Необходимые ритуалы в праздничной культуре

Ритуальное слово, или ритуальная речь, является одним из важнейших компонентов ритуальной и магической практики славянских народов. Ранее древний обряд состоял из ритуального действия, затем появилось слово, «прокомментировало» события, а позже стало одним из главных компонентов и могло даже выполнять самостоятельную функцию. Слово стало самым важным средством общения наиболее сложной системы знаков в тексте ритуала, которая центрировала серию событий и включала главных героев или всех участников. Слово имело доказательную или требовательную основу, основанную на магии заговора: «… будь моим словом, сильным и скульптурным, острее острого ножа, острее булатного копья».

Слово может принять форму:

• архаичный миф, ритуальная сказка,

• загадки,

• притчи или заговоры,

• пословицы или поговорки,

• заклинания или проклятия.

Ритуальная речь отличается от повседневной, с рядом особенностей:

1. строгое определение времени и места

2. в зависимости от цели словесного воздействия и ожидаемого результата лечения могут быть:

• просмотр

• требование

• мотивация

• запрос

• предупреждение

• угроза

3. в форме монолога (молитвы), в форме диалога (заговора)

4. содержание и цель ритуальной речи

Каждое ритуальное действие сопровождалось включением энергетического потенциала слова. Через слово человек общался не только с такими, как он, но и с богами, исконными душами, духами природы и растительного мира.

Важность роли ритуального слова, необходимо рассмотреть различные формы, раскрыть содержание и функции.

Пожелания - занимая пограничное положение между формами речевого этикета и магическими текстами, благоприятствует регулированию отношений между людьми и человеческими контактами со сверхъестественными силами, которые могут обеспечить благополучие.

Важной чертой доброй воли является диалог между заинтересованными сторонами и обмен подарками (предметами, деньгами, продуктами и т. Д.) И устными ответами - спасибо. Они звучали во время патрулирования дворов на праздники Рождество, Масленица, Пасха.

Желания были неотъемлемой частью семейных и семейных обрядов, таких как новоселье, свадьба, крещение

Благосостояние требовало взаимного акта общения - благодарности в любой форме.

Основная формула прагматического фокуса - улучшение благосостояния семьи.

Форма ритуального диалога является важнейшим компонентом ритуальной поэтики архаичных заговоров. В их магических текстах есть диалоги как акт прямой связи между колдуном и силой, которая может воздействовать на болезнь.

Комплекс доминирующих функций определялся спектром ритуальной прагматики и определял проекцию ожидаемого результата, полифония которого наиболее выразительно представлена ​​в величественных песнях, исполняемых колядниками во время патрулирования, в форме ритуального диалога.

Приветствие относится к универсальному, стереотипному, т. Е. общеизвестные, общепринятые формулы. Вербальные обращения к человеку могут быть окрашены возможными оттенками интонации, силой голоса, а также жестом, выражением лица, движением, поцелуем.

Часто в ритуальной ситуации приветствие превращалось в приглашение. Приглашение также может быть адресовано умершим.

Прощение - как одна из форм ритуальной речи, достаточно широко представленная в традиционной культуре белорусов.

Слово «проклятие» - это словесная формула, содержащая пожелания беды и несчастья.

Заклинание - разновидность ритуально-магической речи; прямое обращение к объекту магического воздействия в императивной форме - требования, приказы, мотивы, просьбы, просьбы, запреты)

Оплакивание (плач, плач… плач по умершему, по утраченной собственности, по горькой судьбе). Жалобы особенно ярки на свадебных и похоронных церемониях, так как в обоих случаях произошло безвозвратное прощание.

Игровые песни исполнялись во время различных молодежных игр; в них полевые работы были описаны и сопровождались подражанием, разыгрывались семейные сцены.

Лирические песни - последнее явление в обряде. Их главная цель - определить мысли, чувства и настроения.

Колядки Вечером 7 января «колядники» прошли по деревням - замаскированные в перевернутых шубах, масках животных, они «взяли» с собой «козла», «медведя», «коня», «журавля», несли «звезду», внутри которой находилась икона и горящая свеча. Наряды - это не что иное, как души наших предков, которые, входя в каждый дом, желали его владельцам благополучия, здоровья, хорошего урожая и потомства домашних животных. В каждой хижине колядники пели специальные ритуальные песни, заключительная часть которых содержала тосты в честь хозяев и обязательную просьбу щедро представить гостей.

13 января "Щедрость". (Rich Kutia, 2nd) На этот раз девушки гуляли по деревне. Среди друзей они выбрали самую красивую «щедрую», одели ее в лучшую одежду, украсили банку венком из разноцветных бумажных лент. Опять же, переходя от дома к дому, они поздравляли хозяев с наступающим Новым годом, желали здоровья, семейного благополучия, хорошего урожая, молодежи - создать семью.

14 января Рождественские каникулы. Утром улицы деревни были наполнены громкими величественными песнями мальчиков. Они собрались небольшими группами, перевязали через плечи брезентовые стержни, наполненные зернами ржи, овса, ячменя, и отправились в очередной тур по всем дворам. Ребята зашли в дом, поздравили хозяев с Новым годом и разбросали по полу зерна - устроил ритуал «посева», который заложил основу для успеха будущего урожая.

22 марта Сороки. Дети бегали по деревне с печеньем, булочками в виде птиц, держали их поднятыми руками или нанизывали на длинную ветку. Детское веселье сопровождалось исполнением коротких песен-звонков.

Масленица. Карнавальная неделя, с понедельника по воскресенье, была шумной и веселой. Молодые люди организовывали игры: они встречали и провожали Масленицу. Молодые женщины гуляли по деревне и вешали для мальчиков деревянные подушечки, потому что они не хотели жениться. Молодожены катались, демонстрируя свои лучшие наряды и целуясь на публике. В первый день праздника дети обошли дом, поздравили с приходом Масленицы и попросили у хозяев блины. В течение недели Масленицы зять и теща всегда приглашали друг друга в гости. В воскресенье были устроены прощания Масленицы. Молодые люди в санях с чучелами ездили по деревне с песнями до темноты

Вторая неделя до Пасхи. Вербное воскресенье. Когда они вернулись домой в церковь, веточки ивы «сбили» всех членов семьи. Передана сила пробуждающейся природы - здоровья, роста, энергии)

Volochobniki. Они посещают деревни в течение всех праздников и Страстной недели, несут палатку с изображениями Бога и святых и сопровождают их показ песнями, в которых они дают краткий обзор жизни святых, почитаемых людьми, с указанием их влияния на силы природы.

Троица "За рулем куста" - яркая региональная особенность праздника Троицы. Девочку или молодую женщину украшали зелеными ветками и вели по деревне, проходя через все дворы, исполняя ритуальные песни, в которых они прославляли владельцев, своих детей, желали им здоровья и благополучия. «Куст» считался символом урожая. Со временем обряд под влиянием социально-экономических факторов трансформировался и приобрел семейную ориентацию и стал надеждой и желанием хорошего брака.

6 июля Купалле. Вечером молодые люди собирали старые вещи, дрова, бревна для костра на высоком красивом месте возле озера или реки. Как только зажегся костер, начались игры и хороводы, которые сопровождались песнями.

12 июля - День Святого Петра. Накануне петровская юность всю ночь провела в лесу, сжигая костры. Они пели и танцевали хороводы. «Обещанные угощения» были организованы в этот день. Крестные родители посетили своих крестных детей.

21 сентября Рич. В этот день мы пошли в гости, особенно к молодоженам. Гости должны хвалить и учить молодежь одновременно.

27 сентября экзальтация. Во многих деревнях было организовано шествие, чтобы «запереть» всех жителей деревни и их дворов на зиму от чумы, войн и других бедствий.

Важную роль в раскрытии семантики обряда играют словесные формулы, которые могут проиллюстрировать ритуальный компонент, интерпретировать его, а также могут содержать «дополнительную не ритуальную информацию мифологического уровня, которая разъясняет общий смысл и цель обряда». Важным элементом многих календарных раундов является доброжелательность - «текст, содержащий желание добра и ритуал его произнесения. Занимая пограничное положение между формами речевого этикета и магическими текстами, доброжелательность регулирует как отношения между людьми, так и человеческий контакт со сверхъестественными силами, способными обеспечить благополучие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: