Показателями качества работы станции являются: простой транзитных вагонов (с переработкой и без переработки); простой местных вагонов, простой под одной грузовой операцией, средняя статическая нагрузка на вагон своей погрузки, производительность маневрового локомотива, коэффициент использования вагонов рабочего парка.
На основании табл. 3 и заданных норм простоя вагонов определяется средний простой транзитного вагона.
Количество транзитных вагонов (см. табл. 1).
Таблица 3
Расчет структуры транзитного вагона
Показатель | Количество транзитных вагонов nтрi | Структура транзитного вагонопотока , % |
Транзитные вагоны с переработкой nтр/п Транзитные вагоны без переработки nтр/бп | ||
Всего |
Количество транзитных вагонов (см. табл. 1).
где – структура транзитного вагонопотока.
Средний простой транзитного вагона:
,
где gi – структура транзитного вагонопотока;
tmpi – простой транзитного вагона с переработкой и без переработки (табл. 2).
Например, если удельный вес транзитных вагонов с переработкой 66,67%, простой – 5 ч, а транзитных вагонов без переработки – соответственно 33,33% и 0,6 ч, то:
|
|
Средневзвешенный простой вагонов на станции:
где gi – структура вагонопотоков;
ti – простой вагона соответственно транзитного с переработкой и без переработки и местного вагона.
Расчет структуры вагонопотока станции gi произвести по форме табл. 4.
Таблица 4
Расчет структуры вагонопотока
Показатель | Количество отправленных вагонов noi | Структура вагонопотока gI, % |
Транзитные вагоны с переработкой nтр/п Транзитные вагоны без переработки nтр/бп Местные вагоны nм | ||
Всего |
Рабочий парк вагонов:
,
где n – количество отправленных вагонов за сутки по категориям;
t – время простоя вагонов по категориям.
Коэффициент эффективности использования вагонов рабочего парка
Среднесуточная производительность маневровых локомотивов:
,
где Ммл – количество маневровых локомотивов.
Все результаты объемных и качественных показателей свести в табл. 5.
Таблица 5
Объемные и качественные показатели работы сортировочной станции
Показатель | Единица измерения год/сутки | Значение показателя | |
в год | в среднем за сутки | ||
Объемные Общий объем отправления грузов Общий объем прибытия грузов Общий объем отправленных грузовых вагонов, в том числе: транзитных с переработкой транзитных без переработки местных Вагонооборот в сутки Рабочий парк вагонов Количество маневровых локомотивов Качественные Простой транзитного вагона с переработкой Простой транзитного вагона без переработки Простой местного вагона Средняя статическая нагрузка Коэффициент эффективности Производительность маневрового локомотива | тыс. т/т тыс. т/т тыс. ваг./ваг. тыс. ваг./ваг. тыс. ваг./ваг. тыс. ваг./ваг. ваг. ваг. лок. ч ч ч т/ваг. – ваг./лок. сут. |
|
|
Раздел 2. трудовые ресурсы станции
Рассчитывая трудовые ресурсы сортировочной станции, определяем следующие показатели: явочная и списочная численность работников, среднем заработная плата, фонд заработной платы и производительность труда.
Расчет численности работников станции производится с учетом расширения зон обслуживания, совмещения профессий и других мероприятий, повышающих производительность труда.
Явочная численность эксплуатационного персонала по нормам обслуживания рабочих мест рассчитывается по формуле:
,
где N – количество объектов обслуживания;
n – норма обслуживания;
Ссм – количество смен (4,37 при круглосуточной работе в 4 смены).
Численность работников станции планируют по хозяйствам, производственным группам, профессиям и должностям работников в зависимости от объема работы и норм выработки, числа обслуживаемых объектов и установленных норм затрат труда на один объект. Численность руководящих работников, специалистов и служащих планируется по штатному расписанию в зависимости от класса станции.
Численность работников производственного штата планируют по хозяйствам и статьям в соответствии с Номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта.
В плане по труду предусматривается определение численности цехового персонала и аппарата управления станции. Потребность в цеховом персонале станции устанавливается на основе действующей номенклатуры должностей в зависимости от объема работы, норм обслуживания и количества смен.
Численность работников аппарата управления станции определяют на основании типовых штатных расписаний в зависимости от класса станции.
Исходные данные приведены в табл. 6.
Численность цехового персонала и аппарата управления определяется по нормативам, приведенным в табл. 7.
В целях избежания ошибок при определении фонда заработной платы не следует округлять явочную численность по каждой профессии и должности сменных работников. Округлять списочную численность по профессиям, а явочную по статьям расходов.
Среднемесячная заработная плата включает в себя месячную тарифную ставку или оклад, сдельный приработок (при сдельной форме оплаты труда), доплаты за работу в ночное время и в праздничные дни, премии, доплаты за сложность и условия труда, другие доплаты, предусмотренные контрактом, коллективным договором.
В курсовой работе в расчете среднемесячной зарплаты работников станции включаются все перечисленные выплаты, кроме «других доплат», так как они не носят общего для всех сортировочных станций характера.
Тарифную ставку принимают в зависимости от разряда рабочего, а должностные оклады – по штатному расписанию (см. табл. 7):
где 166 – количество часов в месяц.
Кроме месячной тарифной ставки или оклада, для работников предусматриваются доплаты: за работу в ночное время – 20% от месячной тарифной ставки, за работу в праздничные дни – 3,2% от месячной тарифной ставки.
* Среднегодовая численность
где 6 – продолжительность отопительного сезона, мес.
** 1 на 500 м2 помещения.
*** Требуемый контингент
где tоч = 40 – трудоемкость очистки вагона, чел.-мин.;
nв – количество выгруженных вагонов в сутки;
Kq 1,45 – коэффициент, учитывающий нормы времени на подготовительно-заключительные операции;
αоч – доля вагонов, требующих очистки (αоч = 0,65).
Премии за выполнение плана отправления вагонов, погрузки и выгрузки, за высокие качественные показатели можно установить (по опыту сортировочных станций) в размере до 20% от месячной тарифной ставки или оклада.
|
|
Аппарат управления станции премируется в соответствии с положением о премировании аппарата управления, действующем на данной дороге, отделении. Размер премии может быть принят на уровне 10% от оклада.
Оплата труда производственного персонала за непроработанное время (оплата отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей) планируется по ст. 757 в размере 10% от фонда заработной платы производственных работников, а также 10% от фонда заработной платы станционного и маневрового диспетчеров, и вносится в графу 18.
Фонд заработной платы за год (тыс. руб.) в графе 18 рассчитывается на явочный контингент, и, рассчитав оплату производственного персонала за непроработанное время по ст. 757, перейдем к фонду оплаты труда на списочный контингент.
Расчеты контингента, среднемесячной заработной платы, фонда зарплаты, и оплаты за непроработанное время (дополнительной заработной платы) производятся в табл. 8.
Расчет производительности труда
Производительность труда на сортировочной станции:
где nприв – основная (приведенная) продукция сортировочной станции;
Чсп – среднесписочная численность работников станции, занятых эксплуатационной работой.
Основная (приведенная) продукция сортировочной станции:
где nтр.с/п, nтр.б/п, nм – количество отправленных со станции вагонов соответственно транзитных с переработкой, без переработки и местных;
k1, k2 – коэффициент приведения по трудоемкости обработки соответственно для вагонов транзитных без переработки и местных.
Коэффициенты приведения для транзитных вагонов с переработкой принимаем за единицу, а для вагонов транзитных без переработки k1 и местного k2 рассчитываем исходя из трудоемкости обработки вагонов транзитных с переработкой. В курсовой работе принять k1=0,5 и k2=4.
Раздел 3. Бюджет затрат станции.
расчет эксплуатационных расходов
|
|
План эксплуатационных расходов определяет денежные средства, необходимые для выполнения заданного объема работы станции.
Эксплуатационные расходы станции подразделяются на прямые расходы по видам работ и местам возникновения затрат, общие для всех мест возникновения затрат и видов работ, и общехозяйственные.
Эксплуатационные расходы станции планируются по статьям Номенклатуры расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, а в составе статей – по элементам затрат: фонд оплаты труда, отчисления на социальные нужды, материальные затраты, в т.ч.: материалы, топливо, электроэнергия, прочие материальные затраты, амортизация, прочие расходы. Прочие материальные затраты в курсовой работе не планируются. Расходы следует считать в тыс. руб.
Планирование прямых расходов по видам работ и местам возникновения затрат
Затраты на заработную плату станции рассчитаны в разделе 2.
I. расходы НА МАТЕРИАЛЫ
1. Затраты на материалы при уборке и обслуживании служебных производственных помещений по ст. 2040 (080) планируют по площади помещений и нормам расхода на 100 м2. На содержание в чистоте площади 100 м2 в год примерные затраты составляют 510 руб.
где Si – площадь помещений (табл. 1);
Н – норма расхода материалов на 100 м2.
2. По хозяйству грузовой и коммерческой работы затраты на материалы по приему, отправлению и выдаче грузов, материалы при погрузке и пломбировании вагонов, на маркировку грузов по ст. 1001 (040) определяются из расчета 68 руб. на 1 вагон погрузки:
где n – число погруженных вагонов в сутки;
Н3 – норма затрат материалов.
Затраты материалов по уборке и обслуживанию помещений грузового хозяйства по ст. 2010 (044):
где S2 – площадь помещений грузового хозяйства (табл. 1).
Н – 510 руб.
Затраты на приобретение и ремонт тормозных башмаков планируют исходя из усредненных норм механизированных горок – 1 башмак на 370 вагонов. С учетом этого годовые расходы по ст. 2034 (070) определяются по формуле:
где - стоимость тормозного башмака, 285 руб.
II расходы на электроэнергию
1. По хозяйству перевозок расходы на освещение станции по ст. 2030 (071) определяются по формуле:
где åW – суммарная мощность установленных светильников,
где F – площадь станции (табл. 1);
в – норма удельной мощности, Вт/м2 (в=1,2 Вт/м2);
Т – время горения световых точек за год, равное 3200 ч;
Кз – коэффициент запаса (Кз=1,3);
Ц – цена 1 кВт-ч электроэнергии (принять в расчете Ц = 2,60 руб. за 1 кВт-ч).
Расходы на зарядку аккумуляторных ручных сигнальных фонарей по ст. 2030 (071), планируются в зависимости от количества зарядок каждого аккумуляторного фонаря в год, числа аккумуляторов и стоимости зарядки одного аккумуляторного фонаря. Фонарь заряжается 15 раз в месяц, или 180 раз в год. Цена одной зарядки – 21 руб.
15% работников хозяйства движения имеют фонари. Таким образом, эти расходы составляют:
где Чак.ф – численность работников станции, имеющих аккумуляторные фонари;
Ца – стоимость одной зарядки (21 руб.).
Общая сумма расходов на электроэнергию по ст. 2030 (071) составит:
Затраты на электроэнергию для освещения помещений по ст. 2040 (080) определяют по формуле:
где F – освещаемая площадь помещений;
в – норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2);
Т – время горения световых лампочек за год (3200 ч);
Ц – цена 1 кВт-ч (2,60 руб.).
б. По грузовому хозяйству затраты на электроэнергию для освещения служебных помещений по ст. 2010 (044) определяют по формуле:
где F – освещаемая площадь помещений;
в – норма удельной мощности освещения (5 Вт/м2);
Т – время горения световых лампочек за год (3200 ч);
Ц – цена 1 кВт-ч, (2,60 руб.).
III. расходы на топливо
Затраты на топливо по ст. 2040 (080) для отопления помещений планируют по нормам расхода условного топлива для подогрева на 1°С в сутки, продолжительность отопительного периода, а также разности температур и кубатуры зданий составляет:
где V – объем зданий по наружному обмеру, м3;
ТТ – продолжительность отопительного сезона в днях (принимается равной 200 дней);
В – норма расхода условного топлива для подогрева 1000 м3 зданий на 1°С в сутки, кг, (В=1,5 кг);
tв – средняя температура внутри здания (tв =20°С);
tн – температура наружного воздуха в среднем за отопительный сезон (tн =-5°С);
Ц – цена 1 т условного топлива (Ц=14000 руб.).
IV. прочие затраты
Прочие расходы по ст. 2030 (071) (оплата счетов за печатание графиков, расписаний, технических инструкций и т.д.) составляют 0,5% от общей суммы расходов по данной статье:
где – фонд оплаты труда основной по ст. 2030 (071)
(см. табл. 8), тыс. руб.;
–затраты на электроэнергию по ст. 2030 (071), руб.
Прочие расходы по ст. 2040 (080) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов, оборудования и инвентаря) принять в размере 237 тыс. руб.
Прочие расходы по ст. 1001 (040) (на приобретение бланков и книг для оформления перевозочных документов и коммерческой отчетности, тарифных руководств, алфавитных маршрутов и др.) принять в размере 48 тыс. руб.
Прочие затраты по ст. 2010 (044) (оплата счетов за газ, дезинфекцию помещений, ремонт механизмов и инвентаря) принять в размере 460 тыс. руб.