего назначения», отсутствовали истребители и бомбардировщики, способные участвовать в воздушных боях на Западном фронте.

♦ Первым истребителем в мире стал британский Vickers F.B.5, специально построенный для воздушного боя с помощью закреплённого на турели пулемёта.

♦ Впервые был сбит самолёт пулеметом, стреляющим через вращающийся винт самолёта, 1 апреля 1915 года сержантом Гарро на истребителе Morane-Saulnier L. Не повредить при этом винт позволили металлические отражатели, установленные на самолёт Гарро после визита фирмы «Моран-Солнье». К маю 1915 года фирма «Фоккер» разработала удачную версию синхронизатора. Это устройство позволяло вести огонь через винт самолёта: механизм позволял пулемёту выстрелить только тогда, когда перед дулом не было лопасти. Синхронизатор впервые установили на истребитель Fokker E.I.

♦ Появление эскадрилий германских истребителей летом 1915 года оказалось для Антанты полной неожиданностью: все её истребители имели устаревшую схему и уступали аппаратам Фоккера. С лета 1915 по весну 1916 года немцы доминировали в небе над Западным фронтом, обеспечив себе существенный перевес. Это положение стали называть «Бич Фоккера».

♦ Впервые таран был применён 8 сентября 1914 года русским асом Нестеровым. В результате оба самолёта упали на землю. 18 марта 1915 года другой русский летчик впервые применил таран без падения собственного самолёта и успешно вернулся на базу. Такая тактика применялась в силу отсутствия пулемётного вооружения и его малой эффективности. Таран требовал от лётчика исключительной точности и хладнокровия, поэтому тараны Нестерова и Казакова оказались единственными в истории войны.

♦ В боях позднего периода войны авиаторы пытались обойти самолёт противника сбоку и, зайдя противнику в хвост расстрелять его из пулемёта. Эту тактику использовали и при групповых боях, при этом побеждал пилот проявивший инициативу, заставивший противника улетать. Стиль воздушного боя с активным маневрированием и стрельбой с ближней дистанции получил название «догфайт» («собачья драка») и до 1930-х доминировал в представлении о воздушной войне.

♦ До появления зажигательных пуль обычные пулемёты оказывали очень слабое воздействие на оболочку дирижабля, и единственным способом сбить воздушный корабль было пролететь прямо над ним, сбросив на киль корабля ручные гранаты. Несколько дирижаблей было сбито, но в целом в воздушных боях 1914–1915 годов дирижабли обычно выходили победителями из встреч с самолётами. Положение поменялось в 1915 году с появлением зажигательных пуль. Зажигательные пули позволяли воспламенить смешивающийся с воздухом вытекающий через пробитые пулями отверстия водород, и вызвать уничтожение всего воздушного корабля.

♦ Первой страной, которая использовала самолёты в военных целях, была Болгария – её самолёты атаковали и проводили разведку османских позиций во время Первой Балканской войны 1912–1913 гг. Первой войной, в которой самолётам отводилась важная роль в наступлении, обороне и разведке, была Первая мировая война. И Антанта, и Центральные державы активно использовали самолёты в этой войне.

♦ Первые пассажирские самолёты появились благодаря Игорю Сикорскому. Прототип современного авиалайнера поднялся в воздух в 1914 году, на борту присутствовало 12 пассажиров. В этом же году авиалайнер «Илья Муромец» установил мировой рекорд, совершив первый полёт на дальнюю дистанцию. Он пролетел расстояние от Санкт-Петербурга до Киева, сделав одну посадку для дозаправки.

♦ 31 декабря 1918 года при ВСНХ РСФСР было образовано Главное управление авиационных заводов (Главкоавиа).

♦ Первым аппаратом легче воздуха, пересёкшим Атлантику, стал британский дирижабль R34, который в июле 1919 года с командой на борту совершил перелёт из Восточного Лотиана, Шотландия, на Лонг-Айленд, Нью-Йорк, а затем вернулся в Пулхэм, Англия.

♦ 3 ноября 1919 года на авиалинии Лондон-Париж впервые в истории пассажирам было предложено питание. Одна порция стоила 3 шиллинга.

♦ В начале 1920-х годов начали формироваться первые в СССР самолётостроительные конструкторские бюро, начинают развиваться опытное строительство и серийное производство отечественных самолётов.

♦ В 1923 году на Государственном авиационном заводе № 1 (ГАЗ № 1; бывший «Дукс») под руководством Н. Н. Поликарпова были созданы самолёт-разведчик Р-1 и истребитель И-1, поступившие в серийное производство.

♦ В конце 20-х годов на Государственном авиационном заводе № 4 (ГАЗ № 4) «Мотор» А. Д. Швецовым был создан первый советский авиадвигатель – ПД М-11 мощностью 80,9 кВт, использовавшийся на протяжении нескольких десятилетий в лёгкомоторной авиации.

♦ В 1925 году Государственный авиационный завод № 12 (ГАЗ № 12) освоил производство первого самолёта оригинальной конструкции, которым стал 4-местный пассажирский самолёт К-1.

♦ После 1928 года дирижабль «Граф Цеппелин» начал первые трансатлантические рейсы. Тем не менее эра дирижаблей завершилась в 1937 году после катастрофы цеппелина «Гинденбург» в Лэйкхёрсте, Нью-Джерси, США. После этого дирижабли перестали использоваться.

♦ Гарольд Джеймс Дулиттл, американский лётчик и изобретатель, в 1929 году разработал пилотажно-навигационные приборы. Он же 24 сентября 1929 года стал первым пилотом, выполнившим взлет, полёт и посадку самолёта только по приборам.

♦ В 1930-е гг. в Германии и в Англии началась разработка реактивного двигателя. В Англии Фрэнк Уиттл запатентовал разработанный им реактивный двигатель в 1930 году и в течение десятилетия работал над его усовершенствованием. В Германии Ханс фон Охайн запатентовал свою версию реактивного двигателя в 1936 году и начал работу над его усовершенствованием. Эти два человека работали независимо друг от друга, и к концу Второй мировой войны и Германия, и Великобритания строили реактивные самолёты.

♦ В период 1930-х годов в СССР было построено свыше 6500 истребителей И-15, И-15бис и И-153, примерно столько же бомбардировщиков СБ и около 9000 истребителей И-16.

♦ Первым практически применённым реактивным самолётом стал Heinkel He 178 (Германия), совершивший первый полёт в 1939 году (Coanda-1910, по сообщениям, совершил первый короткий непреднамеренный полёт 16 декабря 1910 г.).

♦ Первая крылатая ракета (Фау-1), первая баллистическая ракета (Фау-2) и первая управляемая ракета Bachem Ba 349 были также разработаны в Германии.

Тем не менее применение реактивных истребителей было ограничено из-за их небольшого количества (к тому же в конце войны был недостаток пилотов и топлива). Фау-1 была недостаточно эффективна в связи с низкой скоростью и высокой уязвимостью, Фау-2 была недостаточно точна для поражения военных целей, хотя и эффективна при бомбардировке городов.

♦ Первым серийным самолётом стал Me-262 в 1944 году. Эта модель стала усовершенствованной версией предыдущей модели компании Heinkel.

♦ Официально считается, что капитан американских ВВС Чарлз Йегер 14 октября 1947 года первым в мире преодолел звуковой барьер на реактивном самолёте «Белл XS-1».

♦ 26 декабря 1948 года советский лётчик-испытатель О. Соколовский впервые в СССР достиг скорости звука на реактивном истребителе Ла-176. Дальность полёта также увеличивалась – были совершены беспосадочные полёты на реактивных самолётах из США в Европу и в Австралию (в 1948 и 1952 годах соответственно).

♦ Первым серийным коммерческим реактивным самолётом стал британской De Havilland Comet (январь 1951 года). В 1952 году британская государственная авиакомпания BOAC начала осуществлять регулярные рейсы на «Кометах». Однако к маю 1954 года произошло четыре катастрофы «Комет» и свидетельство лётной пригодности было аннулировано.

Ко времени выяснения причин катастроф и их устранения поднялись в небо другие модели реактивных пассажирских самолётов.

♦ На Парижском авиасалоне в 1956 году был представлен первый в мире реактивный транспортный самолёт Do.31 с вертикальным взлетом.

♦ 15 сентября 1956 года советская авиакомпания «Аэрофлот» первой в мире стала осуществлять регулярные перевозки на реактивных самолётах Ту-104. Появление Boeing 707 ознаменовало начало массовых коммерческих пассажирских авиаперевозок.

♦ В 1969 году совершил свой первый полёт Boeing 747. Этот самолёт и сегодня – один из самых распространённых крупных (широкофюзеляжных) пассажирских самолётов и перевозит миллионы пассажиров ежегодно.

♦ В 1975 году «Аэрофлот» начал регулярные рейсы на Ту-144 – первом сверхзвуковом пассажирском самолёте.

♦ В 1976 году British Airways начали трансатлантические рейсы на сверхзвуковом самолёте Конкорд. Несколькими годами ранее военный разведывательный Lockheed SR-71 установил рекорд, когда пересёк Атлантику менее чем за 2 часа.

♦ Внутри обычного Boeing 747 есть 240–280 километров проводки. Это один из самых больших самолётов в мире. Он способен перевозить 568 пассажиров.

♦ Существует международный язык авиаполётов – английский. Все члены экипажа, работающие на международных рейсах, должны говорить по-английски.

♦ Самолёты могут летать без пилотов. Теоретически, современные технологии позволяют это, но при этом существует запрет выполнять пассажирские рейсы без людей-пилотов.

♦ Загрязнение воздуха влияет на безопасность авиаполётов. Чем больше двуокиси углерода выбрасывается в воздух, тем может произойти больше инцидентов, вызванных турбулентностью.

♦ Вскоре появится самолёт, в котором пассажиры будут иметь обзор на 360 градусов. Airbus собирается ввести этот самолёт в эксплуатацию в 2050 году.

♦ На борту самолётов запрещено провозить ртуть. Даже мельчайшее количество ртути является большой угрозой для алюминия, из которого делают самолёты.

♦ У психиатров есть специальный термин «аэрофобия» – боязнь полётов на летательных аппаратах. Но на самом деле самолёты являются самым безопасным средством передвижения.

♦ Пилотам самолёта запрещается есть одинаковую пищу. Это сделано для того, чтобы одновременно не отравились все пилоты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: