1. Система управления ж. д. транспортом.
2. Состав и структура эксплуатационных расходов. Методы планирования эксплуатационных расходов.
3. Эксплуатационные расходы железнодорожного транспорта, их классификация и расчет по элементам затрат.
4. Внереализационные, операционные и чрезвычайные расходы железнодорожного транспорта.
5. Понятие себестоимости продукции, способы ее расчета и основные пути снижения.
6. Особенности реализации продукции железнодорожного транспорта.
7. Оценка влияния на эксплуатационные расходы изменения объема перевозок.
8. Планирование грузовых и пассажирских перевозок. Показатели плана грузовых и пассажирских перевозок.
9. Пассажирские тарифы, основные принципы их построения.
10. Планирование выручки от перевозок грузов и пассажиров, факторы роста.
11. Планирование труда и заработной платы.
12. Оплата труда работников железнодорожного транспорта. Сущность заработной платы
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Разработка проекта плана экономической и социальной деятельности сортировочной станции.
2. Определение показателей плана работы подвижного состава.
3. Расчет себестоимости грузовых перевозок.
4. Расчеты по определению экономической эффективности новой техники и технологий.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Роль железнодорожного транспорта в социально-экономической жизни страны. Значение и особенности транспорта. Организация управления и планирования на железнодорожном транспорте.
2. Материально-техническая база, основные фонды и оборотные средства железнодорожного транспорта.
3. Эффективность реконструкции, развития технических средств, применения различных видов тяги, усиления мощности верхнего строения пути в хозяйствах железнодорожного транспорта.
4. Нормирование труда на транспорте, его основные задачи. Основные направления совершенствования организации труда.
5. Ценовая политика и ценообразование на железнодорожном транспорте. Методы построения тарифов на перевозки грузов и пассажиров. Налоговая система и особенности налогообложения.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
Петров Ю.Д., Купоров А.И., Шкурина Л.В. Планирование в структурных подразделениях железнодорожного транспорта: Учебник для вузов ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008.
Шкурина Л.В., Петров Ю.Д., Брискина Т.С., Токарев В.А. Экономика труда и система управления трудовыми ресурсами на железнодорожном транспорте: Учебное пособие для студентов вузов ж.-д. транспорта. - М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2007.
Экономика железнодорожного транспорта: учебник / Н.П. Терешина, В.Г. Галабурда, В.А. Токарев и др.; под ред.Н.П. Терешиной, Б.М. Лапидуса.- М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011.
Дополнительная литература:
1. Лапидус Б.М., Мачерет Д.А., Вольфсон А.Л. Теория и практика управления эксплуатационными затратами железнодорожного транспорта. – М.:, МЦФЭР, 2002.
2. Организация, нормирование и оплата труда на железнодорожном транспорте: Учеб. /Под. Ред. Ю.Д. Петрова, М.В. Белкина. – М.: Транспорт, 1998.
3. Планирование в предприятиях железнодорожного транспорта: Учеб. /Под ред. Ю.Д. Петрова. – М.: Транспорт, 1989.
4. Шкурина Л.В., Козлова С.С. Экономическая оценка эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте: Уч. пос. – М.: РГОТУПС, 2000.
5. Экономика железнодорожного транспорта: Учеб. /Под ред. В.А. Дмитриева. – М.: Транспорт, 1996.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
тема КУРСОВОЙ РАБОТЫ:
Разработка бюджета производства и бюджета затрат сортировочной станции
Станция – это важнейшее производственно-хозяйственное подразделение, на котором осуществляется непосредственная связь железных дорог с клиентурой. От четкой и бесперебойной работы станций зависит обеспечение перевозок грузов и пассажиров, ускорение оборота вагонов, снижение себестоимости перевозок и безопасность движения поездов.
Производственная деятельность станции осуществляется на основе бюджетной формы управления, которая должна предусматривать применение передового опыта и прогрессивной технологии, обеспечивать систематический рост производительности труда и снижение себестоимости.
Методические указания
Курсовую работу выполняют на основании исходных данных по соответствующему варианту. Для успешного выполнения работы студенту следует изучить методические указания и рекомендуемую литературу.
Исходные данные приведены в табл. 1, 2 и частично в методических указаниях.
Таблица 1
Исходные данные
| Показатель | Варианты по последней цифре учебного шифра | |||||||||
| Тип сортировочной станции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 0 |
| Двусторонняя | Односторонняя | |||||||||
| Число механизированных горок | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Количество путей в сортировочном парке (парках) | 40 | 44 | 46 | 42 | 40 | 28 | 26 | 32 | 30 | 28 |
| Число исполнительных постов | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
| Число распорядительных постов | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| Маневровые районы | 5 | 4 | 5 | 4 | 5 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 |
| Количество маневровых тепловозов | 7 | 6 | 7 | 7 | 6 | 3 | 4 | 3 | 5 | 4 |
| Площадь территории станции, тыс. м2 | 420 | 440 | 400 | 380 | 410 | 280 | 260 | 250 | 270 | 290 |
| Площадь служебных помещений, м2 | 4850 | 4900 | 5200 | 4800 | 4850 | 3400 | 3500 | 3100 | 3700 | 3600 |
| Объем служебных зданий, м3 | 19850 | 20700 | 21200 | 20200 | 21300 | 14400 | 14000 | 15100 | 14700 | 14900 |
| Площадь служебных помещений грузового хозяйства, м2 | 1680 | 1640 | 1610 | 1600 | 1650 | 860 | 840 | 830 | 870 | 890 |
| Стоимость основных производственных фондов, тыс. руб. | 30000 | 31500 | 32300 | 32900 | 33100 | 25700 | 25600 | 22900 | 21300 | 22500 |
| Общий объем отправления грузов в год, тыс. т | 740 | 800 | 810 | 790 | 720 | 300 | 280 | 320 | 310 | 270 |
| Общий объем прибытия грузов в год, тыс. т | 700 | 740 | 800 | 780 | 810 | 540 | 480 | 470 | 510 | 460 |
| Транзитный вагонопоток с переработкой в год, тыс. ваг. | 1900 | 1890 | 1840 | 1910 | 1820 | 850 | 810 | 840 | 850 | 830 |
| Транзитный вагонопоток без переработки в год, тыс. ваг. | 810 | 780 | 830 | 870 | 890 | 470 | 450 | 410 | 460 | 430 |
Таблица 2
Исходные данные
| Показатель | Вариант (первая буква фамилии студента) | ||||||
| Г, Я, К, У | Р, Т, В, Ж | И, Н, Ю, Э | Д, М, П, Х | С, Ш, З, Щ | Б, Л, Ч, Ц | О, Ф, А, Е | |
| Простой транзитного вагона с переработкой, ч | 9,8 | 9,3 | 9,7 | 9,6 | 10,1 | 9,2 | 9,4 |
| То же без переработки, ч | 1,2 | 0,9 | 1,1 | 1,0 | 1,3 | 1,2 | 1,4 |
| Простой местного вагона, ч | 24,7 | 25,2 | 27,0 | 26,4 | 27,1 | 24,9 | 28,0 |
| Средняя статическая нагрузка на вагон, т/ваг. | 46 | 43 | 45 | 47 | 44 | 43 | 45 |
Раздел 1. Разработка бюджета производства.
объемные и качественные показатели работы сортировочной станции
В этом разделе рассматриваются объемные и качественные показатели работы сортировочной станции в среднем за сутки.
Объемные показатели:
по технической работе – общий вагонооборот; отправление вагонов с подразделением на транзитные с переработкой, без переработки и местные; рабочий вагонов; число маневровых локомотивов;
по грузовой работе – отправление грузов в тоннах и вагонах; прибытие грузов (выгрузка) в тоннах и вагонах.
Качественные показатели:
простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией; средняя статическая нагрузка на вагон своей погрузки; производительность маневрового локомотива; коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка.






