Значение работы по изучению морфемного состава для развития речи учащимися и формирование орфографического навыка

 

В начальной школе изучается морфемный состав слова. Это имеет большое значение для успешного формирования устной и письменной речи учащихся, так как лексическое значение многих слов и особенности их употребления и написания осознаются детьми тогда, когда им открываются тайны строения слова.

Овладение учащимися материалом раздела «Состав слова» предусматривает умение не только выделять в нём значимые части (приставку, корень, суффикс, окончание), но и наблюдать за значением некоторых морфем, за их ролью в образовании новых слов. Работа над составом слова включает словообразовательный анализ и синтез в элементарном виде. Она тесно связана с работой над значением и правописанием слов, способствует обогащению словаря детей, развитию их языкового чутья, мышления.

Значение работы над морфемным составом заключается в следующем:

1. Младшие школьники овладевают одним из ведущих способов раскрытия лексического значения слова.

2. Они узнают об образовании слов, это формирует их активное отношение к слову.

3. Образуя слова, дети соотносят их с процессами, явлениями, фактами, и это обогащает знания школьников об окружающем мире.

4. Осознание морфем, значение приставок, суффиксов содействует формированию точности речи.

5. Изучение морфемного состава слова имеет большое значение для формирования орфографических навыков, ибо ведущий принцип русского правописания – фонемно-морфологический.

6. Наконец, изучение морфемного состава слова помогает развитию умственных способностей учащихся (например, учит абстрагировать, сравнивать).

Изучение морфем осуществляется в определённой последовательности:

1. 2 класс. Знакомство с особенностями однокоренных слов и корня слова. Здесь ученики знакомятся с корнем слова, узнают, что во всех однокоренных словах единообразное написание корня. Из орфографии знакомятся с правописанием безударных гласных и парных звонких и глухих согласных в корне слова (простейшие способы проверки).

2. 3 класс. Изучение специфики и роли в языке окончания, корня, приставки, суффикса. При изучении темы «Корень» дети углубляют свои знания по этой теме. Однокоренная лексика часто используется при толковании значения слов, что способствует развитию у детей языковой догадки.

При изучении приставки и суффикса дети усваивают их главную роль – образование новых слов. Ознакомление с окончанием происходит на практическом уровне. Изменяя слова в предложении, учащиеся убеждаются, что окончания меняются при изменении слова, а слово, в свою очередь, изменяется в зависимости от отношения к другим словам в словосочетании и предложении (на примере имён существительных, прилагательного, глагола).В 3 классе происходит знакомство с нулевым окончанием.

Благодаря разделу «Состав слова» учащиеся овладевают русской орфографией, ведущий принцип которой предусматривает единообразное написание частей слова.

Большое место в системе изучения состава слова отводится элементам словообразовательного анализа и синтеза. Учащиеся устанавливают, от какого слова образовалось данное, с помощью какой морфемы, упражняются в образовании слов.

3. 4 класс. Углубление знаний о морфемном составе слова и элементах словообразования в связи с изучением частей речи.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: