СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА
Тема: «Нации и межнациональные отношения
в современном обществе»
| 1. | Современные нации – высшая форма этнической общности. | |
| 2. | Источники национальной общности: | |
| А. | историческая память; | |
| Б. | национальное самосознание; | |
| В. | национальные интересы; | |
| 3. | Межнациональные интересы в современном мире: | |
| А. | интеграция и сближение народов (Европейский союз, США; Канада и т.д.); | |
| Б. | межнациональные конфликты и пути их преодоления; | |
| В. | толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов; | |
| Г. | национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ, «Конвенция национальной политики РФ») | |
Тема: «Мораль и «золотое правило» нравственности»
| 1. | Мораль и ее роль в жизни человека и общества: исторический аспект. | ||
| 2. | Основа морали – общечеловеческие нравственные нормы и ценности: | ||
| А. | «золотое правило» нравственности; | ||
| Б. | нравственные категории; | ||
| В. | принципы и нормы морали; | ||
| 3. | Существует ли прогресс морали: | ||
| А. | нравственный долг и проблема выбора; | ||
| Б. | современные реалии (Интернет и т.п.) и нравственные нормы. | ||
Тема: «Социально-демографические проблемы
современности»
| 1. | Социально – демографические проблемы как часть глобальных проблем современности. | ||
| 2. | Сущность «демографического взрыва» и его связь с другими глобальными проблемами. | ||
| 3. | Чем вызван демографический кризис в экономически развитых странах? | ||
| 4. | Проявления и последствия «демографического взрыва»: | ||
| А. | массовый голод, болезни, неграмотность, отсутствие нормального жилья; | ||
| Б. | безработица; | ||
| В. | массовые миграции; | ||
| Г. | проблемы ассимиляции приезжих; | ||
| 5. | Пути преодоления социально – демографических проблем: | ||
| А. | решение проблемы регулирования численности народонаселения; | ||
| Б. | осуществление продуманной демографической политики; | ||
| В. | международное сотрудничество в решении социально – демографических проблем. | ||
Тема: «Семья в современном обществе»
| 1. | Функции семьи как социального института: | ||
| А. | репродуктивная; | ||
| Б. | воспитательная; | ||
| В. | хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие другие; | ||
| 2. | Изменения в обществе и современная семья: | ||
| А. | изменение положения женщины в обществе и в семье: семья партнерского типа; | ||
| Б. | от многопоколенной семьи к нуклеарной; | ||
| 3. | Государство и семья. | ||
Тема: «Социальная мобильность и изменение
социального статуса»
| 1. | Чем определяется социальный статус личности. | |
| А. | что такое социальный статус; | |
| Б. | предписанный социальный статус; | |
| В. | приобретенный социальный статус; | |
| 2. | Понятие «социальная мобильность». | |
| 3. | Виды социальной мобильности. | |
| 4. | Влияние социальная мобильность на статус личности: | |
| А. | каналы восходящей социальной мобильности; | |
| Б. | вертикальная нисходящая мобильность: в чем она проявляется; | |
| В. | может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности; | |
Тема: «Семья как социальный институт»
| 1. | Понятие семьи. | ||
| 2. | Функции семьи: | ||
| А. | репродуктивная; | ||
| Б. | социализации; | ||
| В. | хозяйственно-бытовая; | ||
| Г. | экономическая; | ||
| Д. | социально-статусная; | ||
| Е. | эмоциональная; | ||
| Ж. | защитная; | ||
| З. | духовно-нравственная | ||
| И. | досуговая; | ||
| 3. | Права и обязанности членов семьи. | ||
| 4. | Виды семей: | ||
| А. | традиционная (патриархальная); | ||
| Б. | нуклеарная, расширенная, полигамная; | ||
| В. | авторитарная, либеральная, демократическая; | ||
| 5. | Ресурсы семьи. | ||
Тема: «Социальная мобильность»
| 1. | Понятие социальной мобильности. | |
| 2. | Факторы, влияющие на социальную мобильность. | |
| 3. | Виды социальной мобильности: | |
| А. | вертикальная; | |
| Б. | горизонтальная; | |
| В. | индивидуальная; | |
| Г. | групповая; | |
| Д. | межпоколенная; | |
| Е. | внутрипоколенная; | |
| Ж. | организованная; | |
| З. | структурная; | |
| 4. | Социальные лифты: | |
| А. | социальный статус семьи; | |
| Б. | получение образования; | |
| В. | физические и умственные способности; | |
| Г. | внешние данные человека; | |
| Д. | получение воспитания; | |
| Е. | смена места жительства; | |
| Ж. | армейская служба; | |
| З. | вступление в брак; | |
Тема: «Молодежь как социальная группа»
| 1. | Молодежь как социологическое понятие. | |
| 2. | Особенности социального положения молодежи: | |
| А. | переходность положения; | |
| Б. | высокий уровень мобильности; | |
| В. | освоение новых социальных ролей; | |
| Г. | перспективы в профессиональном и карьерном плане; | |
| 3. | Социально-психологические качества молодежи: | |
| А. | неустойчивость психики; | |
| Б. | внутренняя противоречивость; | |
| В. | низкий уровень толерантности; | |
| Г. | стремление отличаться от остальных; | |
| Д. | специфическая молодежная культура; | |
| 4. | Типы самодеятельности молодежи. | |
| 5. | Неформальные молодежные группы. | |
Тема: «Социальный контроль»
| 1. | Понятие социального контроля: | |
| А. | в широком смысле слова; | |
| Б. | в узком смысле слова; | |
| 2. | Элемент социального контроля: | |
| А. | нормы; | |
| Б. | санкции; | |
| 3. | Форм социального контроля: | |
| А. | внутренний; | |
| Б. | внешний; | |
| 4. | Методы социального контроля. | |
Тема: «Малая социальная группа и ее роль
в обществе»
| 1. | Что такое малая социальная группа. | |
| 2. | Виды малых социальных групп: | |
| А. | семья как малая социальная группа; | |
| Б. | группа друзей; | |
| В. | производственный коллектив как малая социальная группа; | |
| 3. | Роль малой социальной группы в социализации индивида: | |
| А. | Социальные нормы как заданный образец поведения; | |
| Б. | Способы воздействия группы на индивида; | |
| 4. | Малая социальная группа как основа общества. | |
Тема: «Социальный контроль в обществе»
| 1. | Понятие социального контроля. | |
| 2. | Функции социального контроля: | |
| А. | социальный контроль как важнейший фактор социальной регуляции на всех уровнях жизни общества; | |
| Б. | социальный контроль как способ сохранения существующих в обществе ценностей и пресечения посягательства на эти ценности; | |
| В. | социальный контроль как фактор, обеспечивающий предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и стабилизации социального контроля; | |
| 3. | Писанные и неписанные социальные регуляторы. | |
| 4. | Институты социального контроля: | |
| А. | первичные группы и их роль в социальном контроле; | |
| Б. | роль производственных и учебных коллективов в социальном контроле; | |
| В. | государство как институт социального контроля; | |
| 5. | Социальный контроль и его роль в социализации личности. | |
Тема: «Социальная структура общества»
| 1. | Понятие «социальная структура общества». | |
| 2. | Социальная дифференциация, критерии социальной дифференциации: | |
| А. | экономический; | |
| Б. | политический; | |
| В. | профессиональный; | |
| 3. | Социальная общность как элемент социальной структуры. | |
| 4. | Основные типы социальных общностей: | |
| А. | касты; | |
| Б. | сословия; | |
| В. | классы; | |
| 5. | Социальная группа – основной элемент социальной общности (большая, малая, первичная, вторичная и т.д.) | |
| 6. | Социальная структура современного российского общества. | |






