Народный театр в контексте праздничной культуры

Белорусы создали уникальный много жанровый фольклор, который считается одним из самых богатых в славянском мире. Оригинальная художественная культура Беларуси формировалась веками. Он развивался на территории государства с уникальным географическим и политическим положением: перекресток «Запад-Восток», центр Европы, ставшая частью Киевской Руси (до XIII века), Великого княжества Литовского (XIII - XVI веков), Содружества. - XVIII в.). Российская империя (конец XVIII - начало XX вв.)».

Истоки белорусского исполнительского искусства были в народных верованиях, обрядах и ритуалах, в которых принимал участие каждый, не разделяясь на актеров и зрителей. Когда был достигнут высокий уровень культуры, возникла необходимость выделять опытных мастеров из общей массы, в процессе которой появились первые профессиональные белорусские актеры - шуты. Впрочем, глупости изначально не белорусские, они пришли к нам из России в средние века (X-XIII века). Первые упоминания о шутах датируются 1068 годом. Их работы демонстрируют возможность сочетания различных видов искусства - музыки, танцев, пантомимы, театра, цирковых представлений. Основное направление в ревности - смех и сатира. Именно искусство шутов послужило основой для развития исполнительского искусства - театра, оперы. Музыка, которая звучала на выступлениях шутов, была совсем другой - комедийные песни, импровизации, анекдоты. Они играли на самых разных музыкальных инструментах: орган, который использовался в древней Руси для придворных праздников, арфы, волынки, насадки, флейты, трубы, бубны. Известно о существовании профессиональных и непрофессиональных шутов на территории Беларуси. Известно, что в Сморгони до середины XIX века существовала единственная медвежья академия в Европе. Пойманных в лесу медвежат научили танцевать, а затем шуты отправились с ними на ярмарки в Россию, Польшу, Венгрию и Германию. Деятельность устоявшихся музыкантов-шутов в эпоху Великого княжества Литовского повлияла на формирование придворных инструментальных часовен. Традиции шутов, выступавших в различных формах народного театра, сохранились до двадцатого века.

Принятие христианства в 989 году сыграло важную роль в формировании культуры. После крещения в белорусских городах стали активно развиваться литература и музыка на основе византийских традиций. В XVI в. Помимо духовной музыки, в белорусской культуре развился такой новый феномен, как Батлейка, народный театр кукол. Название происходит от слова Вифлеем - польское название города Вифлеема, где, согласно библейской легенде, родился Иисус Христос. О связи происхождения сцены Рождества с библейской темой свидетельствуют канонические сюжеты постановки «Царь Ирод». Были и другие названия - вертеп, вертеп, батлимка, остмейка, жлоб, вифлеем, ясли.

Считается, что театры лодочного типа появились в Европе в XV веке. Этот тип народного театра пришел в Беларусь из Украины и Польши. История театра Батли связана с рождественскими праздниками. Первоначально сюжеты производств основывались на библейских легендах, героями которых были Дева Мария, Младенец Иисус, святые. Позже появились интерлюдии - комедийно-бытовые эпизоды, чередующиеся с каноническими сценами. Все постановки сопровождались музыкой. В спектаклях приняли участие небольшой музыкальный ансамбль и хор, в который вошли дети и взрослые. Скрипка, тарелки, дудка, бубен и губная гармошка были популярными музыкальными инструментами.

Время театрального сезона было строго определено традицией. Сезон начался на Рождество и длился до конца святых вечеров, то есть до Нового года. Актеры и хор путешествовали из дома в дом или устраивали спектакли в торговых центрах. В зависимости от местности, время такой прогулки варьировалось. Например, в Витебской и Могилевской областях шоу было показано в первые три дня рождественских праздников, а также в канун Рождества и Нового года. В Минске вертеп наблюдался от Рождества до Сретения. Жители деревни тесно связывали представления с рождественским ритуалом, и поэтому их редко показывали в нерабочие праздничные дни. Однако в городах театры могут гастролировать круглый год, обычно выступая на ярмарках. Нередко городские власти вместе с ремесленными мастерскими приглашали артистов в дни крупных ярмарок и праздников. Для горожан прогулка на лодке была любительским занятием, а также средством дополнительного заработка.

Репертуар вертепов можно разделить на два жанра:

1) «высокий» - религиозные темы;

2) «Низкие» - сатирические сцены из жизни людей.

В Беларуси существовали следующие типы лодочных театров:

1) одноэтажный;

2) двухэтажная с движущимися куклами;

3) двухэтажный с башней;

4) батлейки по принципу театра теней;

5) вертеп с прозрачными декорациями, которые изменились во время выступления;

6) батлейки - "звезды".

Одноэтажная вертеп напоминал по своему строению дом белорусского крестьянина и имел довольно простой внешний вид, чтобы не отвлекать зрителей от происходящего на сцене. Репертуар такого театра обычно состоял из рассказов о Рождестве Христовом и поклонении волхвов.

Двухэтажные батлейки существовали на территории Полесья, в таких городах, как Бобруйск, Мозырь, Копоткевичи, Березина. В конце XIX в. в минской области была широко распространена двухъярусная вертеп со специальной башней, в которой находились двери. Стол был выполнен в форме диска, который двигался вертикально, по краям которого были фигуры женщин и мужчин, держась за руки.

Батлейка по принципу театра теней была найдена в Сурожской Витебской губернии. Театр Жлоба был широко распространен в Витебской области в XVIII-XIX веках. Батлейка с прозрачными украшениями, которые были нарисованы на папирусной бумаге, использовалась в Беларуси в конце XIX - начале XX веков. Трехъярусная лодка получила широкое распространение в Могилеве.

Особое внимание было уделено дизайну бутылки, которая долгое время сохраняла свои типичные особенности - украшение цветной бумагой, резьбой, вышивкой, геометрическими фигурами из соломы и бумаги. Верхний ярус был украшен богатыми элементами церковной атрибутики. На задних стенах были звезды, иконы, кресты и библейские композиции. В центре был алтарь, который был высокой аркой, покрытой золотой бумагой. По бокам были две маленькие арки, служившие входу и выходу кукол. Потолок был усыпан цветными стеклянными звездами. Нижний ярус был спроектирован как дворец Ирода с престолом Ирода, который располагался в центре.

По теме презентации бутылки можно разделить на три типа:

1) библейско-таинственные - сцены из библейской истории;

2) шутки и комедийные сцены, в которых запечатлены политические и общественные события, герои выступали здесь от своего имени и чаще всего в форме монолога, раскрывающего комические способности актеров;

3) сцены-диалоги - это повседневные зарисовки, иногда с социальной направленностью.

Несмотря на то, что Театр Батли появился изначально для интерпретации библейских историй, со временем наибольшую популярность приобрел светский репертуар с комическими острыми сценами. Сатирические образы злого помещика, доктора-шарлатана, жадного торговца противопоставлялись герою народа и веселому шутнику Нестерке.

Путешествующие семинаристы способствовали распространению сцены Рождества, добавив в свой репертуар школьные театральные сюжеты. Содержание спектаклей отражало мировоззрение наиболее популярных в то время классовых групп белорусского общества, в частности буржуазии и крестьянства, среди которых этот вид театрального искусства был наиболее распространенным.

После Октябрьской революции преследование коммунистической партией церкви и всякое инакомыслие привело к упадку таких популярных кукольных театров. Последние записанные выступления состоялись в Слуцком районе в начале 60-х годов.

Школьный театр получил широкое распространение с начала 16 века. Первый школьный театр на территории Беларуси появился в 1585 году в Полоцке при иезуитском училище. В 1788 году в Полоцке было построено специальное здание для театра. Этот тип театра проходил во многих городах и поселках при католических и православных духовных школах. Сюжеты производств носили религиозный характер. Со второй половины 16 века, в связи с закрытием иезуитских колледжей (1773), начался упадок школьного театра. Пиар и базилианские колледжи, не имея достаточно средств, не могли позволить себе частых выступлений. Поэтому к концу XVIII в. В Беларуси был только один школьный театр - в Доминиканском колледже в Забеле (под Полоцком). Местные авторы - К. Марашевский, М. Тетерский, И. Юрьевич писали трагедии, комедии, оперетты и речи для студентов на польском и белорусском языках.

В XVIII в. На территории Беларуси было основано множество частных, городских и крепостных театров, которые также были распространены на территории России и Украины. После Несвижского и Слуцкого театров Радивиловых, которые начали свое существование в 1770 году, Театр им. Слонима М. Огинского (был одним из крупнейших и наиболее технически оснащенных в Европе), Гродненский театр им. А. Тизенхауса, Ружанский театр Л. Сапеги и Шкловский театр С..Зорич (стал основой и так называемым основанием труппы Санкт-Петербургского Императорского театра). Многие виды спектаклей - школьные, светские, придворные - появились на белорусских землях раньше, чем соседи. Каждый белорусский магнат стремился создать свой театр, поэтому во дворцах были приспособлены или специально построены залы для выступлений. Графы Тышкевич имели театры в Плещеницах и Свислочи. Хрептович - в Щорсе, князь Любомирский - в Дубровнике, граф З.Г. Чернышев - в Чечерске и Могилеве. Их строили, как правило, итальянские архитекторы.

В 18 веке в Беларуси были широко распространены музыкальные театры (Несвиж, Слуцк, Слоним, Шклов, Гродно и др.). В репертуаре этих театров преобладали итальянские и французские оперы. Но оперы были также созданы местными музыкантами, одна из которых Дж. Блэнд и его оперы «Агашка», «Преображенный философ» и другие, и они были поставлены в Несвижском театре. Были также крепостные оркестры и часовни в театрах помещиков, которые сопровождали драматические представления, религиозные службы, военные парады и балы. Крепостные музыканты исполняли сложные симфонические произведения и проходили в узком кругу «богатой аудитории».

Первую реальную попытку создать белорусский театр можно отнести к 40-м годам XIX века. Винсент Дунин-Марцинкевич был видной фигурой в театральной жизни XIX века, и именно он начал работу над созданием белорусской профессиональной драмы и национального театра. 9 февраля 1852 года была поставлена ​​пьеса «Крестьянин», автором либретто которой был Дунин-Марцинкевич.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: